28 апреля в товарищеской встрече футбольных сборных Латвии и Исландии Виталий Астафьев открыл счет второй сотне матчей за главную команду страны. В том, что он это сделает, убеждены были все. Ведь без него сборная Латвии как бы не совсем та, у нее совсем другое «лица необщее выражение», неастафьевское.
Свой сотый матч за главную команду страны Виталий сыграл 31 марта на чужбине, в Словении. Так что юбилей пришлось отмечать уже в Риге. Конечно же, матч с исландцами не задумывался как бенефис Астафьева – юбилей юбилеем, а подготовка к финальным играм чемпионата Европы в Португалии пока на первом месте. И все же достижение многолетнего капитана сборной Латвии волновало многих: ведь сто игр за сборную — это еще и определенный знак качества собственно латвийского футбола. В мире не так уж много игроков, переваливших рубеж ста игр за сборную своей страны. Не удавалось это многим великим. Тому же Марадоне, например...
Просто он сильный футболист
Нуждается ли Астафьев в специальном представлении? Думаю, нет. Если только человеку в латвийском футболе совсем несведущему. Все-таки за сборную страны Виталий играет 10 лет и давно уже является ее безоговорочным лидером и капитаном. Такое обычно невозможно при отсутствии большого мастерства и высоких человеческих качеств. Того и другого у него хватает. Подтверждение тому – мнение главного тренера сборной страны Александра Старкова:
– Чтобы 10 лет играть в сборной, надо быть не просто сильным игроком. Надо быть личностью! Сколько за это время через сборную прошло игроков. Многие, поиграв года два-три, уходили в тень: то травмы замучают, то в концепцию тренера по какой-то причине не впишутся. Астафьев же играл при всех тренерах.
В сборной Виталий один из самых техничных и мощных игроков, не тянущий одеяло на себя. И капитан он не потому, что хорошо говорит на собраниях. Просто он сильный футболист. Лет пять-шесть назад мы играли слабо, нас все «возили». И только Астафьев мог взять мяч, подержать его, развернуться и отдать пас. Уже тогда он был очень сильный игрок. Пахарь, Лайзан, Рубин выросли потом...
Мне года не беда
– Виталий, помнишь ли тот момент, когда впервые заговорили о твоей сотой игре?
– Вы журналисты года два назад и напомнили о ней.
– Ну и как? Нет ощущения того, что сотая Игра – это рубеж, за которой начинается футбольная старость?
– Наоборот (улыбается). Только теперь, когда с накопленным опытом пришло понимание игры, того, что и как надо делать на поле, мне стало ясно, что хорошо бы все это передать другим. По сути, это рубеж, который заставляет задуматься о проделанном пути и сделать какие-то выводы.
– 3 апреля вам исполнилось 33 года. Число магическое, возраст Иисуса Христа. Что вы об этом думаете?
– Убежден: все, что происходит, все совпадения не случайны. Дело ведь еще и в том, что 33 – это мое любимое число. А тут получается: в 33 у меня сотая игра, и в 33 же я со сборной Латвии сыграю в финале чемпионата Европы...
И России забивал
– Может, и голов уже 33 забито? Скажем, за сборную.
– За сборную – 10. Но если все голы подсчитать, то, может, и за сто уже перевалил. В Латвии в одном из сезонов я даже стал лучшим бомбардиром. Играя в полузащите! Так что, если к 10 добавить 65 голов, забитых за «Сконто», 15 за «Бристоль» да 3 в Австрии (2 в «Адмире», 1 в «Аустрии») плюс еврокубки, то, глядишь, за 100 голов цифра переберется.
– Наверное, были и запоминающиеся?
– Запомнился гол в ворота сборной Северной Ирландии – он стал в том матче решающим (Латвия выиграла – 3:2). Остался в памяти и гол сборной России, проигранный – 1:3. Хоть он уже ничего и не решал, но получился, на мой взгляд, красивым. К тому же забил я его левой ногой, хотя обычно бью правой. Удар метров с 30 получился хлесткий, мяч пошел от вратаря в угол – аж самому понравилось.
Что потерял хоккей?
Вначале была обыкновенная рижская средняя школа номер 70. В ней была футбольная секция, которую вел бывший игрок «Даугавы» Евгений Касьян. У него во втором классе восьмилетний Виталик и начал обучаться футбольным премудростям. Многие в то время в футбол приходили позже, попробовав себя в других видах спорта. Виталик же с 7 лет думал только о футболе... и о хоккее. Правда, в 1-м классе он пытался попасть в хоккейную школу, но не прошел отбор. Не прошел по катанию. С тех пор осталась любовь к хоккею, но больше на уровне боления.
Путь профессионального футболиста Виталий начал в «Пардаугаве», а в «Сконто» пришел уже при Марке Заходине. Первый чемпионский титул в этом клубе был завоеван в 1992 году. Всего же их в активе футболиста восемь.
Семья – мое все
– Семья – это мой тыл, моя опора и поддержка. Она мое все, моя жизнь. Поэтому она всегда со мной: жена Вита, дочка Аня и сын Антон, который родился в Англии. Тогда я специально отпросился с игры и присутствовал при родах. Даже сам перевязал пуповину. И вовсе это не дело моды, а скорее зов души. Мы ведь оба этого хотели. Для меня это очень дорого.
Кстати, Аня наша родилась в знаменательный день. 13 августа 1997 года мы играли с «Барселоной» в Барселоне. И в перерыве между таймами, в 19.45, она и родилась. Это вообще был знаменательный день. Мы ведь и сыграли тогда очень хорошо. Если бы не тот злополучный пенальти за игру рукой при счете 2:2 на 90-й минуте, была бы сенсация. Глупо как-то получилось... Стоичков пенальти забил, и мы проиграли – 2:3. Но тогда нам аплодировал весь шестидесятитысячный «Ноу Камп».
–Дочка родилась между таймами. Футбол ее не увлекает?
– Вообще-то она у нас очень энергичная девочка. Многое уже попробовала. В Бристоле ходила в теннисную школу, плавала. А сейчас у нее музыка и балет, и ими она занимается с удовольствием.
– А Антон? Будете растить футболиста?
– Влиять на выбор, конечно, не буду, но исподволь стимулировать – безусловно. Мы уже сейчас с ним, хотя ему два годика, гоняем мяч.
В сборную еду, как домой
– Известно, что твоя семья всегда с тобой. Какие ощущения ты испытываешь, когда едешь в Ригу?
– Нельзя сказать, что приезжаю сюда как в пустоту. Каждый вызов в сборную – это как приезд домой. У нас команда как одна семья. Впрочем, приехать и так есть к кому. Мама, правда, сейчас со мной в Австрии. Но здесь папа.
– Будет ли в команде такое же хорошее настроение, если, допустим, после чемпионата Европы, на «мире» команда «полетит», не даст результат в отборочном цикле?
– Нас это не сломает. Мы это уже проходили. У нас уже есть горький опыт неудач, когда при Ревазе Дзодзуашвили мы возглавляли подгруппу, сенсационно выиграв у сборных Греции и Норвегии. Потом мы «свалились». Такое закаляет. Мы не потеряем веру в себя, у нас не опустятся руки, мы будем так же работать, чтобы доказать закономерность нашего успеха.
– Наверное, захотите повторить европейский успех и в играх чемпионата мира?
– Аппетит приходит во время игры (улыбаясь). Группа нам досталась не страшная. Со всеми играть можно.
В футбол играют люди, а не цифры
– Какие еще сильные качества нашей команды, кроме упомянутой уже душевной в ней обстановки, вы бы назвали?
– 0:2 против сборной Турции. Вроде бы все – ведь мы же играем в гостях. Но никто не дрогнул...
– На расписанном болельщиками мяче-талисмане один оригинал написал, что в Португалии сборная Латвии выиграет у немцев и голландцев со счетом 2:1, а с чехами сыграет – 1:1.
– Почему бы и нет (улыбается). Всегда надо верить в успех, в удачу. Кто верил, что сборная Латвии выйдет в финал чемпионата Европы? Никто! А мы там!
В сентябре прошлого года, когда Латвия и Словения, каждая в своей группе, претендовали на вторые места, тренер словенцев на вопрос, с кем бы он хотел встретиться в стыковых играх, заметил: со сборной Латвии. Нас тогда даже словенцы «хотели». Оно и понятно: по рейтингу мы были и остаемся самыми слабыми. Но в футбол играют люди, а не цифры. На бумаге победы не одерживаются.
– Вы капитан команды. Есть ли у вас перед игрой какое-либо традиционное обращение к команде, ритуал?
– Есть у нас обязательный ритуал. Перед выходом на поле каждый кладет свою руку на руку старшего тренера, я говорю пару слов, которые должны определить настрой на игру, и – вперед.
–Бывали случаи, когда на кого-нибудь на поле поднимал голос и о чем сейчас жалеешь?
– Что-то не припомню таких конфликтных ситуаций, о которых бы потом жалел. Их у нас в команде просто не бывает. Понимаю, мог бы иной раз и прикрикнуть. Авторитет как бы позволяет, но...
– А личный рецепт настраиваться на матч? Как вы готовитесь к игре?
– Отдых, отдых и еще раз отдых. Ничего специального. Правильный режим. А ритуал... Было... придерживался. Ступал на поле с определенной ноги, по-особому шнуровал бутсы, но... Все эти приметы должны действовать постоянно, но так как футбол игра непредсказуемая и поражения в ней чередуются с победами, то я отошел от всех этих примет.
– Сколько же лет вы уже в капитанах?
– Впервые капитаном вывел команду на поле в 1998 году как раз в матче против сборной Словении. С тех пор команда мне доверяет.