Древнегреческий учёный Гиппарх (II век до н. э.), один из преемников Эратосфена на посту хранителя Александрийской библиотеки, в историю науки вошёл как первый астроном, который вёл постоянные наблюдения неба. Велики его заслуги в картографии.
Если Эратосфен провёл на географической карте параллели и меридианы почти произвольно, то Гиппарх упорядочил их в соответствии с законами математики. Его идея оказалась простой, как всё гениальное. Параллели и меридианы – это не что иное, как окружности, опоясывающие Землю вдоль и поперёк. А поскольку в любой окружности 360 градусов, то учёный и разделил их на равные части – по числу градусов.
Самая большая поперечная окружность Земли – экватор. Вверх и вниз от него Гиппарх провёл по 90 параллелей. А через оба полюса прошли 360 вертикальных меридианов, разделяющих землю на равные «дольки». Теперь градусная сетка, в которой параллели и меридианы взаимно делят друг друга, стала математически выверенной и приобрела окончательный вид. Идею Гиппарха используют и по сей день. В такой системе координат легко обозначить любую точку с помощью широты и долготы.
Правда, во времена Гиппарха вычислять долготу ещё не умели. Сам учёный предложил такой метод: наблюдать за одним и тем же лунным или солнечным затмением из разных по долготе мест. Но для повседневной практики этот метод не годился. Простой способ определения долготы был найден лишь в XVIII в.
А Гиппарх столкнулся ещё с одной проблемой. Если Земля – шар, значит, при изображении её на плоскости, то есть при создании картографической проекции, появятся искажения. Древние авторы свидетельствуют: Гиппарх нашёл два способа решения проблемы, но как он строил картографическую проекцию, не известно.
Вот так, мало по малу, древнегреческие географические карты всё более и более походили на современные. Изобретения древних греков, много веков спустя, позволили создать идеально точные географические карты.