Недавно исполнилось 50 лет российской ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Родина». За полвека эта организация пережила разные периоды. Был взлет в советское время, забвение при ельцинском режиме, появившиеся надежды на возрождение ныне.
Пока еще ассоциация находится в Москве по старому адресу – в уютном особняке в Большом Харитоньевском переулке, но прошлого величия уже нет. Чтобы как-то выжить, хозяева вынуждены сдавать свои помещения в аренду. Из-за финансовых проблем прекращено и издание газеты «Голос Родины» и журнала «Отчизна». Но у ассоциации все-таки остается еще много возможностей приносить конкретную пользу людям – мощный экспертный потенциал, наработанные связи с российской диаспорой за рубежом. Ассоциация давно и настойчиво выступает за создание механизма правового регулирования отношений Российской Федерации со своими зарубежными соотечественниками. «Родина» активно содействует Государственной думе, Московскому Патриархату, правительству Москвы и заинтересованным федеральным ведомствам в поддержке русской диаспоры.
При участии специалистов ассоциации готовился проект очень важного закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Налажены деловые взаимоотношения с думским комитетом по делам СНГ и соотечественников. Имеет ассоциация своих представителей и в Латвии.
Сегодня мы публикуем интервью (с незначительными сокращениями) с председателем исполкома ассоциации «Родина», ученым, профессиональным дипломатом Николаем ПАНКОВЫМ, которое он дал ежедневной транспортной газете «Гудок».
– Николай Александрович, напомните, пожалуйста, вкратце, при каких обстоятельствах возникла ассоциация «Родина»?
– Все началось с того, что в 1955 году зародился Комитет за возвращение советских граждан, угнанных в годы войны в Германию. Потом он преобразовался в известное многим Советское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»), а ныне – с 1990-х годов – это уже Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация «Родина»).
– Не секрет, что долгое время отношение к соотечественникам за рубежом у нас было, скажем так, неоднозначным. Ярлык эмигранта во времена СССР означал, по крайней мере, тайного недоброжелателя нашей Отчизны. Со временем многое изменилось...
– В результате сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю и обрести вторую родину за пределами своего Отечества. Демократические преобразования последних лет создали условия для установления отношений взаимопонимания и сотрудничества с соотечественниками за рубежом.
Россия благодарна правительствам и народам различных стран, давшим россиянам приют и возможность сохранить родной язык и национально-культурную самобытность. Миллионы наших соотечественников за пределами Российской Федерации на пространстве бывшего СССР в условиях незавершенности процесса становления новых независимых государств и формирования межгосударственных отношений еще определяются в выборе своей дальнейшей судьбы. Наши соотечественники за рубежом столкнулись со сложной экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждаются в помощи и поддержке России.
– Сейчас, как известно, наша диаспора неоднородна...
– По своему правовому положению выходцы из России относятся к трем различным категориям: граждане России, граждане государства проживания (меньшинства) и лица без гражданства (апатриды) – граждане, имеющие и не имеющие вид на жительство в стране фактического проживания. (Вероятно, г-н Панков не до конца осведомлен, кто такие «негры» в Латвии. – Ред. «К»). Стратегической линией политики России по отношению к соотечественникам за рубежом является содействие их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств, адаптации к местной культуре при сохранении собственной культурной самобытности.
Такая политика направлена на предотвращение массового исхода наших соотечественников из этих государств, который может крайне болезненно сказаться на судьбе миллионов россиян, осевших за пределами своей исторической родины.
Российская Федерация исходит из того, что россияне вправе оставаться в тех государствах, где они родились или проживают в течение многих лет, что эти страны несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц.
Правительство Российской Федерации намерено всеми способами, признанными международным правом, не допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом. Решение вопросов финансового, экономического, социального, военно-политического сотрудничества России с конкретными государствами будет ставиться в зависимость от реальной позиции их руководства в области соблюдения прав и интересов россиян на их территории.
– Путь, пройденный за полвека, не всегда был гладок. Каково сегодняшнее положение вещей?
– Последние годы оказались наиболее трудными. С 1992 года государство прекратило финансовую поддержку ассоциации. Но мы выжили.
– Каковы приоритетные направления вашей работы?
– Прежде всего это защита законных прав наших соотечественников. Большое внимание уделяется также оказанию конкретной помощи в преподавании русского языка как важнейшего условия сохранения и развития языковой и культурной самобытности соотечественников за рубежом. Немалое значение придаем также стимулированию процессов самоорганизации соотечественников. Среди актуальных задач и экономическая их поддержка.
– Ведь в каждой стране – в зависимости от общей численности национальных меньшинств, их гражданского статуса, отношения к ним властей – положение наших соотечественников имеет свою специфику.
– Вот и мы постоянно обращаем внимание государства и общества на эти различия. Скажем, в странах Балтии во главе угла стоят проблемы урегулирования вопросов гражданства и противодействия дискриминационной политике местных властей по отношению к нашим соотечественникам. В этих странах свыше 700 тысяч представителей нацменьшинств по-прежнему лишены гражданства и ряда важнейших прав. Процесс натурализации идет крайне медленно. Остаются различия в правах, несмотря на вступление Латвии и Эстонии в ЕС. А вот в Литве ситуация не столь остра, однако и здесь налицо процесс постепенного ограничения использования русского языка, закрываются русские школы. А взять преследование ветеранов-антифашистов и бывших сотрудников советских правоохранительных органов. Налицо откровенное игнорирование основ международного права в угоду националистическим настроениям.
Выделяемые государством средства на поддержку соотечественников не в состоянии покрыть все их насущные потребности. Поэтому мы считаем, что необходимо изыскивать дополнительные вложения. На наш взгляд, существенную помощь могли бы оказать наши государствообразующие акционерные общества и компании, скажем, такие, как Газпром, «ЛУКойл», РАО «ЕС», субъекты Российской Федерации...
– Сейчас только в государствах ближнего зарубежья находится до 20 миллионов наших соотечественников да еще столько же – в странах остального мира. Это, по сути дела, население средних размеров страны. Понятно, что многие из них тянутся к своей Родине, не утратили к ней интереса... Как вам удается в нынешних непростых условиях поддерживать с ними связи?
– Мы используем любую возможность. Поддерживаем контакты с многочисленными организациями, обществами, клубами зарубежных соотечественников в разных странах. В российских вузах при нашем непосредственном участии прошли обучение тысячи зарубежных соотечественников.
Поистине центром общения стала и наша штаб-квартира – старинный особняк в центре Москвы. Здесь часто собирались потомки Пушкина и Лермонтова, Льва Толстого и Шаляпина, выдающегося авиаконструктора Сикорского... Гостями общества «Родина» были супруги Нина и Никита Лобановы-Ростовские – известные коллекционеры из Англии, не менее знаменитый барон Фальц-Фейн из Лихтенштейна, певец Борис Рубашкин из Австрии... У нас устраивались выставки и концерты с участием соотечественников, а за рубеж направлялись книги, фотодокументы, кинофильмы, аудио- и видеоаппаратура... Кроме наших периодических печатных изданий функционировала радиостанция «Родина» – так что соотечественники знакомились там не только с материалами о жизни в нашей стране, но и сами активно сотрудничали в этих изданиях, публиковали воспоминания, письма, статьи...
– С помощью наших соотечественников удалось возвратить в Россию немало национальных культурных ценностей. Вряд ли тут обошлось без участия ассоциации «Родина»?
– Это так. И счет тут идет не на единицы – три тысячи картин и скульптурных творений вернулись к родным пенатам. Помнится, член совета общества «Родина» нынешний Святейший Патриарх, а тогда митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий высоко оценил такие культурные события, как, например, создание музея Бенуа в Ленинграде. Особенно следует отметить заслуги и бескорыстие барона Эдуарда Фальц-Фейна (по материнской линии он происходит из рода Епанчиных, давших России трех адмиралов). Благодаря подвижничеству Эдуарда Александровича на родину вернулись многие работы Константина Коровина, Ильи Репина, Михаила Ларионова, Александра Бенуа и других художников.
Всегда надо помнить и знать, быть уверенным в том, что и за кромкой самой черной тучи отыщется радужная и светлая кайма!