Мы поинтересовались, сколько в городе существует организаций, которые непосредственно работают с инвалидами, и какие услуги они предоставляют. Оказалось, таких всего три… Самая крупная из них – Центр социальной помощи и реабилитации инвалидов «Забота». С заведующей детским отделением центра Натальей Мещаниновой мы и решили поговорить подробней на эту сложную тему – дети-инвалиды.
– Наталья Александровна, расскажите о центре ранней социальной реабилитации детей-инвалидов «Забота».
– Центр реабилитации детей-инвалидов существует с 2001 года. Постоянно развивается, работают у нас прекрасные специалисты, которые знают, а главное любят, свое дело. Применяются действительно эффективные методики, точнее, из множества существующих методик отобраны те самые важные и ценные элементы, использование которых дает наилучшие результаты в реабилитационном процессе.
Охватить вниманием стараемся всех, кто может нуждаться в помощи и поддержке. Дети у нас – от 0 до 18 лет. И это не только дети-инвалиды, а также детки с особенностями развития, из группы риска – инвалидности у них нет, но возрастное развитие, своевременная коррекция, общение нужны, бе-зусловно. Чем раньше родители приводят детей на наши развивающие занятия, тем больших результатов малыш достигает, и многих возможных проблем можно избежать. Также и часто болеющие детки: в детские учреждения по определенной причине родители их не водят, и общение со сверстниками, развивающие занятия, праздничные мероприятия – этого всего часто болеющий ребенок не получает. А ведь дошкольный период в жизни ребенка не менее важен, чем учеба в школе, т. к. до 7 лет особенно активно идет формирование представлений об окружающем мире, а при недостатке социальной составляющей в жизни ребенка картина получается неполной, и, казалось бы, решение, принимаемое родителями во благо, «посидим дома», не всегда оказывается таковым с точки зрения психологии раннего возраста.
Наши занятия направлены на раннее развитие, подготовку к школе, приобретение детками навыков общения, развитие речи и творчества, умение концентрировать внимание и использовать информацию. С каждой возрастной группой работает психолог. Для старших детей разработаны программы по освоению компьютерной грамотности, дизайну, курсы «офис» и «рукоделие».
– В наш век компьютеров и мечтаний молодежи сделать карьеру в финансовой или юридической сфере «рукоделие» находит своих поклонников?
– Напрасно Вы так. Рукоделие – это же ценится во всем мире. Самые дорогие изделия – это как раз те, которые сделаны вручную. Кроме того, это еще и очень увлекательно: создание эксклюзивных, собственного дизайна вещиц, украшений, элементов декора интерьера, совершенно неповторимых подарков, кукол, елочных украшений и т. д. С позиции развития ребенка – это тренировка внимания, мелкой моторики, приобретение навыков обращения с различными материалами, изучение их свойств, максимум фантазии и удовольствия. Не говоря уже о том, что просто научиться шить или вязать – уже огромный плюс. Наверняка такие знания и умения сослужат хорошую службу в дальнейшей жизни ребенка.
– Наверное, учебный процесс в центре имеет свои особенности, в силу особенностей детей, с которыми Вы занимаетесь…
– Мы не учим детей, а развиваем, что, на мой взгляд, важней. Занятия проходят в игровой форме. Например, правила дорожного движения – достаточно скучная информация, а если в эти правила играть, да еще и с любимыми мультяшками, то все легко запоминается. Или подготовка руки к письму – это не нудное выведение палочек, а музыкальное занятие, где детки поют и играют. Мне самой очень нравятся занятия английского языка для малышей. На индивидуальных занятиях мы используем, в том числе, и компьютер для наших «вундеркиндов с пеленок».
– Но Вы говорили о подготовке к школе, значит, все-таки учите буквы, цифры?
– Не учим, а играем в буквы, поем буквы, рисуем, лепим, строим и рассказываем сказки о буквах и цифрах.
Грамотность зависит не от умения читать и писать, а от развитости фонематического слуха, т. е. ребенок должен правильно слышать и ассоциировать слово, уметь правильно употреблять его в своей речи. Внимание, главным образом, уделяется подготовке к обучению, к мыслительной деятельности, развитию речи, умению выражать свои мысли.
– А что такое раннее развитие?
– Модный термин «раннее развитие» вовсе не означает, что трехмесячный ребенок обязан ходить, к году – читать, а к трем – цитировать классиков. С рождения и до трех лет мозг малыша развивается в самом стремительном темпе, который идеально подходит для обучения.
Наши программы, рассчитанные на детей от 0 до 2 лет, обучают, конечно же, родителей. Самому ребенку никакое обучение не нужно – он живет игрой и исследованием мира, нужно научиться «не мешать» ему и только чуть-чуть помочь. Правильней было бы назвать эти занятия не столько ранним, сколько своевременным развитием, т. е. мы не форсируем события и не заставляем ребенка делать то, к чему он еще не готов. Наши малыши быстрей и легче начинают разговаривать, развивают музыкальный слух, наблюдательность, внимание, готовят пальчики к письму, учатся общению и самостоятельности, уверенно идут в садик.
– Слово «социальной» в названии Центра означает работу с малообеспеченными людьми?
– Тут иное содержание. Ребенок, имеющий ограниченные возможности или не посещающий садик, школу, ограничен и в общественной жизни, т. е. жизни в социуме, а значит, существует недостаток определенного рода информации и важного опыта общения, выходящего за рамки семейного круга.
Начиная с простейшего, мы стараемся восполнять этот пробел и поставить такие кирпичики в фундамент формирующейся личности.
В Центре регулярно проводятся утренники с приглашенными гостями, концертом, подарками, угощением, самые смелые даже поют караоке. Детей наших одеваем в карнавальные костюмы, все радостные, фотографируются – это Событие! И даже вначале скептично настроенные гости после отдают должное нашим празднествам.
Есть еще правила осторожности: как себя вести с электроприборами, на воде, с огнем, на улице – и в это играем. Старшим ребятам освещается непростая тема наркотиков в форме диалога и т. д. Все перечислить невозможно. Это и есть социальная реабилитация.
– А какие медицинские услуги предоставляет Центр «Забота»?
– Для каждого ребенка в Центре разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, оптимальная по времени, продолжительности и последовательности медицинских услуг. Основное внимание уделяется корректировке нарушений состояния опорно-двигательной системы и моторных функций. Хорошие результаты дает применение кинезотерапии, массажа, дыхательной гимнастики, использование тренажеров, беговых дорожек…
– Что такое кинезотерапия, знают не все…
– Кинезотерапия – это использование двигательной активности человека для профилактики и восстановления здоровья при заболевании.
У детей после проведенного курса постепенно формируется новое функциональное состояние, которое сопровождается активацией психических процессов. Уже не вызывает сомнений факт прямой связи между движением и развитием мозга: как только ребенок осваивает новый навык, начинается развитие нового отдела мозга. Таким образом открываются новые возможности для дальнейшего физического и психического развития.
Несомненно, положительный результат дают комплексные программы, направленные на общее укрепление организма, повышение иммунитета, снятие эмоционального напряжения, профилактику простудных заболеваний, остеопороза, восстановление нервной регуляции дыхания, кровообращения и обмена веществ.
Медицинское оборудование Центра позволяет осуществлять реабилитацию детей и взрослых с нарушениями работы зрительных органов, травмами в области коленного и тазобед-ренного сустава, остеохондрозом, сколиозом, нарушением осанки, проводить восстановление мягкости кожи и адаптационной способности, лимфодренаж и миостимуляцию, лечение гипертрофических рубцов и растяжек.
– Что бы Вы хотели пожелать родителям, которые воспитывают ребенка-инвалида?
– Дорогие родители, от вас зависит многое. Врожденные ограничения и особенности не лечатся, они могут компенсироваться в ходе развития. Поэтому развитию необходимо уделять максимум внимания, оставить советы вроде «не мучай себя и ребенка» самим советчикам, начинайте развивать ребенка как можно раньше.
Выйдите из-под гипноза диагноза, не болезнь, а ЖИЗНЬ ребенка нужно понять, и не чтобы «победить», а чтобы принять и помочь стать счастливее. Плохая услуга – жить болезнью ребенка самому и удваивать боль возвратом. Убрать слепое сопереживание. Главная ежедневная забота – работа с собой. Внушайте себе, что все будет хорошо, все УЖЕ идет к лучшему. Этим вы то же самое будете внушать и ребенку. Это главное ваше лечебное действие. То есть самое важное – вместе с ребенком жить и радоваться. И остерегаться жить за него…
Будьте здоровы и любите Жизнь.
От редакции: мы специально не задавали сотруднице Центра «Забота» вопросов о планируемом нынешними городскими властями переводе этого социального учреждения с горы в Колонию, куда детям-инвалидам крайне сложно будет добираться. Мы не хотим никого подставлять, потому что этому или другому человеку, который попытается высказать свое мнение, сразу начнут чинить всевозможные препятствия. Но мы давно обладаем необходимой информацией. И, собственно, о проблеме перевода «Заботы» с улица Кирова, 68а, на улица Рудневой, из обжитого и оборудованного помещения в здание, не готовое для социальной работы, мы уже писали. Публиковали летом и письмо родителей детей-инвалидов, которые требуют не трогать «Заботу» и дать ей возможность работать, как и прежде. (Кстати, таких детей «Заботу» посещают 80 человек).
Однако просьб родителей власть не слышит. Не так давно заместитель городского головы Оксана Невзорова в очередной раз заявила о том, что проблему нехватки садиков власти намерены решать за счет центра «Забота».
В ноябре тема бердянской «Заботы» была поднята все-украинским еженедельником «2000», который опубликовал письмо родителей детей-инвалидов, аналогичное тому, которое было в нашей газете. Под письмом были даны и два комментария от бердянской мэрии. «Отдуваться» пришлось руководителю пресс-службы Виктории Горбатко. Журналист «2000» Михаил НАЗАРОВ обратил при этом внимание на такой факт. Один раз Виктория Горбатко сказала, что вопрос о выселении «Заботы» – это слухи и чуть ли не политическая провокация. А второй раз уже подтвердила намерение властей перевести социальный центр в Колонию уже к 1 сентября следующего года. То есть власть противоречит сама себе.
Еженедельник «2000» пообещал «держать руку на пульсе событий в Бердянске». Но вряд ли родителям детей-инвалидов, да и многим другим категориям жителей, которые пользуются услугами «Заботы», от этого легче.
Как нам стало известно, помещение по улица Рудневой, куда собираются переводить «Заботу», нуждается и в капитальном ремонте, и в перестройке. Оно не приспособлено под нужды центра. Ориентировочная стоимость работ – 2,3 млн. грн. Есть сведения, что власть давит на проектантов и требует составить смету не более чем на 600 тысяч. Потому что, во-первых, денег нет. Во-вторых, за такие деньги проще восстановить заброшенный детский сад и не трогать уже работающую «Заботу».
Одним словом, на ровном месте создается проблема. Бед инвалидов и других социально незащищенных категорий власть видеть не хочет. Автор: Владимир ПЕТРОВ