Цифровые рамки по-китайски. В Китае для IT-платформ пишут законы
Цифровые рамки по-китайски. В Китае для IT-платформ пишут законы
1. Контроль над IT-гигантами по-китайски
Гордость китайского бизнеса и гуру предпринимательства китайский миллиардер Джек Ма (Ма Юнь) на конференции Шанхае у всех на виду … «заболел» головокружением от успехов.
Не сглаживая углов, миллиардер обвинил китайские государственные банки в «ломбардном мышлении», приписал регулирующим органам Китая «удушение инноваций». И все это было громогласно высказано перед финансовой элитой. Как выяснилось, миллиардеру не понравилось слишком строгое следование китайскими государственными банками требованиям к обеспечению и гарантиям в кредитной политике.
Китайские государственные органы взглянули на ситуацию по-другому. За несколько дней тщательно была изучена бизнес-активность финансовой империи Джека Ма. После чего правительственные органы просто остановили IPO одной из дочек Alibaba Group – компании Ant Group. Говорят, сам Председатель Си приложил руку к запрету.
Показательная порка Джека Ма состоялась. Далеко идущие последствия приостановки IPO Ant Group заметили все эксперты. Китай открыто показал, что более не нуждается в финансировании американским капиталом своих собственных корпораций. А ведь размещение акций Ant Group должно было составить более 34 млрд долларов. Это даже больше, чем такой же «лакомый биржевой кусок» как нефтяная компания Saudi Aramco.
Мировые СМИ обвинили Китайское руководство в препятствии свободному бизнесу, ограничении свобод граждан, препятсвованию открытой конкуренции и т.д. Но правительство Китая пошло еще дальше. Были подвергнуты ревизии ранее не тронутые основы цифрового могущества IT-гигантов: интернет-коммерция, каналы привлечения рекламы, интернет-сервисы и социальные сети.
Все это происходит на фоне нелицеприятной картины страйков и банов выдаваемых соцсетями США, подобно модераторам на подростковом форуме, своему собственному президенту Трампу. А потому действия китайских властей кажутся заделом с далеко идущими последствиями.
Регулирующие органы КНР впервые в мире начали на законодательном уровне ограничивать рыночную деятельность технологических гигантов «цифровой индустрии». Чиновниками был подготовлен проект законов, направленный на пресечение монополизации рынков IT-корпорациями. Антимонопольные правила поведения на информационном рынке впервые в мире дали возможность прояснить, что значит быть монополистом в цифровом мире.
До сего дня антимонопольное законодательство касалось только традиционных сфер производства и услуг. Теперь же, после того как уже не первый год деятельность Amazon, FB, Google периодически попадает «под микроскоп» соответствующих комиссий Конгрессе США, в Китае решили написать для цифрового бизнеса отдельные законы. Кроме того, еще до эмоционального выступления Джека Ма, было понятно, что китайские госорганы внимательно присматривают за IT-сектором экономики, взращенным в своей стране. В соответствующих ведомствах давно отметили проамериканские настроения большей части руководителей IT-компаний не совсем укладывающиеся в общегосударственную политику.
Госорганы Китая впервые всему миру показывают возможность плодотворной деятельности по урегулированию деятельности в онлайн секторе IT-бизнеса. Можно утверждать, что в течение ближайшего времени конкурентная среда в сфере интернет-бизнеса в Китае будет кардинальным образом меняться. Под пристальное внимание антимонопольных ведомств попадут факты препятствования конкуренции, неравное отношение к клиентам в зависимости от их поведения, расходов. Строго будут пресекаться попытки принуждения клиентов к обязательной покупке тех или иных продуктов или услуг для доступа к другим продуктам.
Интернет-коммерция Китая известна своими достаточно агрессивными приемами в отношении клиентов и партнеров. Многие производители не раз заявляли, что Alibaba слишком настойчиво предлагает сотрудничество, ограничивая возможность выбора цены, способов продажи или действий с клиентом. А ведь через интернет-империю Alibaba Group проходит до 20% всех розничных продаж в Китае, включая экспорт. Для сравнения – доля продаж через Amazon в США не превышает 5%.
Регуляторные меры китайского государства особенно актуальны в период, когда цифровые гиганты получают все более широкий доступ к крупным технологическим секторам экономики Китая. Китайские чиновники показывают, что обладают всем набором методов по ограничению вседозволенности IT-компаний. Гиганты китайской цифровой индустрии - как Alibaba, Tencent, Meituan, JD.com - будут выстраивать свою деятельность уже по новым антимонопольным правилам.
Действия Китая в отношении технологических гигантов входят в общий ряд мер, принимаемых правительствами развитых стран во всем мире. Такие меры ограничивают доминирование интернет-платформ в современном обществе. Слишком уж ярко высвечиваются некоторые признаки цифровой кабалы, в которую попадают компании малого и среднего бизнеса.
2. «Уберизация», как наивысшая форма капитализма
Неблагополучной с точки зрения равных возможностей для бизнеса признана ситуация с агрегаторами, построенными IT-гигантами. Они совершенно не пытаются признавать значимость размеров операционных расходов своих поставщиков. IT-компании часто являются агентами только по формальным признакам. Однако диктуют поставщикам товаров и услуг ценовую политику, способы рекламы, бюджеты продвижения, не обращая внимания на доходы производителя. А это уже прямое нарушение антимонопольных правил в большинстве развитых стран.
Особенно ярко ситуация несправедливого «уравнивания» видна в сервисах такси. Миллионы водителей ездят по миру, обслуживая не только пассажиров, но и цифровые платформы, через которые подбирается клиентура. А между тем, ни Uber, ни Яндекс.Go, обладая полномочиями лишить заработка, не являются работодателями для таксистов. Официально эти платформы – информационные посредники между клиентом и таксистом. Никаких социальных обязательств они перед таксистами не несут.
Подобное явление, когда информационное посредничество превращается в эксплуатацию независимых исполнителей, назвали «уберизацией». Явление это касается не только коммерции, но сферы государственных услуг.
При «уберизации» экономики множество наемных работников как-бы остаются свободными. Но при заключении соглашения с информационной платформой они попадают в зависимость, как будто при найме. Вот только нет никакой законной защиты от несправедливого «увольнения» (внесения в «черный список» платформы), как нет больничных и отпусков. Деятельностью работника управляет искусственный интеллект. Искусственный же интеллект рассчитывает их доходы, налагает штрафы и ограничения, формирует рейтинг. Инфопосредник же при этом зарабатывает огромные деньги, не неся никакой социальной ответственности перед теми, кто пользуется его услугами.
Некоторые эксперты утверждают, что «уберизация» экономики – это предвестник «сверхкапитализма», когда отношения наемного работника и работодателя будут строиться только через цифровую платформу. А к нему, на данный момент, очень сложно применять существующее законодательство, выстроенное на праве собственности.
3. Бумажные законы для цифровых платформ
Законы следует как можно быстрее переписать для защиты граждан от цифровой обезличенности. Сегодня невозможно предъявить законных требований к цифровой платформе. Ведь владельцы платформы – десятки тысяч акционеров. Между тем, от данных платформы зависит жизнь человека. В новом законодательстве необходимо предусмотреть ответственность за снижение качества жизни, которое может наступить по вине цифрового посредника. Никаких важных для жизни людей решений цифровые платформы не должны иметь права принимать.
Цифровые технологии создают заново целые сферы взаимодействия людей друг с другом, сферы бизнеса. Пока большая часть этих сфер не регулируется законами. И нельзя во всех случаях мошенничества винить жертву. Граждане любой страны в подавляющем большинстве настроены на доверительные отношения. И вот это слабое место активно используется цифровыми платформами: от завуалированных условий подписки на услуги, до прямого мошенничества на доверии под прикрытием цифрового сервиса, позволяющего с легкостью использовать сотни телефонных номеров.
Ни один курс «цифровой гигиены» не сможет заменить строгость закона. Интернет не должен быть изначально токсичной средой. И именно государство обязано защищать граждан, делая цифровую информационную среду безопасной.
Цифровая среда должна быть безопасной не только от мошенников, но и от тотального отслеживания действий частными корпорациями. Не секрет, что IT-гиганты с самого своего начала тесно сотрудничают со службами безопасности своих государств. Деятельность той или иной глобальной цифровой платформы в других странах изначально может считаться потенциально опасной, так как не подчиняется местным законам. Современные военные действия ведутся не ядерными арсеналами, а цифровыми высокоточными дронами. Поэтому ядерный паритет в скором времени уже не будет иметь значения, поскольку так и останется крайним (т.е. неприменимым) средством. А на поле боя будет побеждать искусственный интеллект. Поэтому поставить под контроль киберначинку каждого импортного гаджета, заставить пользоваться только серверами на своей территории – это обязательная программа действий на ближайшее будущее каждого независимого государства.