Сергей Александрович Нилус (1862-1929), русский мыслитель, духовный писатель, общественный деятель, один из выдающихся поборников идеалов святой Руси.
Родился в небогатой помещичьей семье в Москве.
По окончании гимназии и университета С. А. Нилус несет службу чиновника в различных местах Российской империи. По выходе в отставку хозяйствует в деревне.
Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло при посещении Троице-Сергиевой лавры, у мощей Сергия Радонежского.
Окончательное обращение Сергея Александровича Нилуса в Православие совершилось, когда он приехал в Крондштадт к святому отцу Иоанну.
Так в зрелом возрасте он выбрал стезю духовного писательства.
Первая книга Нилуса "Великое в малом" снискала ему славу и авторитет в определенных духовных кругах. За нею последовали другие, не менее замечательные.
Революция застала С. А. Нилуса в Малороссии, подвергнув писателя жестоким испытаниям. Было все - гонения, преследования, обыски, и что ни год, то строже.
За чтение его книг расстреливали. Но Нилус, укрепляясь молитвою, не впадал в уныние, а продолжал писать о проявлении воли Божией - о чудотворениях, о спасительной силе покаяния, о Церкви как водительнице совести. Эти материалы легли в основу книги "На берегу Божьей реки". В одной из ее глав Нилус рассказывает о промысле Божьем в нашем Торопце. Предлагаем этот отрывок вниманию наших читателей.
"…Сегодня, перелистывая свою записную книжку, я напал на копию с постановления Торопецкой уездной земской управы, присланную мне одним боголюбцем в такое время, когда на родине моей, в Орловской губернии, ожидали холеры, и для встречи этой страшной гостьи принимали все меры, указанные "наукой". Прочитал я постановление это и скорбно задумался: куда, в какую "страну далече" отошли мы, дети, от отцов наших?! Мыслимо ли теперь в любом из земских собраний постановление, подобное нижеследующему, что постановили русские люди Торопецкого земства?
Постановление это я выписываю здесь во всей его неприкосновенности.
"С 1865 года, - так пишется в этом документе, - земские собрания и комитеты народного здравия почти во всех городах и уездах империи стали принимать меры против ожидаемой в 1866 году эпидемической холеры. Земское собрание Торопецкого уезда, имея в виду, Псковский губернии что в 1830-м и 1848 годах в городе Торопце и его уезде холеры не было и зная твердую веру народа в милосердие Божие, не делало посему никаких особых распоряжений. Между тем Псковская земская управа просила Торопецкую сообщить ей, какие меры принимаются ею в случае появления эпидемии. Члены Торопецкой управы, сознавая ответственность свою перед обществом в случае непринятия ими мер при появлении холеры, решились, по совещании, отвечать так: хотя земским собранием указания на сей предмет не сделано, Торопецкая управа просит Псковскую уведомить, какие распоряжения делаются по сему предмету в других городах губернии, дабы и она, в случае надобности, могла сделать то же самое.
Когда составлено было такое отношение и писец Антонов стал переписывать его, то, на¬писав, что "на принятие энергических мер к предупреждению эпидемии указаний от уездного земск…", поднял лист, чтобы посмотреть, хорошо ли им написано. В эту минуту сидевшие против него писаря - Кожевников и Черепенников - заметили на обороте листа какое-то неясное изображение.
- Ты пишешь на картинке, - сказали они ему и, рассмотрев лист, увидели как бы тень или слабый отпечаток изображения какого-то святого, о чем тотчас же объявили секретарю Райкову, а он доложил членам управы.
Случилось это в феврале 1866 года. Молва распространилась, и желавшие видеть это изображение находили, что оно есть лик святого великомученика и целителя Пантелеймона, что впоследствии, по внимательном рассмотрении, оказалось действительно так.
Холера 1866 года, вырвав свои жертвы в окрестных уездах, и в этот, уже третий, раз миновала Торопец и его уезд; а в октябре того же года мощи святого целителя Пантелеймона посетили Торопец.
Посему члены Управы, имея в виду:
1) что на единственной бумаге, в которой в первый раз управа выражала предположение человеческих средств против непонятной болезни, обозначился лик угодника Божия и целителя Пантелеймона;
2) что холеры в 1866 году в Торопце не было:
что бланк, или лист, на котором было написано отношение в губернскую управу, печатанный в Москве, есть один из нескольких сот, имеющихся в управе, на котором оказалось изображение;
4) что мощи св. угодника Божия Пантелеймона в тот же год посетили г. Торопец, -
постановили:
В память вышеуказанных событий лист с оттенком изображения угодника Пантелеймона просить освятить 14 октября и хранить в уездной управе, в воспоминание милости Божией и угодников Его, избавляющих город Торопец и уезд его от холеры.
Подлинное подписали: председатель управы Петр Языков. Член управы Иван Харинский. Секретарь управы коллежский асессор Райков".