Настя с Сабиной были в Италии. Во время той памятной поездки посетили они и Рим, и Флоренцию, и Венецию, и Ватикан. А еще были в Польше, Германии, Австрии… Но отчего-то именно итальянские впечатления стали основой их дипломных работ, которые украшают сейчас просторный холл Абаканской детской художественной школы им. Дмитрия Каратанова. Венеция на их картинах очень разная, да и сами они мало похожи друг на друга. Объединяет их только общая страсть – художественная школа. Сюда ходят они с самого детства, лет с десяти, и уже не представляют своей жизни без постоянной и кропотливой работы над новыми "художествами".
Как воспитывают таланты
Однако, прежде чем рассказывать о юных художницах-подружках, стоит немного рассказать о самой художественной школе. Ее коллектив задал себе и своим воспитанникам высокую планку. С требованиями и дисциплиной дела обстоят здесь весьма строго. Чтобы попасть в первый класс, придется выдержать творческий конкурс и настоящие вступительные экзамены. Неважно, что учишься пока еще только в начальной школе. Поэтому сначала юные таланты посещают подготовительный класс. Иногда на это уходит не один год.
В школе занимаются по программе, разработанной Московским Академическим художественным лицеем Российской Академии художеств, и с первого класса здесь преподают серьезные предметы. Рисунок, живопись, композиция – все как в профессиональном художественном училище, только требования попроще. Но это пока, в первом классе. Потом задания более сложные, преподаватели – более требовательные, а постановки – все многоплановей. Каждый год – экзамены, когда строгая комиссия, состоящая из школьных преподавателей, представителей московского лицея, членов Союза художников, придирчиво оценивает выставленные работы учеников. На "пятерки" откровенно жадничают.
– Бесспорно, хорошая работа, – говорит порой строгий директор, – но у ребенка настолько высокий потенциал, что ставить ему "пятерку" ни в коем случае нельзя. Если "пятерка" – значит, лучше уже и невозможно, дальше некуда. Нет уж, пусть растет.
И комиссия ставит "четверку с плюсом". "Двойки" тоже ставят. За одну – "двоечника" оставляют на второй год. За две ученик исключается из школы без сожалений.
Казалось бы, такие строгости должны напрочь отбить охоту к творчеству. Но нет, продолжают заниматься. Сама видела. Причем с удовольствием, да еще и домой не выпроводишь под вечер.
– Поработай тут еще, – требует строгий педагог, рассматривая совсем уже готовый рисунок. – Да-да, поработай, очень сыро. Вот только не надо так смотреть: здесь художественная школа, а не кружок "Умелые руки"!
Заканчивается четырехлетний курс обучения, и подросшие ученики "художки" остаются на пятый год. Одни "пятиклашки" готовятся к поступлению в архитектурные институты по специальной программе, другие – к поступлению в художественные училища.
Заморские вылазки
Поездки за границу – это новое школьное увлечение. Организуются они, конечно же, на родительские деньги, но учащиеся Абаканской детской художественной школы успели уже запечатлеть себя на фоне Пизанской и Эйфелевой башен, у стен Ватикана, на улицах Флоренции… И передают потом всю эту красоту в своих работах. Карандашом, акварелью, гуашью – тем, чем уже успели научиться работать за годы учебы. Впечатлений хватает и от путешествий с родителями. Однако поездки своей компанией, вместе с друзьями из "художки" куда веселей и познавательнее. Сопровождает группу художественной школы в таких заграничных экспедициях молодая преподавательница школы Ирина Бацанова. В Абакан приехала она из Питера, так что с архитектурой знакомилась непосредственно в городе на Неве. Начинающие художники знают, что к Ирине Алексеевне можно обратиться с любым вопросом об архитектуре и ее истории. А, к примеру, в Риме она расскажет все куда подробней, чем на уроках истории искусств. Монументальные колонны можно тут же и потрогать и пробежаться по сохранившимся в веках каменным ступеням.
Наверное, так и надо учить новых художников. В просторных, оборудованных по последнему слову техники учебных классах, в красивых, оформленных работами талантливых учеников рекреациях. В летние каникулы — почаще выезжать на пленэр. А если есть такая возможность — то и в дальние страны за новыми впечатлениями. Учить строго, требовательно, увлекательно, с каждым годом усложняя и все больше увлекая творчеством, совершенствуя начинающее развиваться мастерство.
Настина Венеция
Но вернемся к нашим юным путешественницам-художницам-подружкам. Поговорить. Обеим по 16 лет, обе учатся в 10-м классе и основной курс художественной школы уже закончили. Настя Полежаева готовится к поступлению в архитектурный институт.
– Почему именно архитектура? – спрашиваю я ее.
– Потому что сейчас активно строятся города, и архитектура преобладает в современной жизни. Впрочем, меня привлекает не столько сама архитектура, дома, строительство, а скорее архитектурный дизайн и проектирование интерьеров. Откровенно говоря, живопись люблю больше и постоянно работать с чертежами, наверное, скучно. Но это востребованная работа, поэтому поступать я буду в архитектурный институт. В Красноярский или Новосибирский – еще не решила.
Что Настя знает в живописи толк, видно по ее дипломной работе. На ней – выполненная акварелью Венеция. Наверное, еще никто из знаменитых не писал ее в таких сдержанных коричневато-оранжевых тонах. Свое видение привычных вещей и есть залог успеха художника. На Настиной акварели – туристы на гондолах. На закате фотографируют они этот волшебный город. Картина передает суетливое возбуждение праздных путешественников и бесконечный покой их водной прогулки по городу, в котором не ездят автомобили, а на узких улочках днем редко встретишь обычного горожанина.
– Работала над этой дипломной работой я долго. Сначала были эскизы, потом, когда композиция была готова, выяснилось, что задуманная центральная фигура совершенно не вписывается в сюжет. Ее пришлось смывать, оттого и фигура женщины на первом плане выглядит несколько непропорциональной. Здесь применялась довольно сложная техника. Сначала – заливка тоном, потом – крупные детали, а после прописывались мелкие, более точные. Все сделано акварелью и только кое-где с помощью гуаши добавлен недостающий контраст.
Я смотрю на аккуратные мазки, вижу зыбкую рябь воды и с трудом верю, что автор этой работы – совсем юная девочка. Хотя… чему тут удивляться, ведь за плечами девчушки — годы, проведенные за мольбертом.
Карнавал гуашью
Работа ее ровесницы – Сабины Сунчугашевой – совсем другая. Та же Венеция, но яркая, многоцветная, карнавальная. Венецианский карнавал радует пестротой костюмов, а контуры изогнутого мостика подчеркивают театральность всей композиции. Там, на заднем плане, если присмотреться, угадываются очертания старинных домов, фигуры наряженных в средневековые платья дам и кавалеров. Но лишь угадываются, переданные легким движением кисти и приглушенными тонами краски. Зато на первом плане – вся многоцветная палитра гуаши и многочисленные удлиненные и тоненькие мазки, с помощью которых девочка, кажется, умудрилась передать даже мимику застывших масок.
Да и Сабина совсем другая. Задумчивая и не по годам серьезная, как большинство интеллектуалок этого возраста, но сразу видно, что наряжаться любит в яркое и украшения выбирает многоцветные.
Я задаю девчонкам вопрос про родителей:
– Наверное, у вас обеих в семье есть художники? – и слышу решительное "нет".
– У меня дедушка был художником, к сожалению, ни одной его картины не сохранилось, – вспоминает, тем не менее, Настя.
Интересуюсь, как давно они начали рисовать. Оказывается, с детства.
– Наверное, и дома рисуете?
– Нет времени, – отвечает Сабина, – поэтому сейчас не рисую. Невозможно рисовать, когда не хватает времени, или желания, или воображения. Надо, чтобы все это совпало.
– Я хожу на занятия, вот и занимаюсь постоянно. Нам здесь задают по 30 набросков в неделю. Люди, животные, предметы быта, интерьерные зарисовки, необычные флакончики – все, что попадается на глаза дома, я рисую. Хотя бывают такие периоды, что хочется, чтобы ничего этого в жизни не было – уроков, рисования, запаха красок… А порой, наоборот, возникает страшное желание рисовать.
О ревности, зависти, безвкусице и Андрияке
– Девочки, вот скажите, вы испытывали когда-нибудь чувство творческой ревности, зависть к чужим успехам? Согласитесь, один прикладывает массу усилий, чтобы овладеть мастерством, а другому это дается играючи. Наверное, каждый художник считает именно себя самым талантливым. Ведь если это не так, зачем вообще быть художником? В творчестве не место посредственностям. Так как пережить чужой успех?
– Действительно, бывает такое. Когда у кого-то получается лучше, чем у тебя, случается, и завидуешь. Порой даже исчезает желание рисовать. Нужно время, понять и принять, что кому-то просто дано больше.
– Нет, творчество – это не соревнование, – не соглашается с подружкой Сабина. – Рисуешь все равно больше для себя. Ну, а если вдруг возникает злость на того, кто лучше, стараешься больше заниматься, набиваешь руку – такая зависть может даже пойти на пользу.
– Не раздражают безвкусно одетые люди? Некрасивые вещи?
– Иногда очень. Просто непонятно бывает, неужели они сами не понимают, что нелепо выглядят, – в глазах Насти – откровенная неприязнь. Кто бы сомневался! Сдержанность, чувство меры, стиля, цвета – они не только в картине девочки. Они чувствуются в ее манере держаться, разговаривать. Отчего-то мне это сильно импонирует. Хочется почаще встречать таких вот людей.
– Будь вы настоящими взрослыми художницами, в каком времени хотели бы жить?
– Интересный вопрос, – долгой паузой дали понять, что пока он останется без ответа.
– А в какой стране? Городе?
– Наверное, во Флоренции.
Ну никак не отпускает девчонок Венеция, что тут поделать!. . Продолжаю задавать свои вопросы. Мне уже хочется для себя понять, как им живется сейчас, таким красивым, юным, талантливым и по-настоящему трудолюбивым. Ведь за ними – будущее, и они действительно могут все. Может быть, даже и больше. Но пока еще не знают об этом.
– Вы любите современное искусство? Абстрактные и символические инсталляции, например.
– Не очень.
– А Шишкин, Айвазовский нравятся?
– Они нравятся всем, – отвечают скучающим тоном.
– Какая эпоха в изобразительном искусстве, на ваш взгляд, внесла самый большой вклад в мировую культуру?
– Средневековье и античность.
Ну что ж, сложно не согласиться.
– Так кто вам нравится из современных живописцев?
– Пейзажи Сергея Андрияки, – к этому выводу приходят они одновременно, а на лицах – оживленное воодушевление.
"Сегодня же найду в интернете этого Андрияку", – думала я после интервью в "художке". И нашла. Посмотрите и вы, действительно, волшебно пишет.