К 400-летию освобождения торопецкой земли от интервентов (Смутное время)
Известно, что одним из самых тяжелых периодов в нашей истории был период Смуты, когда под угрозой находилась целостность и нерушимость Русского государства. К середине апреля 1609 года Москва уже почти семь месяцев находилась в военной и экономической блокаде. Все дороги вокруг столицы были блокированы отрядами Лжедмитрия II, а Троице-Сергиев монастырь осаждали литовцы под предводительством Яна Сапеги.
Тем временем в северо-западных землях, а точнее в Старой Руссе, неподалеку от Новгорода, расположился четырехтысячный отряд поляков и казаков, возглавляемых тушинским полковником Кернозицким.
Чтобы как-то улучшить свое положение, Россия заключает военный договор со Швецией, согласно которому шведы присылают пятнадцать тысяч наемников. Ими командовал Якоб Делагарди, а общее командование над всем войском осуществлял князь Михаил Скопин-Шуйский. Основная часть шведов расположилась неподалеку от Новгорода и в самом городе. Как известно, в Старой Руссе находился отряд Кернозицкого.
Князь Михаил отправляет туда русско-шведский отряд под командованием воеводы Чулкова и генерала Эверта Горна, чтобы разделаться с Кернозицким. Тот, понимая безвыходность своего положения, оставляет Старую Руссу без боя, предварительно устроив в ней пожар, и направляется в сторону Торопца, не давая боя на протяжении 200 верст. Однако Чулкову и Горну все же удается догнать Кернозицкого почти у самого Торопца, и 15 мая 1609 года состоялось крупное сражение у села Каменка, примерно в шести верстах от города (недалеко от нынешнего речанского Креста). Здесь Кернозицкий был разбит. Примечательно, что это была первая в России крупная победа союзных войск над интервентами.
Дореволюционный историк И. И. Побойнин называет численность войска казаков и интервентов у Каменки - 6000 человек, а русско-шведский авангард был намного меньше, хотя сведений о его численности точных нет. Тем желаннее была победа под Каменкой. Кернозицкий оставил здесь 9 пушек, знамена, часть своего обоза и потерял убитыми 1400 человек. Самому ему удалось бежать. Торопец Горн и Чулков заняли на следующий день. Торопчане присягнули Василию Шуйскому. А для удержания повиновения в покорившихся городах в Торопце остался Чулков с небольшим отрядом. Основная часть русско-шведского войска направилась к Торжку, где был назначен пункт общего сбора союзного войска.