Пятница, 20.06.2025, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 798
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа
Главная » Статьи » Образование » Наше образование

Степан Мильтонян: Дорогу осилит идущий

Степан Мильтонян: Дорогу осилит идущий

Степан Мильтонян: Дорогу осилит идущий

Досье

Степан Мильтонян — педагог Тверского музыкального училища им. М.П. Мусоргского, заслуженный работник культуры РФ. Ведет специальную скрипку, камерный ансамбль, читает авторский курс методики обучения игре на скрипке. В 1990 году Мильтонян и его единомышленники организовали Ассоциацию педагогов-струнников, которую возглавил и стал первым редактором регулярного издания «Ключ». В 1993-м ассоциация была принята в Европейскую ассоциацию педагогов-струнников (ЕSTA). Организатор российских конкурсов и фестивалей юных скрипачей, летних лагерей струнников, посвященных ансамблевым формам музицирования, и семинаров для педагогов-новаторов. Число городов, в которых он рассказывал о своей методической системе, перевалило за сорок. Итогом тридцатилетней педагогической деятельности Степана Ованесовича стала книга «Педагогика гармоничного развития скрипача», вышедшая в 1996 году, главным смыслом которой является не узкоспециальная методика, а общая концепция становления личности ребенка и взаимоотношений между учителем и учеником в процессе обучения.

«Я уже достаточно засвечен в средствах массовой информации, причем мне каждый раз крайне неудобно раздеваться перед публикой. Но раз уж я обещал, то не буду ставить вас в неловкое положение — я понимаю, это ваша работа…» Такими словами Степан Ованесович предварил нашу беседу, что не могло не насторожить. В этот раз мой герой не рассказал мне ни о встрече с возлюбленной на танцплощадке, ни о студенчестве, ни даже о том, как проходило его собственное становление как музыканта-скрипача. Но потом — несколько слов о его знаменитой методике и пути к ее системному внедрению, пара тезисов, раскрывающих его профессиональную и жизненную позицию, и портрет потихоньку сложился.

Немного найдется музыкантов-струнников, которые не слышали бы о «методике Мильтоняна». Она не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Вместо индивидуального урока — занятие в небольшой группе, вместо долгого разучивания заданной пьесы — свободная импровизация. Такой способ, по словам Мильтоняна, одинаково комфортен для детей всех возрастов и способствует всестороннему развитию личности ребенка — как с технической стороны, так и в эмоциональной и интеллектуальной сфере. Но самое главное — нравственная составляющая. Степан Ованесович уверен: столь свободное общение детей со звуком моделирует их общение с себе подобными в реальной жизни. Так, будучи уверенным в том, что нынешние способы преподавания устарели, Мильтонян предпочел карьере скрипача с мировой славой нелегкий труд педагога-новатора.

— Уровень педагогической культуры сегодня очень низок, а ведь с этого начинается вообще все. Для современной школы, к сожалению, характерно ограничивать стремление к самореализации штампами, определенными однажды рамками. Человеку свойственно стремление к всестороннему развитию. Я не сторонник определять в ребенке будущего профессора — убежден, что абсолютно каждый человек талантлив, энергию только нужно умело направить. Моя методика предельно демократична. Приведите мне любого человека любого возраста, и через двадцать минут он будет играть на скрипке. На своих семинарах я часто провожу так называемый фокус: беру совершенно немузыкального человека, который никогда не держал в руках скрипку, и минут через двадцать он играет все, что требует академическая постановка.

Почему метод Мильтоняна до сих пор применяется лишь его активными последователями? Да все потому же — из-за косности взглядов и приверженности к однажды утвержденной системе: появление таких школ не очень умещается в ведомственные рамки. Понимая, что дорогу осилит идущий, мой герой пытается «достучаться до небес» вот уже четвертую смену министра культуры. В прошлом году он направил письмо президенту Медведеву с утверждением, что гуманизация, а проще говоря, очеловечение образования намного снизит остроту правонарушений среди молодежи. Сейчас наготове еще одно послание — на сей раз премьер-министру.

Что же до самого моего героя, то он впервые взял в руки скрипку еще в раннем детстве, когда выделил ее для себя среди других инструментов, звучавших в оркестре городского сада.

— Так бывает у детей: тембр именно скрипичного звучания особо остро воспринимается детским слухом. Если они слышат его, можно смело утверждать, что они будущие скрипачи. Их можно даже не проверять на приемных экзаменах.

В школе будущий скрипач отличался хорошим знанием физики и математики и, в принципе, имел возможность получить образование по какой-либо технической специальности. Но Мильтоняну это даже в голову не приходило. Хотя осознание того, что со скрипкой будет связана вся его дальнейшая жизнь, пришло к нему уже в студенчестве, когда он обучался в Московской консерватории.

— Мне просто нравилось играть. В школу я напросился сам, это была не родительская инициатива. И только после случая, когда я переиграл руку (перенапряжение — профессиональная травма струнников. — Прим. автора) и долгое время не брал скрипку в руки, я понял, что не смогу уйти из музыки, чем бы это ни было чревато.

50 — 60-е годы, на которые пришлось обучение моего героя, были, по его рассказу, золотыми в истории Московской консерватории. Нынешние классики — Хачатурян, Ойстрах, Ростропович — ходили по ее коридорам, как самая обычная профессура. С Хачатуряном Степану Ованесовичу даже посчастливилось общаться более близко, и это знакомство он хранит в памяти как одну из наиболее ярких встреч.

— Это, безусловно, мудрый мастер. Однажды он прослушивал моих учениц и проделал такой фокус. Когда они начали играть, он стал громко разговаривать со мной, совершенно не обращая внимания на квартет. Я был в недоумении, мне казалось это не совсем тактичным. Но потом он объяснил, что сделал это специально, дабы проверить, как девочки справятся с волнением, ведь им предстоит большая концертная жизнь, и держать себя в руках весьма важное умение. С Иегуди Менухиным мы встречались в Брюсселе. Гигантский скрипач — потрясающе интересный человек, очень мягкий, «белый и пушистый» в общении.

Ученики, и они же зачастую коллеги Степана Ованесовича, равняются не только на его профессиональные, но и духовные качества: как музыкант и педагог Мильтонян редкостно гармоничная личность. Правда, немногие, подобно моему герою, берутся за преодоление столь сложных и иногда нелепых преград к реализации задуманного. Постепенно двигаясь к цели (помните про дорогу и идущего?), он учит детей не только личному, но и совместному творчеству. В этом году Степан Ованесович совершил со своими учениками 53-й поход на байдарках, в котором они выступают перед жителями сел и поселков, собирают фольклор, питают свое вдохновение и привозят новые музыкальные находки.

Такие экспедиции, по мнению Мильтоняна, несут куда больший практический смысл, нежели участие в конкурсах и фестивалях, коих сейчас развелось огромное количество.

— Сегодня при малейшем намеке на какое-то дарование детей тут же пускают по фестивалям. Но это все слишком внешнее, показное. Музыка — это то, что внутри. Представьте себе, что вы у фортепиано… В этот момент вы вслушиваетесь в себя, и это сокровенное. Посредством музыки вы общаетесь с автором, предполагаемым слушателем, а самое главное, с собой. К сожалению, тенденция нашего времени — делать из сокровенного шоу…

Исходя из того в том числе, что музыка — это отражение личности, Степан Ованесович убежден: система отметок губительна для юного дарования. Потому он проводит четкую грань между понятиями «отметка» и «оценка».

— Оценка — это выраженное отношение к предмету. Вот сейчас я уйду после нашей беседы, и вы будете меня оценивать — это естественно для любого человека. Когда оценку переводят в отметку, творческая составляющая понятия исчезает, остается социальный значок: ты пятерочница, а я двоечник. Двойки и пятерки — это на самом деле кнут и пряник в руках учителя. Великий Сухомлинский писал, что если к ребенку постоянно применять кнут и пряник, то со временем он будет ненавидеть не только кнут, но и пряник. Большинство российских школьников воспринимают учебу как каторгу, как жестокое наказание, потому что она совершенно игнорирует их личность, подавляет, а не поощряет тягу к творчеству.

Степан Ованесович также разделяет понятия «преподаватель» и «педагог». Последний — тот, кто учит, кто ставит перед собой цель воспитать личность. Задача же преподавателя следует из самой этимологии слова — преподнести свои знания, больше его ничего не беспокоит. Конечно, отдельно не учат ни на того, ни на другого, и решить самому, кем именно тебе стать, нельзя: это, как говорится, диагноз.

«Я считаю, мир изменят не политики, а педагоги», — говорит Мильтонян. Трудно не согласиться, ведь «с картинки в твоем букваре» начинается не только Родина, но и дружба, преданность, способность отдавать больше, чем брать. С уровня педагогической культуры начинается все — это мой герой сказал еще в начале разговора, который, как ни крути, получился грустным.

— Знаете, есть такое выражение: в песне — душа народа. А теперь вспомните, какие песни поет сегодня наш народ? Так вот, я изо всех сил стараюсь, чтобы мои ученики думали о другом и выстраивали свою жизнь, свое, а значит и наше с вами, будущее иначе.

Ольга Колоскова







Другие статьи по теме:

Учителя из экзотических стран
Учителя из экзотических стран

Значимое событие
Значимое событие

С юбилеем!
С юбилеем!

Бег по вертикали
Бег по вертикали

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Наше образование | Поместил: Viktor (19.09.2014)
Просмотров: 1801 | Теги: ученики, музыканты, образование, интернат, Жизнь, ребенок, дети, школа, учителя, культура | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Здоровье]
Психологическая помощь и тренинги: путь к внутреннему балансу (0)
[Строительство и ремонт]
Аренда ПУХТО в СПб в компании «МусороБосс» (0)
[Полезные советы]
Организация погребения на кладбище (0)
[Полезные советы]
Особенности и преимущества УФ печати на холсте от компании SOLOPRINT (0)
[Бизнес и финансы]
Услуги интернет-магазина в сфере оптовых и розничных продаж (0)
[Полезные советы]
Как выбрать качественную одежду (0)
[Полезные советы]
Услуги химчистки брендовой одежды (0)
[Отдых в России]
Ошибки при отправке заявки: как не упустить идеальное жилье в Ялте (0)
[Бизнес и финансы]
Услуги по составлению документов для охраны труда (0)
[Новости игрового мира]
Бездепозитные бонусы и акции казино: Ваша возможность выиграть (0)
[Полезные советы]
Услуги ремонта стиральных машин (0)
[Полезные советы]
Преимущества новостроек в Крыму (0)
[Новости игрового мира]
Чем интересен Lplay2x (0)
[Полезные советы]
Поиск информации о Москве (0)
[Полезные советы]
Решение долговых обязательств через платформу AUXILIUM (0)
[Строительство и ремонт]
Технические характеристики профлиста (0)
[Строительство и ремонт]
Поставка и продажа бывших в употреблении труб (0)
[Полезные советы]
Оплата сервисов Apple в России (0)
[Отдых в России]
Выбираем и покупаем лодочный мотор на сайте интернет-магазина Aqua Moto в зависимости от его характеристик (0)
[Новости игрового мира]
Бездепозитные бонусы в онлайн-казино: что это такое и как ими пользоваться? (0)
 


Самые читаемые статьи

ВАЗ 211440 (0)
Ford Fusion 1. 6 16V (3)
Honda CR-V 2. 0 i-VTEC Comfort (0)
Такая интересная диета - "Зона" (2)
Осенние угри (0)
Nissan Primera 2.0 (0)
Инфекционные заболевания в экзотических странах (0)
Комплекс упражнений: (0)
Что такое айкидо? (0)
Chrysler 300C 3. 0 CRD (3)
BMW 316i (0)
Hyundai Getz 1. 6i (0)
Охотничьи породы собак 1994 год (1)
Как правильно выбрать компьютер? (0)
Лето! (0)
ВАЗ 2172 (0)
Полезные советы рыболову. (0)
Nissan Teana 2. 3 (0)
Skoda Yeti 1.2 (0)
Ford Mondeo 2. 0 (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025