Если разработчики Федерального закона №131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» захотят проверить действие его на практике, рекомендую посетить Тверь. Ибо процессы, происходящие в нашем древнем городе, указывают на несостоятельность отдельных положений этого закона.
Речь идет о системе так называемого двоеначалия, при которой разграничены полномочия главы и главы администрации муниципального образования. Помнится, пару лет назад, когда эта система еще только устанавливалась в Твери, сторонники ее обещали горожанам чуть ли не золотой дождь. Который благодаря новому тогда способу управления должен непременно пролиться на каждого жителя областной столицы. Дескать, глава города, избранный на эту должность депутатским составом, будет исполнять лишь представительские функции, а назначаемый депутатами глава администрации или сити-менеджер — хозяйственные. То есть следить за состоянием дорог, коммунальных служб, общественного транспорта и так далее.
Причем ответственность за все, что происходит в городе, в том числе и за действия главы администрации, готовы были взять на себя депутаты. И не чем-нибудь, а голосами, которые они получат или не получат на следующих выборах. Потому, утверждали теоретики такой системы руководства, Тверская городская Дума будет постоянно следить за деятельностью исполнительной власти. В случае некачественного исполнения главой администрации взятых на себя обязательств депутаты могли не заключить с ним контракт на следующий год, а то и вовсе досрочно отозвать его с занимаемого поста. То есть не захочет сити-менеджер терять место, будет трудиться как пчелка.
Гладко, как водится, оказалось лишь на словах да на бумаге. На практике же то тут, то там появлялись различные шероховатости. Очередной «овраг» вскрылся в начале этой недели в виде обещания представителей двух ветвей власти подать друг на друга в суд. Глава администрации Василий Толоко — за то, что думцы Сергей Рогозин и Сергей Делаков по-своему истолковали и предали огласке возможные последствия летнего «газового конфликта». Депутаты же, в свою очередь, хотят заставить Толоко прислушиваться к их рекомендациям, касающимся проблем утилизации мусора.
Отрадно, с одной стороны, что взрослые люди хотят разрулить спор цивилизованно, через суд, а не как-то иначе. Тем не менее какое-то нехорошее чувство возникает при виде этого конфликта. Ведь и современный отвечающий экологическим требованиям мусорный полигон, и стабильное теплоснабжение — вопросы, касающиеся нормального жизнеобеспечения города, а не личные амбиции чиновников или депутатов. Поэтому решать их обе ветви власти должны согласно их полномочиям, прописанным в нормативных актах, а не при помощи людей в судейской мантии или прокурорском мундире. Жизнь в городе от судебных разборок между руководителями лучше не станет.
Получается, что развитие местного самоуправления в столице Тверской области происходит не так, как было задумано и как должно быть, а с точностью до наоборот. У администрации, похоже, нет ответственности перед работодателем, а у депутатов отсутствуют реальные механизмы воздействия на непокорных чиновников. Может, проследить, где же система дала сбой, да попытаться ее подкорректировать. Пока не поздно…