Количество первокурсников в бердянских вузах I-II уровня аккредитации значительно возросло
Еще до непосредственного проведение независимого тестирования многие специалисты предполагали, что одним из результатов реформы станет существенное увеличение количества желающих продолжить образование в средне-специальных учебных заведениях. В итоге эти прогнозы оправдались. В частности, нынешний набор первокурсников в бердянских колледжах, техникумах и училищах существенно превысил прошлогодний.
Как только стало известно, что с нынешнего года возможность быть зачисленным в вузы дает лишь сертификат о внешнем тестировании, многие педагоги выразили мысль, что таким образом государство решило заполнить ПТУ. Одни оценивали такой подход положительно. В стране существует острая нехватка специалистов ряда профессий, осваивать которые молодежь не особо стремится. Другие же видели в этом некоторое ущемление Конституционных прав жителей Украины на получение высшего образования.
Как бы там ни было, первоначальный вариант реформы Министерство образования и науки оставило без изменений. И, как и ожидалось, интерес абитуриентов к высшим учебным заведениям I-II уровня аккредитации значительно возрос.
– Если в 2007 году на дневном отделении у нас было 224 первокурсника, то в нынешнем – 287, – рассказала газете заместитель директора по учебной работе Бердянского медицинского колледжа Ольга Рыбалко. – Естественно, главная причина такого увеличения учащихся – новые правила приема студентов в вузы. Внешнее оценивание поставило все «с ног на голову». Родители, можно сказать, запаниковали и поспешили после девятого класса отдать своих детей в средне-специальные учебные заведения. Так, к примеру, если в прошлом году на базе выпускников неполной общеобразовательной школы в БМК сформировали три группы, то в этом – целых пять. Чуть больше, чем обычно, к нам поступило и выпускников 11-х классов. В том числе и часть тех, кто по баллам не смог пройти в институты и университеты. От себя хотелось бы добавить следующее. Мое мнение, что тестирование в некоторой мере выполнило задачи, которые планировали разработчики этой системы оценивания. Школьники более сознательно стали подходить к учебному процессу. По крайней мере, наши педагоги отмечают, что базовый уровень знаний выпускников 11-х классов, зачисленных в БМК, заметно выше того, который наблюдался в предыдущие годы.
Возможно, еще одной причиной повысившегося интереса к ПТУ стало заметное увеличение стипендии. К примеру, у студентов БМК она составляет 400 гривень, тогда как в прошлом году незначительно превышала 200.
Характерной особенностью нынешней вступительной кампании также стала и проблема набора на заочные отделения. Причем такая картина наблюдается в вузах всех уровней аккредитации.
По словам Ольги Рыбалко, медколледжу удалось избежать этой проблемы только из-за того, что при заведении работали подготовительные курсы для поступающих как на стационар, так и на заочную форму обучения. В итоге все 90 мест для заочников оказались занятыми.
Однако у некоторых других бердянских учебных заведений в этом плане все сложилось не так удачно.
– На заочное отделение мы приняли всего 27 человек, – отметила заместитель директора по учебной работе Бердянского техникума пищевой промышленности Людмила Головко. – Для сравнения, в прошлом году к нам поступили 69 заочников. Причина кроется в том, что абитуриенты, в основном это касается выпускников прошлых лет, были плохо осведомлены о необходимости проходить внешнее тестирование. К нам приезжали люди, работающие на пищевых предприятиях Николаевской, Херсонской, Одесской областей. Но, к сожалению, без сертификатов мы не могли их зачислить. Что касается стационара, то здесь у нас сходные тенденции со всеми учебными заведениями аналогичного уровня аккредитации. Если в прошлом году на дневное отделение в БТПП поступило 115 человек, то в этом – 161.
В целом, специалисты прогнозируют, что если система, которую применили в этом году, не изменится, то и в последующие вступительные кампании интерес к средне-специальным учебным заведениям останется на довольно высоком уровне. Особенно это касается выпускников девятых классов. Однако сейчас довольно часто слышатся идеи о внедрении смешанной системы, т. е. и по сертификатам, и по аттестатам. По крайней мере именно с такой просьбой в Министерство обратилось достаточно много руководителей вузов Украины. И спрогнозировать, как такая система может повлиять на распределение желающих получить дальнейшее после школы образование, педагоги на данный момент затрудняются.