12 сентября в Риге был создан Объединенный конгресс русской (культурной и языковой) общины Латвии (ОКРОЛ), ставший крупнейшим в Европейском Союзе. Его первоочередные задачи – ОБРАЗОВАНИЕ, ЯЗЫК И ГРАЖДАНСТВО, а долговременная цель – полноценное культурное, социальное и экономическое развитие Русской общины Латвии.
Объединенный конгресс Русской общины Латвии – это добровольный союз людей, общественных групп и организаций, которые считают своей родиной русский язык и русскую культуру. А таких в ЛР 900 тысяч человек. На учредительное собрание прибыло около 400 делегатов из большинства городов и регионов Латвии, представляющие 50 тысяч членов ОКРОЛ. Следует особо подчеркнуть, что такое количество вступило в Конгресс в результате регистрации, которая проходилавсего лишь два-три месяца, и в основном во время проведения двух многодневных акций на Эспланаде, напротив здания Кабинета министров. Но в зале Дома Москвы, который приютил Учредительное собрание ОКРОЛ после отказа в предоставлении помещения (в самый последний момент гостиницей «Латвия» и Академией наук), было и немало гостей, в том числе депутатов Рижской думы и Сейма от объединения «За права человека в единой Латвии», Партии народного согласия, представители Русской партии Эстонии, молодежного латышского движения «Дарба яунатне», которое преподнесло ОКРОЛ подарок – государственный флаг ЛР, тут же украсивший собой трибуну, Латвийской социал-демократической партии благосостояния, 12 общественных организаций, латвийских и зарубежных СМИ.
А началось собрание с минуты молчания в память о жертвах чудовищного теракта в Беслане. После этого зал стоя, аплодисментами приветствовал участников голодовки родителей. И тут же собравшиеся попросили этих мужественных людей прекратить акцию протеста против латышизации русских школ, которая привлекла внимание всего мира. (Уже в понедельник, спустя три недели, голодовка была прекращена – Ред.).
Собрание проходило весьма активно. Хотя эмоции порой преобладали. Очень много споров вызвало заявление ОКРОЛ о недопустимости избрания в правление думы лидеров политических партий и региональных отделений. Как и обсуждение кандидатов в члены думы. Страсти накалились настолько, что пришлось выступить не только депутату Сейма от ЗаПЧЕЛ Якову Плинеру, но и находящемуся в Москве, незаконно высланному из Латвии Александру Казакову, чья речь транслировалась с мобильного телефона в зал. В итоге компромиссные решения были найдены.
Много внимания в дискуссиях было уделено экономической основе деятельности Конгресса. Не просить деньги, а самим зарабатывать – это приницпиальное положение встретило поддержку большинства депутатов. С интересом было выслушано выступление представителя Лиепаи, где именно бизнесмены и предприниматели вошли в состав местной организации Конгресса, которая, правда, решила пока действовать автономно, но войдя в ОКРОЛ. Кстати, среди делегатов учредительного собрания было немало представителей делового мира.
К сожалению, несмотря на предварительные согласования, встречи и высказываемое на словах стремление к объединению, некоторые общественные организации русскоговорящей части населения вновь предпочли принцип «Моя хата с краю». Среди них Союз российских соотечественников в Латвии, Русское общество в Латвии, Русская партия и ряд других. Скорее всего эти немногочисленные, зачастую существующие лишь на бумаге, т.н. организации просто испугались, что здесь придется не изображать деятельность, при этом бия себя в грудь и доказывая, что лишь они являются самыми-самыми представителями русскоговорящих жителей Латвии, а РАБОТАТЬ. Да и кормушек своих, которые нет-нет, но иногда пополняются после слезных просьб, они тоже лишатся. Впрочем, учредительное собрание ОКРОЛ в данном случае сыграло роль лакмусовой бумажки. Может быть в самом деле балласт здесь ни к чему. Как видно, даже борьба школьников за свой родной язык не способна объединить некоторых «защитников».
Проигнорировали столь крупное событие в жизни общества и латвийские политики правого большинства, представители правительства, сама президент. Как верно заметили многие выступающие, данный факт, как и отсутствие реакции с их стороны на голодовку, показали, что власти полностью дистанцировались от второй, русскоговорящей части населения своей страны.
В итоге участники собрания приняли устав и программу ОКРОЛ, которые решено тщательно обсудить на местах с тем, чтобы в марте следующего года на Первом съезде Объединенного конгресса Русской общины Латвии принять в окончательном виде, избраны дума и ее правление.
Делегаты Конгресса также приняли ряд обращений, заявлений и резолюций. С некоторыми мы знакомим вас.
ОБРАЩЕНИЕ
Учредительного съезда Объединенного конгресса
Русской общины Латвии
к парламентам и народам стран Европы
Уважаемые дамы и господа!
Мы, делегаты Учредительного съезда, имеем честь информировать вас о создании в Латвии Объединенного конгресса русской культурно-языковой общины. Вновь создаваемая организация на сегодняшний день является наиболее массовой в стране – за немногие месяцы, прошедшие с момента начала регистрации, изъявили желание стать ее членами более 40 0.00 тысяч человек. В настоящее время регистрация продолжается и ежемесячно количество людей в Регистре Русской общины увеличивается на 10 0.00 человек.
Целью создания организации является объединение русскоязычных жителей Латвии для защиты своих общих интересов. К таковым относятся, в первую очередь, поддержка и сохранение национальной культуры, языка и образования, социальные и экономические вопросы, обеспечение полноправного участия членов общины во всех сферах общественной жизни и их пропорционального представительства в органах власти.
Причиной, приведшей к необходимости создания Конгресса, явилась внутриполитическая ситуация в Латвии. Мы с сожалением отмечаем, что после 1991 года в Латвии сформировался не демократический, а этнократический политический режим. Политика этого режима основана на разделении народа Латвии по национальному признаку и противопоставлении латышей нелатышам, при одновременном обеспечении правовых, экономических и иных преимуществ латышской нации перед другими национальными общинами. В качестве средства проведения такой политики выбрана принудительная ассимиляция тех, для кого родными являются русский язык и русская культура, и создание для тех, кто не желает ассимилироваться, таких условий жизни, когда они сами бы сочли за благо уехать из страны.
Основным инструментом для реализации этой задачи стало создание 15 октября 1991 года неконституционного и недемократического института неграждан, что привело к лишению политических прав трети населения страны, в первую очередь, русскоязычных жителей. Латвийским парламентом и правительством была принята концепция «Латышской Латвии», т.е. Латвии, в которой фактически не должно быть национальных меньшинств. Эта концепция реализуется посредством репрессий и запугивания.
Такая политика государства несет угрозу не только национальным меньшинствам, но и титульной нации, так как противопоставление латышей и нелатышей по национальному признаку, несомненно, провоцирует конфликты и межэтническую напряженность в обществе.
До недавнего времени у русскоговорящей общественности еще сохранялась надежда, что разум возобладает над националистическими амбициями правительства и в конце концов мы сообща начнем строить гармоничное общество, где отношение к его членам основано не на национальности, а на соблюдении прав человека. Однако эти надежды не оправдались. Ситуация, сложившаяся в результате попытки властей провести так называемую «реформу школ», подвела общество к опасной черте, за которой стоит либо принудительная ассимиляция русскоязычной общины, либо открытый межэтнический конфликт. Беспрецедентные по массовости протесты против «реформы» образования, проходившие в Латвии, были полностью проигнорированы правительством и не привели к каким-либо позитивным изменениям его политики в отношении нацменьшинств. Более того, в последнее время мы наблюдаем явное увеличение репрессивной составляющей в действиях государственных учреждений. Дело дошло уже до необоснованных арестов активистов движения против «реформы» (включая детей), и даже депортации из Латвии одного из наших сторонников, невзирая на то, что этот человек никогда не имел ни одного конфликта с законом.
Все вышеперечисленное сделало очевидной необходимость в создании мощной структуры, способной защищать права русскоговорящей общины Латвии на всех уровнях. Именно поэтому мы сегодня объявляем о создании Объединенного конгресса русской культурно-языковой общины Латвии.
Мы поддерживаем вывод специальной комиссии Парламентской комиссии Совета Европы от 8 ноября 2002 года о том, что в Латвии из-за создания института неграждан сформировался «долговременный дефицит демократии» ( Doc . 9621 Addentum III ) и заявляем: борьба за демократию в Латвии, - это сегодня, в первую очередь, борьба за обеспечение равных прав и возможностей для всех жителей Латвии, независимо от их этнической принадлежности.
Призываем парламенты и народы стран Европейского союза, а также всех, кому дороги идеалы демократии, мир и спокойствие в Латвии, поддержать создание Объединенного конгресса русской культурно-языковой общины Латвии.
Принято в Риге 12 сентября 2004 года
РЕЗОЛЮЦИЯ
Учредительного собрания
Объединенного конгресса русской культурно-языковой общины Латвии
О ситуации с реформой образования в русских школах Латвии
Борьба за сохранение русской школы привела к беспрецедентной консолидации русской общины Латвии. Именно осознание необходимости объединения для противостояния угрозе разрушения образования на русском языке послужило толчком к созданию ОКРОЛ.
Собрание заявляет: сохранение и развитие образования на русском языке было, есть и навсегда останется одним из высших приоритетов нашей деятельности. Мы выражаем свое возмущение позицией латвийского правительства, игнорирующего естественные интересы русской общины и отказывающегося вести какой бы то ни было диалог с ее представителями. Мы категорически настаиваем на незамедлительном принятии правительством мер для достижения взаимоприемлемого компромисса, с тем, чтобы не допустить перехода уже возникшего в обществе конфликта в опасные формы.
Выражая мнение значительной части русской общины Латвии, мы утверждаем: «реформа» образования в ее нынешнем виде для нас абсолютно неприемлема. Опыт внедрения билингвальных программ в школах Латвии со всей очевидностью доказывает, что она приведет не к улучшению знания латышского языка, а к резкому снижению уровня знаний по всем преподаваемым билингвально или только на латышском языке предметам. Отношение же к латышскому языку, используемому как инструмент давления, несомненно, ухудшится, что не только приведет к результату прямо противоположному объявленной правительством цели, но и будет способствовать ухудшению отношения русскоговорящей части латвийского общества к самим носителям языка – латышам, создавая таким образом напряженность между двумя крупнейшими культурно-языковыми общинами Латвии.
Наша же цель – не конфронтация, а гармонизация отношений в обществе. Поэтому мы заявляем о своей готовности принять участие в реформировании русской школы в Латвии на основе профессионально подготовленных современных программ и методик, всестороннего анализа потребностей общества и учета интересов всех его членов, с тем, чтобы обеспечить качественное обучение как латышскому языку, так и остальным предметам учебной программы.
Мы также требуем от правительства незамедлительно приступить к исполнению рекомендации Верховного комиссара по правам человека Совета Европы, предусматривающей восстановление в латвийских вузах подготовки преподавателей для школ национальных меньшинств, в частности, русских.
12 сентября 2004 г., Рига
ЗАЯВЛЕНИЕ
Учредительного собрания
Объединенного конгресса русской культурно-языковой общины Латвии
О выдворении из Латвии Александра Казакова
3 сентября из Латвии был выдворен наш товарищ, один из инициаторов создания и идеологов Объединенного конгресса русской культурно-языковой общины Латвии Александр Казаков. Пригласив под благовидным предлогом в Полицию безопасности, его под конвоем доставили в таможенную зону центрального терминала Рижского торгового порта, тут же, на месте анулировали вид на жительство и немедленно повезли на российскую границу. Процедура выдворения проходила с многочисленными нарушениями процессуальных норм: Александру не позволили ни обжаловать решение в установленный законом срок, ни пригласить адвоката, ни связаться с российским консулом.
По нашему мнению данная акция латвийских властей создает опаснейший прецедент: Министерство внутренних дел ЛР, т.е. учреждение, обязанное обеспечивать соблюдение законности, само грубо нарушило закон. Это прямой путь к временам Сталина и Берии, чрезвычайных «троек» и революционных трибуналов.
Не можем не отметить также бесчеловечность и безнравственность действий правительства. Ни один человек, с уважением относящийся к правам личности, не сможет понять, почему нужно было проводить депортацию в пожарном порядке, не дав Александру возможности ни попрощаться с тяжело больной престарелой матерью, ни даже просто собрать личные вещи. Следует особо отметить, что родившись и прожив всю жизнь в Риге, Александр никогда не вступал в конфликт с латвийским законодательством, у полиции нет даже административного протокола за мелкие нарушения. Поэтому примененная процедура не оправдана никакими объективными обстоятельствами. Она может объясняться только желанием властей провести показательную акцию устрашения, а также помешать планам создания Конгресса.
Но власти в очередной раз просчитались. Сегодня мы собрались на Учредительное собрание ОКРОЛ, завершая первый этап дела, которому Александр посвятил несколько последних месяцев своей деятельности в Латвии. Расчет властей на то, что отсутствие Казакова остановит процесс самоорганизации русской общины Латвии, не оправдался. Мы вместе, и Александр по-прежнему помогает нам, несмотря ни на что.
Учредительное собрание заявляет: мы требуем от правительства Латвии отменить незаконное и бесчеловечное решение о депортации А.Казакова и незамедлительно предоставить ему право въезда в Латвию для защиты своих интересов в суде, в соответствии с нормами международного права и стандартами прав человека. Со своей стороны мы обязуемся оказать Александру любую помощь, а также до его возвращения взять на себя заботу о его семье.