В среду, 15 февраля, в Абакане прошла 28 сессия Верховного Совета Хакасии. О том, чем занимались депутаты, встретившись после полуторамесячных каникул, отведенных на стимуляцию законотворческой мысли, читайте в материале нашего корреспондента.
Недолго музыка играла
Первая в календарном году сессия Верховного совета Хакасии начиналась, как положено: на входе гостей встречали сотрудники гардероба в штатском и специалисты службы безопасности, обмундированные, как подобает, в форму сотрудников полиции. Депутаты по своему обыкновению расположились в зале заседаний, бдительные журналисты – в помещении пресс-центра. Однако с первых минут работы видеоретранслятора, который передает картинку из зала в режиме реального времени, начались странные вещи. Сначала оказалось, что на месте присутствует всего 59 депутатов, хотя их в Верховном Совете – 75. Как сказал председатель парламента Владимир Штыгашев, остальные "в командировках, отпусках или болеют". Ну, да ладно, главное – кворум есть.
В начале сессии всегда играет гимн России. Приветствуя его, депутаты дружно встают, не поют, правда, но, с другой стороны, они же не подопечные Дика Адвоката. 28-я сессия началась с того, что фонограмма гимна, не успев отзвучать и нескольких секунд, вдруг отключилась. Владимир Штыгашев предположил, что это "электричество отключили", хотя свет в зале горел, не переставая, и даже не думал гаснуть. Видимо, поэтому Владимир Николаевич вдруг продолжил: "Надо от работы освобождать тех, кто этим занимается".
Рассматривать этот вопрос депутаты не стали.
Потом на сессии случилась еще одна накладка – после очередного двадцатиминутного перерыва в зале не досчитались кворума. "Коллеги чай пьют или курят, наверное", – предположил Штыгашев.
Впрочем, вскоре опоздавшие заняли места. Однако заметим, разболталась дисциплинка в нашем парламенте за каникулы!
Хватит кошмарить,
товарищ прокурор!
Самым ожидаемым перед началом сессии был вопрос о назначении нового прокурора Хакасии.
Напомним, экс-прокурор республики Николай Попов некоторое время назад подал в отставку и занял пока еще официально не оформленный пост девятого заместителя главы Хакасии Виктора Зимина. Имя претендента на освободившийся пост, благодаря "ШАНСУ", хакасской общественности было известно давно, но всем хотелось посмотреть на него, что называется, "вживую".
59-летний Виктор Ломакин прибыл в Хакасию из Хабаровска, где занимал пост дальневосточного транспортного прокурора. Родом он из Тамбовской области, уроженец села Покровка. Карьеру начал не совсем традиционно для юриста, поступив в Челябинский монтажный техникум. После окончания решил продолжить обучение в Свердловском юридическом университете и после окончания работал мастером производственного обучения в СГПТУ №1 Челябинска. Затем стал начальником отдела кадров треста "Уралавторемонтстроймонтаж". В 1981 году Виктора Ломакина назначили следователем транспортной прокуратуры Челябинска, а через семь лет он стал руководить Южно-Уральской транспортной прокуратурой.
В 2009 году Ломакина в целях ротации кадров отправили на Дальний Восток, откуда он через три года и попал в Хакасию. За нового прокурора республики проголосовали 56 депутатов, против — всего 1. Правда, перед тем, как одобрить, депутаты высказали новоиспеченному прокурору свои наказы. Первым выступил член президиума Верховного Совета Михаил Саражаков.
– Мы поддержали вашу кандидатуру единогласно, но есть одна просьба — хватит кошмарить муниципалитеты. В Абакане, в Шира руководителей муниципалитетов уже суд не раз оправдал, а прокуратура все стоит на своем. Не надо кошмарить! – потребовал он.
Требование Саражакова Виктор Ломакин оставил без комментариев, хотя возможность высказаться имел.
Затем слово взял независимый депутат Олег Иванов и попросил прокуратуру впредь не оставлять без внимания депутатские наказы, которые публикуются в СМИ. В ответ на это Ломакин пообещал "реагировать в течение трех дней".
Иванов — молодец,
но ночевать в СИЗО не надо!
Примерно половина работы сессии свелась к тому, что депутаты приводили в соответствие с федеральным законодательством региональные законы. Такая уж у них работа.
– Мы это постоянно делаем, особенно те, кто давно работает, знают. Поэтому раньше было интересно, а сейчас, считай, смешно! – заметил по этому поводу Владимир Штыгашев.
По большей части обсуждения того или иного закона запоминалось репликами конкретных политических деятелей. Здесь, как обычно, снимаем шляпу перед Олегом Альбертовичем Ивановым. В народе то, чем занимается Иванов на сессиях Верховного Совета, не так давно стали называть "троллинг". Причем, как показывает время, со временем коллеги начинают отвечать ему примерно в том же духе.
– Давно пора было это сделать, – заявил Иванов во время обсуждения закона о мерах социальной поддержки детям погибших сотрудников СШ ГЭС и шахтеров, чем вызвал недовольный ропот в депутатских рядах.
А когда парламентарии обсуждали постановление Верховного Совета, наделяющее депутатов правом без специального разрешения проходить в изоляторы временного содержания, дабы следить, не нарушаются ли там, не дай бог, права заключенных, Иванов возмутился тем, что такими полномочиями будут наделены лишь депутаты парламентских фракций.
– Почему независимым депутатам не предложили войти в эту рабочую группу? У меня вот есть желание там работать, у меня и образование соответствующее, и опыт юридической работы есть! – возмущался он в микрофон.
– Независимый депутат это кто? Тот, от которого ничего не зависит? Вы хотите работать в этой группе? Так вы же там ночевать в этих изоляторах начнете. Если полномочия дадут, не значит, что туда можно постоянно ходить, – тоже в микрофон ответствовал ему Штыгашев.
В итоге за то, давать Иванову такие полномочия или нет, решили голосовать. 22 депутата проголосовали "за", 33 "против", и пятеро воздержались.
– Цифры-то какие-то странные. Две тройки, две двойки, а в итоге – пятерка. Но мы со Шпигальских голосовали "за", честно говорю, – продолжил "троллить" Владимир Штыгашев.
Зашла на сессии и речь об учреждении в Хакасии медали Николая Катанова — жест, приуроченный к 150-летию великого тюрколога. Вместе с медалью награжденному будут вручать еще и 20 тысяч отечественных рублей "за достижения в области науки, культуры и образования". Доклад по этому поводу делала Светлана Могилина, но Владимир Штыгашев решил дополнить его некоторыми фактами из жизни Катанова, мол, тот владел несколькими языками. Тут неожиданно слово взял Иванов и дополнил уже самого Штыгашева.
– Вообще-то, в своих трудах Катанов использовал 114 мировых языков, – продемонстрировал он уровень своих знаний.
После чего сессия продолжилась. Но микрофон Иванова молчал недолго. После очередного доклада он включил его и заявил, что сейчас скажет "о самом главном". Потоку мысли не дал развиться Владимир Штыгашев.
– Олег Альбертович, ну, самое главное — это чтобы все жили. Давайте я вам сейчас о главном начну рассказывать, и могу пять дней говорить, и вы не выйдете отсюда! – пресек он речь независимого депутата.
Те, кто хоть раз бывал на пресс-конференциях Владимира Николаевича, охотно в это поверили.