В субботу, 22 января, наша страна в 12-й раз официально отметила День Соборности Украины. В соответствии с Указом Президента Украины Л. Д. Кучмы от 21 января 1999 года за № 42/99 день 22 января был объявлен одним из важнейших государственных праздников Украины – Днем Соборности. Этот праздник символизирует собой воплощение мечты украинцев об объединении всех украинских земель в единое независимое государство.
Именно 22 января 1919 года была предпринята первая попытка осуществления данной мечты. В этот день на Софийской площади в Киеве был торжественно обнародован Акт Злуки – объединения провозглашенной Центральной Радой за год до того Украинской народной республики (УНР) со столицей в Киеве и возникшей в том же 1918 на обломках Австро-Венгерской Империи Западноукраинской народной республики (ЗУНР) со столицей во Львове. Впрочем, тогда объединение так и осталось лишь на бумаге. Оба государства в условиях гражданской войны просуществовали очень недолго, а подконтрольные им территории довольно скоро оказались в составах Украинской Советской социалистической республики, Польши и Чехословакии. Реальное объединение украинских земель произошло 20 лет спустя, когда в состав УССР были включены территории Галичины, Волыни, Буковины, а в 1945 году и Закарпатья. Но вот что интересно: за 70 лет единства украинских земель ни в Советской Украине, ни в унаследовавшей за УССР всю ее территорию независимой Украине реальной соборности, реального объединения украинцев так и не произошло. Не случайно, большинство граждан нашей страны относятся к столь важному государственному празднику довольно прохладно. И День СоборностиУкраины, так и не став всенародно признанным праздником, отмечается несколько формально: возложением представителями власти цветов к памятникам знаковых для украинской истории людей да незначительным количеством митингов, в основном – оппозиционных политических сил. Что это? Я не спешил бы с навешиванием ярлыков, с обвинениями в украинофобии и отсутствии патриотизма. Не претендуя на истину в последней инстанции, хотел бы лишь представить на суд читателя свой субъективный взгляд на причины отсутствия соборности в украинском обществе при наличии уже более чем 70-летней соборности украинских территорий.
История и настоящее
«История – учительница жизни»
Марк Туллий Цицерон
С границами ситуация еще парадоксальнее. В 1917 году глава Центральной Рады Михаил Грушевский вместе с Владимиром Винниченко договорились с Временным правительством России о признании украинской Центральной Рады как органа, управляющего украинской автономией в составе России. При этом «украинская автономия» не претендовала на Екатерино-славскую, Таврическую, Херсонскую, Харьковскую и частично Черниговскую губернии. В начале 1918 года на территории современной Украины параллельно с УНР Грушевского-Винниченко были провозглашены Одесская советская республика, объединявшая Херсонскую и Бессарабскую губернии, Донецко-Криворожская советская рес-публика, не уступавшая по своей величине территории УНР и объединявшая Донецкий и Криворожский бассейны, а также Слобожанщину, в Крыму вообще было провозглашено две республики – мусульманская Крымская народная республика, а также Советская Социалистическая республика Тавриды в составе России. Столь же разношерстной была ситуация и в западной Украине, где наряду с ЗУНР в 1918 году были провозглашены Гуцульская республика, Русская Краина, Русская народная республика лемков.
В момент подписания Акта Злуки 22 января 1919 года УНР Симона Петлюры по-прежнему не имела никакого влияния в Харьковской, Донецкой, Херсонской, Таврической губерниях, а Екатеринослав постоянно переходил из рук в руки – то оказывался во власти большевиков и махновцев, то вновь переходил в руки петлюровцев. Еще худшим было положение ЗУНР, столица которой к тому времени была перенесена из оккупированного поляками Львова в Тернополь. Закарпатье оказалось в руках чехословаков, Буковина – под Румынией, Волынь и часть Галичины – во власти поляков. О какой Кубани в составе Соборной Украины, о каком Курске или Гомеле, о каких территориях Польши, Молдавии или Румынии в таком случае идет речь? Плод больного воображения – не больше! Но зато как этот бред преподносится: «Украинцы должны знать свою историю, историю правдивую». Где же здесь хоть капля правды?
Казалось бы, какой смысл во всем этом историческом экскурсе? Какой смысл акцентировать внимание на том, что спустя всего две недели после провозглашения Акта Злуки правительство УНР, претендовавшее на территорию «от Карпат до Дона и от Черного моря до Вислы», спасаясь от наступавших большевиков, бежало из Киева в Винницу, а оттуда в Польшу? Какой во всем этом смысл, если Акт Злуки носил исключительно декларативный характер, если он «стал символом единения украинских земель», а не реалистичным планом построения единого независимого украинского государства? Но возникает встречный вопрос: а какой смысл в тиражировании вышеприведенной карты, якобы существовавшей в истории Великой Украины? На самом деле смысл есть и в том, и в другом. Сторонникам украинских исторических мистификаций очень хочется убедить украинское общество в его унитарности, в величии и единстве украинской нации, в злокозненности агрессивных соседей, оттяпавших у суверенной Украины треть ее территории, но главное – в интеллектуальной и гражданской неполноценности тех, кто думает иначе: они, мол, не знают истории, или они – предатели, «пятая колонна Кремля». Тем самым эти псевдоисторики своими мифами не позволяют нам объективно посмотреть на историю своей страны, не позволяют понять суть тех непреодолимых противоречий, которые существуют сегодня в нашем обществе, не позволяют не то что вылечить болезнь, а даже диагноз правильный поставить. Своими историческими байками (а речь ведь не только об истории УНР, не менее экзотичны и нелепы украинские исторические Мифы о гетмане Иване Мазепе как борце за независимость Украины; об «Уставе Войска Запорожского» Пилипа Орлыка как первой европейской демократической конституции, о голодоморе как геноциде украинской нации…), они мешают нам увидеть ошибки предков, заставляя постоянно наступать на одни и те же грабли. Разоблачение же этих мистификаций преследует цель показать историческую закономерность существующих сегодня противоречий. Ну не могут люди даже одной национальности, веками жившие в разных, зачастую враждебных, государствах, исповедующие разные религии, имеющие разные культурные и исторические ценности, вдруг объединенные в одно государство, в одночасье стать одинаковыми – одинаково думать, одинаково смотреть на ситуацию в государстве и мире, отстаивать одинаковые идеалы. А у нас ситуация еще сложнее, поскольку Украина ко всему вышеперечисленному еще и полиэтническое государство, скроенное из различных лоскутков материи (территорий), имеющих свою историю, свою культуру, свою ментальность, наконец. И попытка всем остальным территориям государства навязать историю, культуру, ментальность какого-то одного его лоскутка никак не может способствовать объединению общества. К слову, даже в 1919 году руководители Украины это понимали. Ведь неслучайно, Акт Злуки предусматривал широкую автономию для ЗУНР, вплоть до содержания собственной армии и некой самостоятельности во внешней политике. И это тогда, когда речь шла не о Крыме с его преобладающим крымско-татарским и русским населением, не о Донбассе, где преобладает русское население, не о полиэтнических с момента своего заселения северных Приазовье и Причерноморье, где кроме украинских и русских существует огромное количество болгарских, греческих, румынских, молдавских поселений. Тогда речь шла лишь о центральной и западной Украине. Демонстративное игнорирование прав граждан Украины, проживающих в восточных и южных регионах, которое мы наблюдали все последние годы, попытки заставить их жить по правилам, установленным в западной Украине, не могут не вызывать ответную негативную реакцию. Только понимание существования этих, обусловленных историческим процессом, различий, только уважение к особенностям развития каждого региона и к мировоззрению людей, в нем живущих, может помочь преодолеть раскол и наконец-то объединить разношерстное украинское общество вокруг конкретной цели и конкретных идеалов. Автор: Владимир ДЕМИН