Если Сумы прославились первым в истории Украины импичментом мэра,
то Фастов – четырьмя отставками исполняющих обязанности городского головы
В последнее время по городу все активнее идут разговоры о том, что депутаты городского совета могут объявить мэру Евегнию Шаповалову импичмент, или, проще говоря, отправить его в отставку. В свете актуальности темы мы поинтересовались, а были ли подобные прецеденты в других городах нашей страны. Зашли в Интернет и, к нашему удивлению, искали информацию очень недолго. Оказывается, с 2005 года депутаты различных городских советов достаточно часто отправляют мэров в отставку.
Сами по себе такие факты отнюдь не редкость. Причем первые прецеденты были еще до того, как советы стали выбирать по партийным спискам. То есть возникали ситуации, когда против действующего мэра объединялись даже депутаты-мажоритарщики, выбранные от округа, а не от партии, как сегодня.
Импичменты мэрам – обычное явление
Сумы – этот город навсегда вошел в историю местного самоуправления Украины как первый, отправивший своего мэра в отставку. Случилось это в январе 2005 года. Первым уволенным депутатами городским головой оказался Владимир Омельченко. С него все и началось. Правда, первая попытка импичмента мэра, предпринятая сумским советом еще в 2004 году, не удалась. Но вторая, сразу после рождественских каникул, прошла вполне успешно и закончилась победой депутатов. Сняли мэра Сум за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
Буквально через месяц, в феврале 2005, «полетел» энергодарский городской голова Георгий Яковлев. совет снял его с занимаемой должности за неудовлетворительную работу исполкома и, в частности, за нарушения в работе с обращениями граждан.
В июне того же 2005 года – новый прецедент с импичментом городскому голове, в Алупке. Валерий Андык лишился своей должности по тем же причинам, что и в двух вышеназванных случаях.
В марте 2006 года по всей стране прошли выборы мэров. Однако уже в ноябре того же года совет города Светловодска объявил импичмент своему мэру Павлу Солодову. Опять же за ненадлежащее выполнение обязанностей городского головы.
Неудачной в плане объявления импичмента была попытка депутатов Лисичанского городского совета. Они не набрали две трети голосов. Однако с июня 2007 года и по сей день эта тема продолжает обсуждаться.
Осенью 2007 года в аналогичной ситуации оказался мэр города Стаханова Василий Александров. Но, в отличие от лисичанского мэра, ему повезло меньше: в Стахановском совете нашлось две трети депутатов, пожелавших отправить городского голову в отставку. Василий Александров попытался поначалу бороться. Вел переговоры, потом просто не явился на сессию, в ходе которой ему должен был быть объявлен импичмент. Однако и до позорного увольнения стахановский мэр доводить дело не стал. Трезво оценивая ситуацию, не дожидаясь продолжения не закрытой депутатами сессии, он сам написал заявление об отставке.
Кстати, точно так же поступил и мэр города Днепродзержинска. Он написал заявление и ушел с этой должности сам, обратно в бизнес.
А вот депутаты совета города Фастов хоть и не вошли в историю местного самоуправления как первые, отправившие своего мэра в отставку, тем не менее, вполне могут претендовать на свой личный рекорд и особое место в летописи страны. После того, как в октябре 2007 года фастовский совет объявил импичмент мэру города Владимиру Тимофееву, до августа нынешнего года вслед за ним фастовские депутаты отправили в отставку уже четверых исполняющих обязанности городского головы. ЧЕТВЕРЫХ! Правда, для совета это окончилось тем, что Верховная Рада зарегистрировала проект постановления об одновременных внеочередных выборах в этом городе и мэра, и совета. Но голосования по этому вопросу еще не было.
Обманщикам не место в кресле мэра
Как видим, импичменты мэрам стали вполне обычным явлением в нашей стране. Почему так происходит? Ответ на поверхности. В условиях, когда во всей стране остается нерешенным целый ряд социальных и экономических проблем, когда люди устали от безысходности и неопределенности, в кресло мэра часто проходят люди, завоевавшие симпатии избирателей элементарным обманом. Они обещают создать блага, которых и в советские времена не было, как, например, доплаты к пенсиям, бесплатный проезд, стабилизацию цен на продукты питания и ГСМ – да мало ли еще что...
В результате городскими головами становятся обычные обманщики, которые при этом еще и далеки от вопросов управления таким сложным механизмом, как городское хозяйство. В итоге при них общая ситуация не просто не меняется, а становится хуже. В ряде случаев можно вообще говорить о победе на выборах людей неадекватных. В том же Фастове, к примеру, мэр был дважды судим. Первый раз за клевету, второй раз за то, что, выбежав после сессии на улицу из мэрии, ударил в глаз депутата со словами: «Если бы не был мэром, вообще убил бы».
Таким образом, «диагноз» импичмента, в принципе, одинаков во всех случаях: ненадлежащее выполнение мэром своих обязанностей. Или, проще говоря, когда человек явно не на своем месте.
Что гласит Закон
По Закону, для объявления импичмента необходимо две трети голосов депутатов городского совета. Если говорить, к примеру, о Бердянске – это 40 человек. Снятый со своей должности мэр может обжаловать решение совета в суде. Но мы не встретили в Интернете фактов, когда бы суд восстанавливал уволенного мэра в своей должности.
После импичмента мэра обязанности городского головы выполняет секретарь совета. И продлится этот переходный период до тех пор, пока Верховная Рада не примет постановление о проведении в том или ином городе внеочередных выборов.
Как только постановление принято, на внеочередную выборную кампанию отводится 70 дней. И там уже избирателям решать, кому же снова доверить свою судьбу. Автор: Павел ИЩУК