Начало мая – особое время для российских водников, ведь именно сейчас, наконец, вскрываются реки основных сплавных регионов страны, и именно на эти числа обычно приходится пик весеннего половодья на реках центрального и северного Приморья. Уже с первого мая у берегов стремительной таёжной реки Кемы, берущей своё начало у восточных отрогов центрального Сихотэ-Алиня, начинают собираться любители белой воды из самых разных уголков Дальнего Востока и, конечно, неспроста. Здесь, где бурный поток с веселым шумом рвётся сквозь узкий проход порога Горелый, 7-9 мая прошли соревнования ДВФО по туристическому водному многоборью Кема-ралли 2010.
Соревнования на Кеме считаются наиболее сложными из проводимых в Приморье, и в то же время наиболее уважаемыми, именно тут можно потягаться силами с командами из других регионов, именно тут можно обменяться походным опытом с самыми сильными спортсменами, нигде, кроме Кемы, вы не встретите такого разнообразия судов (например, на этой Кеме я впервые увидел в живую бескаркасный «Кулик-4», весьма не дешевое и редкое судно для Приморья).
Сразу по приезде на соревнования бросается в глаза совершенно иной уровень соревнований. Спасработы в три этапа, слаломная трасса на 15 ворот с довольно сложными элементами, требующая от участников не только соответствующих физических возможностей, но и хорошей технической подготовки, и исключительной слаженности действий, а также длинная гонка с большим количеством достойных порогов. Специфичны и требования к судам: команды-лидеры выступают исключительно на лёгких спортивных катамаранах – «Тритонах» и «Бликах». Радует и количество команд, их 10 против обыкновенного для юга числа 6-8.
Первый день соревнований отличился крайне неприятной погодой, дождь, при примерно равной температуре воды и воздуха в 6°С, совершенно не мотивирует к нырянию вниз головой со скалы, сидя при этом на катамаране (первый этап спасработ, после падения экипаж должен поставить судно на ровный киль, затем следуют другие задания, имитирующие аварийную ситуацию на воде). Однако, борьба всё равно разгорелась нешуточная. Высокий уровень мастерства показали спортсмены из клубов «Бонус» (III место) и «Сплав» (II место) Владивосток. Лучшими же оказались спортсмены из сборной Хабаровска.
Второй день соревнований также не отличился хорошей погодой: опять заряжающий иногда дождь, опять холод. Но сегодня, конечно, не до проблемной погоды, сегодня Слалом! Первыми на старт выходят четверки. Один за другим уходят в порог юркие «Блики». Маленькие и маневренные. На их фоне наш огромный рафтмастер «Фокс» кажется доисторическим чудовищем, он вдвое больше по объёму и ощутимо длиннее. Но это, конечно, не повод для возмущений, и вот вокруг нашего катамарана уже кипит вода под слаженными гребками экипажа. Самая серьёзная борьба идёт между владивостокским «Сплавом» и хабаровской сборной. Именно тут больше всего удачных попыток взятия наиболее сложных ворот, именно тут лучшее время прохождения. По итогам второго дня соревнований по-прежнему лидером остаётся Хабаровск.
Третий день, длинная гонка. Как же всё таки прекрасно весеннее утро на Кеме, особенно после дождя. Никуда не торопясь из за громадин-сопок поднимается солнечный шар, и, наверное, только после того, как 4 дня просидишь в ледяной воде, не видя солнца, можно в полной мере ощутить его дающую жизнь энергию. Грузимся в автобус. Экипажам четверок выпала самая интересная часть – массовый старт на коротком порожистом участке реки. Напряженное ожидание. Отсчёт... Старт! 40 вёсел почти одновременно устремляются к воде, и вот катамараны уже стремительно несутся по струе, пытаясь одновременно занять лидирующее положение в общем потоке. Тут наш кат показал себя неплохо. Большой вес и длина позволяют нам на инерции распихивать противников и легко блокировать обгоняющих, сбивая их с курса, не теряя при этом выгодной позиции. После первых минут гонки соперники разделяются на группу лидеров и группу отстающих. Где-то впереди четверки «Сплава» и хабаровской «Грани», а рядом с нами «Монолит» и неведомо как оказавшаяся здесь «Грань-2». «Блик» быстрее рафтмастера, и разогнать его проще, так что «Монолит» почти сразу нас обходит (своим уступить не так страшно), а вот с «Гранью-2» мы решили бороться. Рывок – обход, блокировка, катамаран противника отходит для новой попытки. Наверное, минут 10 мы не даём им ходу, но в какой-то момент они всё же нас обходят по широкой дуге, опасаясь в который раз наступать на те же грабли. Несколько минут идём более-менее спокойно, но тут вперёд появляется синий «Блик Комсы» (одна из команд Комсомольска-на-Амуре), решаем догонять. Ближе к концу дистанции начинается настоящая рубка за лидерство. Силы обоих экипажей на исходе! Меньше километра остаётся до конца. «Комса» лидирует на пару метров, и вот впереди прижим. Берем малый радиус и два ката с равными скоростями идут уже нос в нос! Срочно нужно что-то предпринимать, ведь «Блик» быстрее, тягаться с ним нельзя. Выручает масса «Фокса», сразу после прижима задавливаем кат «Комсы» в улово, ещё несколько мгновений, и вот мы впереди, оппоненты вдалеке пытаются вернуться на курс. Ещё 300 метров и... финиш. Передаём эстафету. Чёрт, да это лучшая моя гонка!
В результате упорнейшей борьбы Владивосток вновь уступает Хабаровску.
Остаётся назвать места: I место – сборная Хабаровска, II – «Сплав» (Владивосток), III – «Грань» (Хабаровск).