История показывает, что стандарты красоты менялись в разных странах и культурах.
Бегло пробежимся по историческим этапам.
В первобытном искусстве каменные изваяния (например, Венера из Виллендорфа) демонстрировали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага, такая женщина должна была обладать здоровьем и дородным телом, внешние черты лица не важны.
В Древнем Египте улучшается уровень жизни, цивилизация начинает свой расцвет и появляется образ субтильной, ухоженной женщины. Первые наглядные стандарты, конечно, Нефертити, с ее великолепно вылепленной шеей и точеным профилем, и Клеопатра, завоевавшая сердца самых мудрых правителей своего времени. Отличительными чертами египетского стиля являлись обилие золотых украшений, сложные геометрические узоры одежды, легкие струящиеся ткани.
Древняя Греция и Рим вносят понятие о гармонии и здоровом теле. Венера Милосская обладает именно стандартными пропорциями гармонично сложенной здоровой женщины. Наследием античности остались греческие туники и римские сандалии.
Средние века явились периодом запрета на восхищение физической красотой. Женщины объявлены церковью носительницами всех смертных грехов, в связи с чем носили закрытые платья, покрывали голову.
В эпоху Возрождения, сглаживая средневековые нравы, женщины стали близки образу Мадонны. Вытянутые лица, светлая кожа, высокие лбы, огромные глаза, маленький рот и стандартное телосложение. Множество библейских сюжетов, отсюда свободная одежда широкого покроя, драпировки, многослойность. Идеалом красоты периода стало «Рождение Венеры» Боттичелли.
XVI-XVII века – женщина Рубенса и Рембрандта. Вводится мода на полнотелость и потенциальную плодовитость. Красивы покатые плечи, отсутствие выступающих костей грудной клетки и шеи. К позднему Возрождению можно добавить появление так называемого «тициановского цвета волос», то есть золотисто-рыжего. После Тициана подобный цвет волос (особенно у венецианок) передают многие художники. Кринолины, корсеты и прочие элементы исключительно женской одежды сменяют друг друга вплоть до ХХ века.
Теперь о том, что нам ближе. Иконы стиля ХХ века мы можем представить себе довольно живо. Начнем, с Марлен Дитрих (1930-60-е годы) – женщины-богини, показавшей черно-белый стиль мужественной женственности, холодной блондинки. Доказавшей, что дьявол – это женщина, а потому она имеет право сделать брюки и сигарету в женских пальчиках сексуальными. Дитрих специально бинтовала грудь, чтобы сохранить мальчишескую фигуру, показала культовость мужского костюма и шляпы на женщине.
Мэрилин Монро символ 1950-х. Томная, с осиной талией и безумно женственными формами, сделала образ блондинки теплым и создала вокруг себя ореол легкомысленности, кокетства, непостоянства, ветрености и обаяния легковесности. Образ гламура, можно сказать, начался с нее (пересечение Монро с искусством можно также найти в работах Э. Уорхола).
В 1960-е с появлением Одри Хепберн закладывается стандарт утонченной изысканной худобы, так называемый стиль gamine, т. е. худой женщины, напоминающей мальчика, с озорством и лукавством в глазах. Не последнюю роль в судьбе Хепберн сыграла встреча с Юбером Живанши. Благодаря этому появилось маленькое черное платье. Продолжением стало появление на подиуме Твигги, после чего образ девочки-подростка, чрезвычайно худой, высокой и инфантильной укоренился в качестве идеала красоты не только на подиуме, но и в жизни.
Смена подобных стереотипов и моды понятна. Со сменой эпох, ситуация обуславливала появление того или иного стандарта красоты в зависимости от роли женщины и потребности в появлении новых идеалов. Но в отличие от всех предыдущих примеров уже почти 50 лет царит стандарт высоких и худых. Понятно, что Хепберн и Твигги были первыми, но сейчас вроде уже не в новинку такое телосложение.
Интересно другое. Данный стандарт женской красоты воспринимается как породистость лошади или марка автомобиля и является показателем престижности стоящего рядом мужчины. Плоские девушки-тростинки, одинаково безликие, неожиданно, без всякого намека на женственность и просто отсутствие причин, это обуславливающих, стали дорогим аксессуаром, вечными спутницами сильных мира сего. Взять хотя бы Н. Саркози – один из самых показательных примеров за последнее время. Везде в СМИ промелькнули кадры, где Елизавета II принимает-таки бывшую манекенщицу, а ведущие дома мод борются за благосклонность Карлы Бруни. Может, мужчины сами объяснят, что же такого привлекательного в этих девочках?
Остается заметить, что мода, как и многое другое, действует циклично и при отсутствии нового всплеска, заменяет забытым старым. Сейчас наблюдаются две тенденции. Одна в стандартизации всего и массовом стиле унисекс, т. е. джинсы, майки, куртки, кеды, все, чтобы слиться с толпой и чувствовать себя удобно. Одновременно с этим возвращаются 1960-70-е годы, а с ними стиль baby-doll (подростковая одежда, стиль набоковской Лолиты), мини, геометрические, цветочные и психоделические рисунки, яркие цвета (оранжевый, яблочно-зеленый, голубой и розовый), туфли-лодочки, узкие галстуки, трикотаж с рисунками в стиле поп-арт и прочее.