Мои школьные годы – это кусок жизни с 1975 по 1985 годы. Хороший такой кусок. Провела я его в своей единственной школе №16 города угольщиков. В этом городе мои родители обосновались после бесконечных переездов по леспромхозам, где мама всегда работала в местной пекарне, а отец – трактористом. В городе им было скучно – ни тайги, ни грибов, ни ягод, ни сугробов по самую крышу. И эту жертву в виде переезда в город угольщиков они принесли, не задумываясь, для того, чтобы их дочка – я то есть – пошла в хорошую школу.
Чтобы как-то развеяться, мама часто заводила квашню, и запах свежего хлеба чувствовался от самого переулка, по которому я ежедневно возвращалась домой, получив порцию "образования". Я так радовалась этому домашнему запаху, которым могло пахнуть только у нас дома – больше никто на нашей улице не пек хлеб в русской печи – только моя мама.
А родители радовались моим хорошим оценкам. И ведь были вполне уверены, что это мое образование и школьные успехи являются залогом дальнейшей счастливой и благополучной жизни всей нашей семьи. А я была уверена, что закончу школу, буду взрослой, умной и все-все смогу!
Что это "все-все" – мне было тогда не важно. Смогу и точка!
Эх, где бы взять сейчас хоть капельку той былой уверенности в завтрашнем дне, в дальнейшем благополучии и собственных возможностях?! Откуда она бралась в детстве? От родителей? От школы? От города угольщиков? А может быть, возникла еще раньше, где-то среди тайги? А куда делась она сейчас?
Только ни слова про Путина и платное образование! Не говорите мне ничего про 90-е годы, перестройку и Советский Союз! Поверьте, мне известно о том времени куда больше, чем нынешней молодежи. Я помню и свою скромную школьную форму, и полное отсутствие приличных джинсов, и старенький наш мотоцикл с люлькой "Урал", на котором ездили всей семьей летом "на дачу" и за грибами, и совсем новенький, купленный отцом, когда я уже заканчивала десятилетку, "Москвич-412"...
Я не об этом совсем, а о том душевном комфорте, с которым каждый год накануне 1 сентября мы выбирали с мамой в своем огороде огромные георгины и гладиолусы для букета учительнице и утюжили белый фартук. Еще надо было пришить к форменному платью кружевные манжеты и воротничок и топать утром в школу, покачивая бантами, может, и не такими красивыми, как делают сейчас китайцы. Но тогда все это было таким новым, добротным и настоящим, каким-то настолько качественным и надежным, что до сих пор остается частью меня. Большой такой частью!
Как знать, может быть, если набраться духу и явиться сейчас в город угольщиков в школу №16 аккурат 1 сентября, там можно будет снова встретить то навсегда утраченное, чего сейчас не хватает? Вот возьму и попробую, если случайно не разревусь...