4 марта 2012 года - выборы Президента Российской Федерации. Помимо собственно кандидатов, и нас - тех, кто будет выбирать политика, которому на протяжении ближайших 6 лет предстоит возглавлять наше государство, определять его внутреннюю и внешнюю политику, в выборах будут участвовать доверенные лица кандидатов на должность Президента РФ, их уполномоченные представители по финансовым вопросам, а также наблюдатели. Подробнее о статусе, правах и обязанностях этих лиц рассказывает председатель избирательной комиссии Тверской области В. Е. ДРОНОВА.
- Валентина Евгеньевна, кто такие доверенные лица кандидатов, чем они занимаются, и сколько доверенных лиц может быть у каждого из претендентов на должность Президента РФ?
- Каждый кандидат на должность Президента Российской Федерации вправе назначить до 600 доверенных лиц, а политическая партия, выдвинувшая кандидата - до 100 своих доверенных лиц.
Доверенные лица регистрируются и получают удостоверения в Центральной избирательной комиссии России. Люди, обладающие таким статусом, вправе вести агитационную деятельность в пользу назначивших их кандидата, политической партии. При этом доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.
Вместе с тем, доверенные лица вправе присутствовать на всех заседаниях участковых избирательных комиссий, в помещении для голосования, при подсчете голосов избирателей и т. д.
Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса назначившим их кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или кандидатом, выдвинутым политической партией, назначившей доверенных лиц.
Важно, что доверенными лицами не могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий.
- Помимо доверенных лиц, у кандидатов на должность Президента есть уполномоченные представители по финансовым вопросам. Логично предположить, что они, по сути, являются распорядителями средств избирательных фондов кандидатов?
- Действительно, так. Каждый кандидат на должность Президента России обязан сформировать свой избирательный фонд и назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам выступает в интересах своего кандидата на основании нотариально удостоверенной доверенности. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата начинается со дня регистрации ЦИК России и истекает через 90 дней со дня голосования.
- На выборах Президента (как, впрочем, и на любых других выборах) будут присутствовать наблюдатели. Чьи интересы они могут представлять, каков круг их полномочий?
- Наблюдателей на выборах вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат и каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ. Наблюдателем может стать любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, либо политической партией, интересы которой представляет данный наблюдатель. Направление представляется в участковую избирательную комиссию с момента начала ее работы в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя (паспорта). При этом никакого предварительного уведомления о направлении наблюдателя не требуется.
Кандидат и политическая партия, кстати, могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию и несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно следить за ходом голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.
Однако одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата или одной политической партии, не допускается.
Каждый наблюдатель, направленный в УИК, вправе знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в участковой комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
Он также может находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время - с момента начала работы УИК в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдатель вправе следить за выдачей избирательных бюллетеней избирателям, присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
- Кто не может стать наблюдателем?
- Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, а также лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
- Может ли наблюдатель фотографировать на избирательном участке или вести видеосъемку?
- Может, предварительно уведомив председателя или секретаря УИК. При этом есть условия: он не должен нарушать тайны голосования, а также изображение гражданина в отснятом материале не должно занимать большую часть кадра (экрана).
- Получается, полномочия наблюдателя на избирательном участке практически безграничны?
- Это не так. Наблюдатель не вправе выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться в их получении либо заполнять избирательный бюллетень за избирателя, даже по его просьбе, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования. Он также не может принимать непосредственное участие в проводимом членами УИК с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней, совершать действия, препятствующие работе участковой избирательной комиссии, вести предвыборную агитацию среди избирателей.
- А если наблюдатель все-таки допустит такие нарушения, могут ли его удалить из помещения для голосования?
- Председателем участковой избирательной комиссии может быть сделано замечание наблюдателю о нарушении им избирательного законодательства, а в случае неоднократных нарушений он может быть удален из помещения для голосования.
Решение об этом принимается простым большинством голосов от числа присутствующих членов участковой комиссии с правом решающего голоса и оформляется в письменном виде с указанием причины удаления.
Правоохранительные органы на основании решения участковой избирательной комиссии обязаны удалить такого наблюдателя из помещения для голосования и принять меры для привлечения его к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Однако мы надеемся, что каждый наблюдатель будет не только знать свои права и обязанности, но и неукоснительно их соблюдать. Любого наблюдателя на выборах мы рассматриваем, прежде всего, как помощника избирательной комиссии, человека, который так же, как и мы заинтересован в том, чтобы выборы прошли честно и в строгом соответствии с законами нашей страны.