«В 2012 году Бердянск получит на свое развитие порядка 100 млн грн государственных средств»
Почти 13 млн грн по линии министерства экологии на восстановление дамбы на Слободке;
49 млн грн на социально-экономическое развитие Бердянска – главным образом на жилищно-коммунальное хозяйство; капитальный ремонт Мелитопольского шоссе и Пролетарского проспекта; 3 млн грн на ремонт общежития педуниверситета по улица Ульяновых… – всего порядка 100 млн грн получит в следующем году Бердянск как напрямую из государственного бюджета, так и через участие в ряде программ министерств и ведомств страны. Об этом сообщил на состоявшейся в понедельник в Бердянском горисполкоме пресс-конференции народный депутат Украины, председатель бюджетного комитета Валерий Баранов.
«Ни один бюджет, ни в одной стране не назовут хорошим»
Прежде чем ответить на вопросы журналистов, Валерий Баранов рассказал представителям масс-медиа о ситуации с бюджетом страны и о том, чего следует ждать в следующем году.
По словам народного депутата, в нынешнем году впервые за много лет (если не за весь период независимости Украины) проект бюджета страны – ее главного финансового документа – был подан в профильный комитет Верховной Рады, а затем из комитета на рассмотрение в сессионном зале, четко в установленные сроки. В первом чтении проект уже принят. Еще может быть не более двух чтений, так что есть все основания говорить о том, что до 16 декабря, то есть до установленного Законом срока самый главный финансовый документ страны будет окончательно утвержден.
Валерий Баранов также отметил, что впервые проект бюджета страны обсуждался не сам по себе, а на основе программы социально-экономического развития, разработанной Кабинетом министров, то есть под планы и дискуссии было подведено реальное экономическое основание. Причем правительство проработало сразу два сценария: оптимистический и пессимистический. Первый предполагает активный экономический подъем в стране. Второй дает более сдержанные экономические прогнозы, продиктованные ситуацией в мировой экономике – ведь не секрет, что многие аналитики прогнозируют новый виток мирового кризиса. Это, естественно, отразится и на Украине.
Так вот, бюджет страны разрабатывался, исходя из пессимистичного сценария. Если ситуация будет лучшей – это не проблема, Верховная Рада просто соберется и увеличит статьи расходов, как это было в нынешнем году.
Тем не менее, хоть в расчеты были положены и пессимистические прогнозы, все же на 2012 год планируется рост производства в стране на 5%. Эта цифра была взята не с потолка, а с учетом тенденций нынешнего года. Итоговой годовой цифры, естественно, еще нет, но в экономике Украины в 2011 году утвердилась четкая тенденция роста. Да, этот рост ощутили на себе еще далеко не все слои населения. Эффект не бывает сиюминутным и повсеместным. Но динамика роста есть и она сохранится даже по пессимистичным прогнозам.
Эти позитивные сдвиги нашли свое отражение и в проекте бюджета страны на 2012 год. Доходная часть казны государства вырастет на 13%, а расход-ная – на 7%. При этом дефицит бюджета будет сокращен с 3,5% в нынешнем году до 2,5% в следующем. Планируется, что государственная казна превысит 450 млрд грн. Но из них 90 млрд (пятую часть!) необходимо будет выплатить по внешним займам.
Как оценивает бюджет-2012 глава бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов?
– Ни один бюджет, ни в одной стране не назовут хорошим, – считает народный депутат, – потому что средств всегда будет не хватать. У нас была встреча с представителем бюджетного комитета конгресса США, так вот по его прогнозам внешний долг Штатов к 2020 году вырастет вдвое. А уже в нынешнем году по этому поводу были большие дебаты. И в итоге барьер в 14 триллионов долларов внешнего долга США решено было поднять. То есть денег и в этой, казалось бы, вполне благополучной стране недостаточно. Что уж говорить об Украине, где бюджет исчисляется не триллионами, а миллиардами и не долларов, а гривен. Поэтому в смысле покрытия всех потребностей государства и граждан Украины хорошим бюджет страны-2012 не назовешь. Только на различные льготы не хватает до 200 млрд грн – то есть почти половины бюджета страны. Но, с другой стороны, проект бюджета полностью исходит из отечественной действительности. Это реальный бюджет, выполнение которого не повлечет за собой необходимости печатать в безмерных количествах деньги, а значит, не приведет к инфляции и ухудшению социальной защищенности граждан страны. Проектом бюджета предполагается ряд нововведений. И в этих нововведениях есть свои позитивные моменты.
Чего же ждать гражданам в 2012 году, и много это или мало – 450 млрд грн?
Валерий Баранов выступил инициатором отказа от депутатских льгот
Как отметил Валерий Баранов, никаких социальных стандартов проект бюджета-2012 не урезает. Но по-прежнему открытым остается вопрос погашения вкладов в Сбербанк СССР и выплат «детям войны». Эти затраты в проекте бюджета не заложены. Только на доплаты «детям войны» необходимо 120 млрд грн. Для сравнения: на социально-экономическое развитие территорий государство выделило в нынешнем году 5 млрд грн.
– Что же делать? – поинтересовался автор этих строк. – Четыре дня в неделю Бердянский горрайонный суд атакуют пенсионеры. Очередь занимают с раннего утра. Нервы, слезы, ругань… И все это «дети войны», которые пришли через суд добиться положенных им по закону выплат. Это издевательство над людьми будет продолжаться и дальше?
– Это как раз тот пример, когда благие пожелания, воплощенные в закон больше из политических целей, чем из-за заботы о людях, привели к колоссальным негативным последствиям. Решение, совершенно не подкрепленное экономически, вылилось в унижение людей и в издевательство над ними. И трагедия состоит в том, что если сегодня взять и напечатать эти недостающие 120 млрд грн, чтобы выплатить их «детям войны» (а можно только напечатать, потому что взять их больше негде), то это приведет к колоссальной инфляции и еще большему ухудшению жизненного уровня тех же «детей войны» да и всех остальных.
Проблема обсуждается в Верховной Раде и в правительстве, но решения пока нет. Я предлагал, как возможный вариант, принять решение и уравнять «детей войны» с ветеранами войны. Сегодня ветераны имеют 10-процентную надбавку к пенсии. «Детям войны» положена 30-процентная. И в этом есть не только экономическая проблема, но и, согласитесь, социальная несправедливость: тому, кто воевал, надбавка идет меньше, чем тому, кто только родился в годы войны. Вот потому я и предложил уравнять эту надбавку.
– Но 10%, это ж в 3 раза меньше, чем 30%!
– А что, 30% сегодня доплачиваются? Нет. Так, может, чем не иметь обещанного, лучше спокойно, без судов и нервотрепки получить несколько меньшую сумму?!. Однако мое предложение не нашло поддержки и все остается по-прежнему. Поэтому я выступил с другой инициативой: отказаться от льгот и привилегий депутатов. Сразу скажу, что сумма, которая тратится из бюджета на оплату этих льгот, по государственным меркам небольшая – 60 млн грн. Если разделить ее между пенсионерами страны – по 30 копеек на человека не будет. Но есть моральный фактор. Как можно не финансировать «детей войны» и что-то пытаться объяснять им с помощью экономических выкладок, когда народные депутаты без зазрения совести пользуются бесплатным проездом, правом на бесплатную путевку и т. д. У нас была по этому поводу дискуссия в комитете. К моему удивлению, дискуссия жаркая. Законопроект, предполагающий ограничение бесплатного проезда нардепов, запрет на выплату материальной помощи, отказ от обеспечения бесплатными путевками и т. д. прошел у нас с большинством всего в один голос. Я в сердцах пообещал даже назвать фамилии тех, кто не голосовал «за». Но в Раде этот проект уже принят в первом чтении, и я думаю, что от льгот парламентарии все-таки откажутся. Хотя проблема с «детьми войны» все равно остается.
– Вы сказали, что социальные стандарты понижаться в 2012 году не будут, но цены растут, и людей волнует повышение зарплат и пенсий. Предполагает ли это бюджет-2012?
– В проекте бюджета заложено увеличение прожиточного минимума на 15%, а минимальной заработной платы на 13%. Изменение этих показателей автоматически влечет за собой увеличение заработных плат и пенсий. То есть, отвечаю вам утвердительно: да, будут увеличиваться и пенсии, и заработная плата бюджетникам. И это, я напомню, по пессимистическим прогнозам. Если события будут развиваться по оптимистическому сценарию, то, думаю, можно будет говорить о большем проценте увеличения как зарплат, так и пенсий.
Есть приятная информация и для работников сферы культуры. Их переведут на полные тарифные ставки, что, естественно, отразится на величине оплаты их труда, весьма нужного нашему современному обществу, и в первую очередь для воспитания молодого поколения.
Отмечу еще, что особый акцент сделан на поддержание молодых семей. Выплаты по рождению первого ребенка возрастут до 26 тысяч грн, второго – до 52 тысяч, а третьего – до 104 тысяч.
С 1 января вводится налог на недвижимость
– А какие-то нововведения предполагаются?
– Впервые в Украине с 1 января 2012 года будет введен налог на недвижимость. Только прошу не переживать основную массу горожан. Этот налог рассчитан на богатых. Платить его будут собственники больших квартир и домов. Если квартира, то площадью более 120 кв. метров, если дома, то более 250 кв. м. То есть этот налог не каснется более чем 90% граждан страны. Да, собственно, и налог этот весьма небольшой. В государственный бюджет он даст только порядка 170 млн грн. По меркам страны – это немного, вот почему в столице поговаривают о том, чтобы роскошь (имею в виду шикарные апартаменты) облагать существенно большим налогом. Далеко не всем это нравится, но рано или поздно мы к этому придем. Мы все говорим, что стремимся к цивилизованному миру. А в цивилизованном мире налог на недвижимость является одной из важнейших статей доходов местных бюджетов.
Есть важные новшества и для органов местного самоуправления. Со следующего года государственное финансирование ремонта дорог будет идти не через область, как в нынешнем году, а напрямую на города и районы. Важное новшество – территории смогут брать зай-мы на решение тех или иных проблем, не ограниченные их бюджетом развития. Не хочу утомлять специальной терминологией, но впервые появляется такое понятие, как средне-срочное планирование. Оно позволяет планово подходить к реконструкции или модернизации объектов, чтобы не получалось так, что «выбили» в этом году 5 млн грн, скажем, на поликлинику, а в следующем – нет, и она стоит после этого годами недостроенная. Так вот, средне-срочное планирование позволяет уйти от такого рода проблем. Финансирование объектов будет планироваться на несколько лет. Кроме того, бьемся сейчас за то, чтобы уйти от практики, когда неосвоенные до 31 декабря государственные средства забираются обратно в государственный бюджет. Это приводит к массе неудобств и часто сказывается на качестве работ. Вот мы и хотим, чтобы выделенные, скажем, в 2011 году средства могли осваиваться и в январе, и в феврале 2012 года. Это касается не именно Бердянска, а страны целом.
Главный акцент в Бердянске будет сделан на ЖКХ
– А вот теперь как раз давайте и перейдем к Бердянску. Мы уже сообщали о том, что в проекте государственного бюджета Вашими усилиями отдельной строкой заложено 49 млн грн на социально-экономическое развитие Бердянска. Но это пока только проект, не будет каких-то неожиданностей? Останется эта сумма?
– Думаю, все будет в порядке. Скажу больше: с учетом этих 49 млн грн и с приложением к ним целого ряда программ различных министерств, в которых Бердянск примет участие, в целом город получит в следующем году порядка 100 млн. грн.
Например, по линии Министерства экологии будет выделено 12,8 млн грн на ремонт дамбы на Слободке. И город решит благодаря этому ту проблему, которая там есть на сегодня. Далее: за счет средств Укравтодора будут отремонтированы дороги по Пролетарскому проспекту и по Мелитопольскому шоссе. И есть еще целый перечень различных мероприятий.
– А куда планируется потратить 49 млн грн, которые выделяются на социально-экономическое развитие Бердянска?
– Вы знаете, я объявил сбор наказов избирателей. Честно признаться, был удивлен, что их пришло довольно немного. Думал, будет больше. Видимо, люди просто уже разуверились во всем…
– Насколько я знаю, в Вашу приемную поступило порядка 200 просьб и предложений, ряд которых коллективные. Вроде бы, не так и мало…
– Может быть, но главное то, что куда потратить, мы будем решать с городской общественностью и в тесном сотрудничестве с горисполкомом и городским советом. Кстати, мэрия запросила 364 млн грн на решение целого комплекса городских задач. У нас будет только 49 млн – поэтому важно выбрать приоритет. Исходя из просьб и пожеланий, думаю, главный акцент будет сделан на жилищно-коммунальное хозяйство. Мы общались на эту тему с городским головой Алексеем Бакаем, он также с этим согласен. Уверен, такого же мнения будут и депутаты. Мы должны будем капитально отремонтировать кровли, сделать дороги во дворах, освещение, ремонты в подъездах. Думаю, обязательно необходимо выделить средства на ремонт ДЮСШ отдела образования. Он там давно необходим.
Нужно завершить и реконструкцию площади Первого Бердянского совета, чтобы центральная часть города уже приобрела окончательно обновленный вид.
– А стадион «Торпедо» будет ремонтироваться?
– Из этих 49 млн грн, думаю, нет. Стадион городу, безусловно, необходим, но сегодня важнее, мне кажется, жилье. К тому же, если бы на ремонт стадиона необходимо было бы миллионов 8-10 – это один вопрос. А там только по предварительным подсчетам нужно 70 млн грн. Поэтому сомневаюсь, что бердянцы назовут нас умными, если мы потратим все 49 млн грн на стадион, при этом и его не закончим, и ничего другого больше не сделаем. Уверен, это будет неправильно. Другое дело – сегодня есть возможность установить порядка трех современных спортивных площадок. Они легко трансформируются в футбольное поле, под площадку для Игры в баскетбол, волейбол или в большой теннис. Такое сегодня возможно. Вот это мы хотим сделать. Установить такие площадки планируется в жилых дворах, где больше всего жителей. Где конкретно, сказать пока не могу, сам не знаю, будем думать со всеми вместе.
– Валерий Алексеевич, в нашу газету тоже поступали различного рода предложения, адресованные Вам. Среди них было и такое – помочь из государственных денег малоимущим. Как Вы прокомментируете это?
– Во-первых, эти средства нельзя пустить на выплаты малоимущим. Это будет противозаконно.
Во-вторых, даже если предположить невозможное и чисто гипотетически допустить возможность разделить эту сумму между бердянскими пенсионерами, то принципиально и в долговременной перспективе эти деньги не улучшат их жизни. Большая для города сумма просто растворится, и все. И потому, в-третьих, я считаю, что такой подход неправильный. Допустим, в этом году взяли бы и разделили 47 млн между пенсионерами. Мы бы и проблем людей не решили, и город не получил бы ни актового зала для школы №5, где учатся внуки тех же пенсионеров, ни детского сада в Нововасильевке, ни отремонтированного клуба «Маяк» на Слободке, ни продолжения реконструкции центральной части города. Мы бы не реконструировали систему освещения Мелитопольского шоссе и Пролетарского проспекта, не сделали бы ремонта в актовом зале клуба «Софит», и многого другого город тоже не получил бы. Кстати, несколько миллионов из государственных средств – не помню точную сумму, но вам ее назовут в исполкоме – в этом году пошло на ремонты кровель в домах, ям во дворах и т. д.
Если говорить о деньгах будущего года, то, как я уже отметил, мы хотим пустить их, главным образом, на жилищно-коммунальную сферу. Так вот, разве ремонт кровель, подъездов, стыков панелей в домах, освещение дворов – это разве не для малоимущих, в том числе?
Кроме того, я предлагаю взглянуть глубже – названные деньги ведь были потрачены и на оплату работ. Да, какие-то тендеры выиграли иногородние фирмы. Тут никуда не денешься. Но в работах были задействованы и бердянские предприятия: «Сантехмонтаж», например, «Техклимат» и другие. То есть оплату за работу получали бердянские работники, что позволило создать дополнительные рабочие места и оставить деньги в городе еще и, таким образом, через выплату заработной платы.
– Буквально в воскресенье на канале ICTV в итоговых новостях тележурналисты с явным сарказмом и осуждением заявили о том, что нардепы пытаются растянуть бюджет по округам в своих интересах. Как Вы прокомментируете такую позицию?
– Вы знаете, говорить можно все что угодно. Но почему-то ни в одних столичных новостях я не увидел сюжета, осуждающего тот факт, что со всей Украины деньги стекаются в Киев, и потому жителям столицы живется намного лучше, чем таким же гражданам Украины на территориях, и в Бердянске в частности. Взять те же коммунальные услуги. В Киеве они намного ниже, чем по всей стране. Не собираюсь ни с кем вступать в полемику, но давайте не забывать еще и о том, что, помимо законотворческой деятельности, святой обязанностью каждого народного депутата является работа в округе и для округа. А работа для округа как раз и заключается в том, чтобы, используя все свои возможности, добиваться решения насущных проблем избирателей. Вот этим я и занимаюсь. И поверьте, была бы возможность, я бы и глазом не моргнул, привлек в Бердянск еще большую сумму. Я этого не стыжусь, а считаю плюсом в своей работе. Кстати, помогаю я не только Бердянску. На следующий год в государственном бюджете заложено 12 млн грн на социально-экономическое развитие Бердянского района, 11,2 млн грн – для Приморского, почти по 4 млн грн для Куйбышевского и Розовского районов. По 5 млн грн получат Токмак, Мелитополь, Энергодар, и я могу продолжать дальше. При этом очень надеюсь на то, что доходная часть государственного бюджета в 2012 году будет перевыполняться, и при возможном перераспределении средств мне удастся привлечь в наш регион еще какую-то сумму средств.
Кстати, в нынешнем году при моем участи на Запорожскую область было выделено 115 млн грн государственных средств.
– А Вы удовлетворены тем, как расходуются средства государственного бюджета, которые благодаря Вам привлекаются в наш город и соседние районы?
– Что касается поступления средств, все идет четко по плану. В отношении того, куда – на какие объекты тратятся деньги – у нас с местными властями полное взаимопонимание. А вот будут ли потрачены все средства до 31 декабря, не придется ли часть из них возвращать в государственный бюджет, вот тут у меня есть определенное беспокойство. Тем более, что есть группа лиц, небольшая, но есть, которая всячески хочет, чтобы именно так и было, а потому создает ряд искусственных проблем. Пусть это остается на их совести, да и трудности – они ведь закаляют. Так что будем надеяться – все деньги будут использованы четко в сроки.
Новый закон о выборах может быть принят уже в ближайшие дни
– Валерий Алексеевич, разговоров о системе, по которой будут проводиться следующие выборы в Верховную Раду ходит много, но, насколько я знаю, депутаты еще даже не рассматривали никакой проект. Что слышно в этом отношении и чего все-таки ждать?
– Проект, в самом деле, еще не обсуждался в сессионном зале Верховной Рады. Более того, его мало кто видел. Но в кулуарах говорят о том, что выборы будут проходить по смешанной системе, то есть когда половина парламента будет выбираться по партийным спискам, а вторая – по мажоритарным округам, и избирателям придется голосовать не только за партии, но и за конкретных людей. Более того, стали поговаривать даже о том, что выдвигаться в кандидаты в депутаты можно будет не только от партий, но и путем самовыдвижения. Это, на мой взгляд, большой шаг вперед. Люди должны знать, кого они выбирают и должны знать, с кого спросить.
Несмотря на то, что, как я уже сказал, проекта толком никто не видел, ожидается, что он появится в Раде в ближайшие дни и очень быстро будет принят. Почему такая спешка? Потому что за год до выборов выборное законодательство менять нельзя. Стало быть, если Закон будет принят в ближайшие дни, то выборы в новую Верховную Раду состоятся в конце октября следующего года.
– «Сильная Украина» Сергея Тигипко уже заявила о слиянии с Партией регионов. В Интернете и в центральных СМИ прошла информация о том, что и Народная партия может слиться с «Регионами». Что можете сказать по этому поводу?
– Действительно, в сентябре, на заседании фракции Владимир Михайлович Литвин сообщил нам о возможности такого шага. И сказал, что готовится Меморандум. Но больше эта тема не поднималась. В кулуарах говорится разное, и, думаю, такое объединение возможно.
– А каково Ваше личное мнение в этом вопросе?
– Вы знаете, распри и дрязги довели страну до пропасти. Войти в оппозицию и заниматься криком – это мы наблюдали 20 лет. В итоге – становилось только хуже. Не сегодня, а уже давно настал момент, когда общество и политические силы должны объединиться ради того, чтобы вытаскивать страну из той ямы, в которую ее завели. Можно спорить о методах и формах, о путях решения проблем – это совершенно не мешает действовать вместе. Не удовлетворением личных амбиций заниматься, а именно решением проблем страны. Что мне нравится у нынешней команды власти – там готовы слушать и работать. А если ты сможешь обосновать свою правоту, то и использовать то, что ты предлагаешь. Да, я считаю, что какие-то моменты нужно делать быстрее, что нужно активнее взяться за административно-территориальную реформу, потому что от нее зависит очень многое, с этого нужно начинать. Пора активнее бороться с коррупцией и, кстати, Президент сам об этом все больше говорит, и мне кажется, у нет другого выхода, как в ближайшее время объявить решительную войну коррупционерам. Но еще раз подчеркну: критиковать всегда проще. А вот брать на себя ответственность – куда сложнее. Если говорить обо мне – я готов объединяться со всеми, кто хочет работать. История не раз доказывала: когда люди объединяются для достижения общей цели, у них все получается. Да и избирателям, я считаю, все равно, какого цвета флажок стоит у тебя на столе. Людям важна конкретная работа и конкретный результат. Автор: Павел ИЩУК