Сегодня Министерство юстиции обнародовало данные по количеству зарегистрированных местных парторганизаций. Оказалось, что лидером по их количеству является СДПУ(о). На 17 ячеек меньше у БЮТ. Интересно, что в условной «десятке» партий, имеющих наибольшее количество парторганизаций, имеется ряд реальных политических аутсайдеров, как Народная партия, Украинская Народная Партия, Народно-демократическая партия, партия «Демократический союз» и даже «Жінки за майбутнє». Партия регионов занимает по количеству ячеек условное 6 место, коммунисты – 10, а «Наша Украина» вообще 11. Причем, по словам Александра Лавриновича, ни одна из партий, которые по количеству зарегистрированных организаций входит в десятку, на протяжении 2006 года не была активной в создании новых партийных ячеек.
Данные статистические данные говорят о нескольких вещах. Во-первых, партий в Украине нет. То есть нет не олигархических клубов по интересам, во главе с Лидером, а партий.
Нетрудно догадаться, что партийные ячейки того же «Демсоюза» Горбулина или ЖЗМ Довженко, на сегодняшний день существуют только на бумаге. Ну а региональные отделения «лидера» СДПУ(о) в большинстве случаев никак не влияют на политическую карту региона. То есть, по сути, мертва норма закона
«О политических партиях» согласно которой партия должна создать и зарегистрировать организации в большинстве областей Украины, в Киеве, Севастополе и АРК. Де-юре такие организации создаются, де факто они не существуют или в лучшем случае «законсервированы» и ожидают лучших раскладов или следующих выборов.
Политика, в том числе и региональная делается лишь в Киеве ограниченной горсткой людей, а это означает, что политические партии никаким образом не выполняют свои функции в плане политической социализации граждан и представление их конкретных интересов. Украинские политики очень увлеклись игрой под названием «слепи лидера». Увлеклись настолько, что сами партийные структуры выполняют роль формально необходимого атавизма.
Есть власть, есть лидер – парторганизации наклепаем. Не для того, чтобы выискивать и продвигать в политику региональных лидеров, представлять интересы сопартийцев, в конце-концов лоббировать интересы каждого конкретного района. Нет. Все сводится к извечно украинскому принципу: «Щоб було». Но в таком случае абсолютно непонятно, зачем существует норма законодательства. Ведь на практике она абсолютно не используется. Наверное, здесь также играет свою роль уже упомянутый нами извечно украинский принцип.
Во-вторых, нет практически никакой надежды, что ситуация изменится. Да, конечно, можно возразить, что «Батькивщина», которая имеет неплохие перспективы и позиции, занимается ячейками. По крайней мере, об этом свидетельствует количество парторганизаций. Однако, напомним, что тенденций к их увеличению, по словам министра юстиции, у партии нет. Более того, даже если в БЮТ действительно активно займутся партстроительством качественно новой «левой» партии, в целом это ни к чему не приведет. Потому что конкуренции БЮТу в этом не составит никто. Да и если Юлия Тимошенко по каким-то причинам выпадет из политической обоймы, любая партия бывшая под ее командованием, рассыплется как карточный домик.
Единственной, теоретической возможностью к изменению ситуации, а это необходимо, хотя бы для продолжения глобальных демократических тенденций в стране, является самостоятельная политическая социализация сообществ граждан. Захочет, например, группа мелко-средних бизнесменов из Ровно, которым надоела коррупция и «ничегонеделывание» в родном городе, влиять на властные процессы – пожалуйста, создавайте партию. И тогда не будет проблем ни с диктатом сверху через императивный мандат, ни с продажными списками, ни с связками с обанкротившимися партийными проектами.
Но только для этого необходимо уменьшить требования к партии или ввести градацию на «региональные» и «общегосударственные» с соответствующими правами. Вполне вероятно, что, дав «зеленый свет» политизации на местах, Украина сможет решить проблему отсутствия реальных партий.
Только, вот вряд ли кто-то будет заниматься подобными глупостями. Ведь «маленькому украинцу» в политике, даже региональной, пока что не место.