Наступил октябрь, и в первый же октябрьский день произошло автоматическое продление «Большого договора» между Россией и Украиной. Ни Россия, ни Украина не захотели договор денонсировать, вот он автоматически и продлился.
Никто из сколько-нибудь серьезных украинских политиков ликвидировать договор и не предлагал. У нас же кое-кто предлагал, но потом предлагавшие умолкли. То ли от Путина получили указание умолкнуть, то ли до них наконец дошло, что разрыв договора никакой пользы России не принесет и уж во всяком случае нисколько не повысит вероятность (ныне близкую к нулю) столь ими желаемого возвращения в Россию Севастополя и остального Крыма.
Что касается Крыма с Севастополем, то у разумных российских бизнесменов и политиков тут совершенно иные заботы. Бизнесмены стараются все прочнее укрепиться в крымской (равно и вообще в украинской) экономике, разумные же политики пытаются сделать все возможное для того, чтобы и после 28 мая 2017 года наш Черноморский флот мог базироваться в Севастополе. У бизнесменов получается отлично, у политиков — слабовато, однако и у них есть некоторые шансы на успех.
До 2017 года, разумеется, никакие «пророссийские» силы к власти в Украине не придут, но вполне могут прийти «проукраинские» прагматики, которые ради хороших отношений с Россией и определенных экономических выгод согласятся еще лет 10 — 20 потерпеть на своей территории часть флота соседней влиятельной державы. Не надо нам только с помощью всяких необдуманных заявлений делать господ украинских прагматиков своими почти что врагами.
Пока же эти люди нам отнюдь не враги. Так, например, в отношении российско-грузинского конфликта Виктор Янукович вполне определенно поддержал Россию, Юлия же Тимошенко заняла формально нейтральную позицию, а фактически, как мне представляется, более близкую к российской, чем к грузинской.
Здесь необходимо отметить, что вышеуказанные действия Януковича и Тимошенко не являются чем-то чисто личным, а опираются на предпочтения украинских граждан. А предпочтения эти, судя по результатам опросов, таковы: из числа определившихся (0,8 — 0,9 от общего числа опрошенных) примерно 32% за Россию, менее 19% — за Грузию, свыше 49% — нейтральны.
Украинские граждане по-прежнему продолжают весьма настороженно относиться к НАТО, и августовские кавказские события их (граждан) в целом антинатовские настроения почти что и не изменили. Кое-кто по советской традиции считает НАТО чем-то страшным и ужасным, большинство же просто полагает, что от вступления в НАТО для Украины будет больше вреда, чем пользы: серьезно ухудшатся отношения с Россией, но при этом в случае фантастически гипотетического вооруженного российско-украинского конфликта НАТО на помощь Украине все равно не придет. Есть, конечно, в Украине и ярые пронатовцы, но не они определяют атмосферу в украинском обществе.
К сожалению, одним из этих «ярых» является президент Ющенко, настойчиво добивающийся, чтобы в декабре сего года Украина получила План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). К счастью, в ряде влиятельных европейских стран — членов НАТО совершенно не стремятся этот план Украине предоставлять. И по причине антинатовских настроений в Украине, и (что основное) по причине позиции России.
А вот американцы все норовят Украину в НАТО пропихнуть, но они хоть и очень сильны, но не всесильны. Впрочем, подождем до декабря и посмотрим, что оно там получится.
Что России делать во всей этой политической ситуации? Полагаю, что следовать примеру своих бизнесменов, которые без всякого шума, спокойно и уверенно все укрепляются и укрепляются на территории Украины. В политике же у нас спокойствия и уверенности мало, зато хватает высказываний, которые почти все жители Украины могут посчитать оскорбительными для себя. И пока остается только гадать, что окажется действеннее — притягивание Украины к России нашими бизнесменами (в том числе и находящимися на крупных государственных постах) или отталкивание Украины многими нашими политиками и их идеологической обслугой. Будем надеяться, что бизнес-подход все же победит.