Таежный поселок одного из районов нашей республики растянулся вдоль трассы на несколько километров. Разваливающиеся, давно заброшенные хозяевами домишки словно кто-то бестолковый перемешал с добротными двухэтажными строениями зажиточных сельчан. Тайга подступает к домикам со стороны гор, а внизу по речному руслу уже журчат первые ручейки. Воздух чист и прозрачен, словно хрусталь. В городе так не дышится, и совершенно иначе сияет ледяное кружево у проталин...
Увы, но цель нашей поездки вовсе не описание просыпающейся от зимнего сна природы, а неприятный инцидент из жизни современных школьников.
И это все о нем
Произошедшее в местной школе после уроков никто не снимал на любительскую камеру, чтобы выложить на YouTube, как это нынче принято. Даже для школьных камер видеонаблюдения дощатый туалет в глубине школьного двора недоступен – по всей вероятности, из-за соображений этики. Или еще из каких соображений, которые недоступны пониманию юного паршивца, обучающегося здесь в 9-м классе. Именно там он, выражаясь лексикой составленных впоследствии многочисленных школьных протоколов, "совершил половое насилие в адрес ученика 4-го класса".
На вопросы взрослых: "Зачем ты это сделал?" – мальчик потом будет отвечать:
– Хотел новых ощущений. Интересно было, как это с ребенком.
Все остальные ощущения, видимо, были не в новинку.
Еще бы! Доморощенный насильник за время своего обучения успел продемонстрировать всему педагогическому коллективу школы, на что способен. "Поведение отрицательное, недисциплинирован, склонен к прогулам и хулиганским выходкам. Был замечен в краже, вымогательстве, обижает младших школьников, неоднократно был замечен в нетрезвом состоянии. В отношении со взрослыми ведет себя по-хамски, очень часто грубит", – это из психолого-педагогической характеристики на учащегося.
Между прочим, по факту тех краж и вымогательств участковым неоднократно проводились расследования и проверки. Только вот фигурантом ни по одному из них виновник происшествия, о котором идет сейчас речь, не проходил – свидетель, не более того.
– Как-то он умеет так все представить, что оказывается ни в чем не виноват. Вот его друга, с которым в прошлом году они вместе совершили кражу, осудили, определили в специализированное ПУ в Абакане. Слышали бы вы, как тот его выгораживал! Какой-то он фартовый, что ли, – недоумевают педагоги.
И я тоже недоумеваю и тоже думаю: "И вправду фартовый! Быть может, это нечистая сила вселяется в ребенка, бес или дьявол, или еще какая зараза!". А после, на обратном пути, перелистывая школьные характеристики, объяснительные родителей, протоколы школьных "служебных расследований", я начинаю понимать, что бес этот, дьявол и зараза – чудовищное всеобщее наше равнодушие.
Равнодушие родителей к детям, учителей – к школьникам, следственных органов – к правам граждан, а самих граждан – к собственным судьбам... Только такое тотальное равнодушие способно сотворить из ничем не выдающегося маленького второгодника из пьющей малообеспеченной семьи деревенского монстра.
Как "фартовому"
повезло дважды
Но любому равнодушию однажды приходит конец. Такой последней каплей и стало происшествие в школьном туалете. Слухи о нем расползлись по поселку. Родители школьников, перед тем как звонить в редакцию нашего издания, обращались и в районную прокуратуру, и в местные организации по делам несовершеннолетних, и школьную администрацию беспокоили. На такой общественный резонанс компетентным органам пришлось реагировать.
Первым, как и положено, отреагировал отдел внутренних дел – вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. События в данном документе изложены следующим образом: "несовершеннолетний К. предложил малолетнему Я. совершить с ним оральный секс, за который он даст ему денежные средства в сумме 100 рублей и пачку сигарет. На данное предложение малолетний согласился. Несовершеннолетний к данным действиям его не принуждал, физического насилия не применял".
Сто рублей "денежных средств" да еще пачка сигарет вдобавок – целое состояние для школьника из малообеспеченной семьи. Прошу прощения за всю мерзость подробностей, но деньги были лишь обещаны, а не переданы фактически, а пострадавший от действий сексуального характера школьник отличается задержкой умственного развития. Последний факт следствием почему-то не установлен, хотя очевиден, соответствующим образом задокументирован и подтверждается школьными учителями.
В действиях несовершеннолетнего следствие не усмотрело признаков преступления, предусмотренного ст. 132 УК РФ, поскольку в отношении малолетнего якобы не применялись физическое насилие и угрозы. Однако данная статья предусматривает ответственность за действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Не беспомощен ли мальчик с задержкой умственного развития, если он доверчив и охотно идет на любой контакт?
Статьей 134 УК предусмотрена ответственность за действия, совершенные с лицом, не достигшим 14-летнего возраста. Все юристы-уголовники, которым я впоследствии показывала постановление, твердили, что по отношению к малолетним ни о каких обоюдных желаниях и согласии потерпевшего речи быть не может ни в суде, ни во время следствия. Только следователя ничего в странных "желаниях" школьников не смутило. Даже мальчик, оказавшийся невольным свидетелем произошедшего, который мог бы подтвердить, что пострадавший ребенок не выглядел счастливым, а напротив – плакал, опрошен не был. Между тем насильник, которому на момент совершения преступления исполнилось 17 лет, прекрасно был осведомлен о возрасте и об интеллектуальной неполноценности своей жертвы, поскольку обучался с ним в одной школе. Тем не менее, все юридические тонкости отчего-то были истолкованы следствием исключительно в пользу нашего "фартового". А в довершение всех несуразиц и пострадавший мальчик 13 лет, и его несовершеннолетний мучитель 17-ти были допрошены без законных их представителей – родителей, опекунов или педагогов – как того прямо требует законодательство. Так что, дойди дело до суда, адвокат не согласился бы с доводами следствия на том лишь основании, что показания получены незаконным способом. Одним словом – маленькому негодяю опять повезло. Без всяких высокооплачиваемых адвокатов и коррупционной составляющей!
Прочь... в Абакан!
Понятно, что ситуация бредовая. И какого-то разумного окончания подзатянувшейся истории хочется уже всем. Не только действующим лицам и исполнителям, но и родителям других школьников, которым еще учиться в этой школе и жить в этом поселке. Учителям, которым с этими детьми работать, сотрудникам милиции (или полиции), которых возмущение граждан тоже не радует. Думается, что сам "несовершеннолетний К." обрадовался бы какому-то логическому завершению больше всех. Согласитесь, трудно, наверное, в 17 лет ощущать всеобщее отвращение, несмотря на ту напускную браваду, в которой его сейчас обвиняют возмущенные соседки! Говорят, мама несовершеннолетнего однажды даже пришла к маме пострадавшего и извинилась за непутевого сына. Просила забрать заявление, дать возможность доучиться и закончить школу... Заявление забрать не позволили соседи. И доучиваться не дают. Считают, что хватит, научился уже! Тем более, что в школу и другие дети ходят.
Одним словом, настала очередь отреагировать педагогам. Провели служебное расследование, собрали педсовет, обсудили случившееся на родительском комитете, решили обучить мальчишку экстерном.
Такая форма обучения, говорят, рекомендована министерством образования, в том числе для детей особо одаренных. Видимо, за неимением более достойных, решили применить экстернат в качестве альтернативного обучения несовершеннолетнего правонарушителя. Чтобы "доучивался", не выходя из дома и не раздражая окружающих. Но ведь все равно выходит и раздражает. Поэтому школьная администрация убеждает родительниц проводить разъяснительные беседы с мужским населением поселка с целью не допустить самосуда и разных неформальных разбирательств. Мол, ответственность уголовную за такие разборки никто не отменял, зачем вам лишние проблемы. А единственным выходом считают отправить виновника на перевоспитание в какое-нибудь специализированное учреждение закрытого типа, куда-нибудь подальше. Например, в Абакан.
Что ж, в Абакан, так в Абакан. Тем более, что здесь действительно работает профессиональное училище для детей и подростков с девиантным поведением. Здесь педагогически запущенных школьников в возрасте от 11 до 18 лет адаптируют для дальнейшей жизни в обществе – разъясняют им доступными способами, что можно, а чего нельзя, обучают профессии, да и изолируют заодно на время от окружающих, дабы маргинальные наклонности воспитанников не усложняли жизнь законопослушным гражданам.
Однако, как разъяснили мне в училище, для поступления в это учебное заведение существует определенный порядок приема, квоты, очередь, медицинская комиссия. Об эксцентричном подростке там ничего пока не слышали, на комиссию его не привозили и заявления об его приеме в исправительное учреждение не поступало. В настоящее время идет набор учащихся на следующий учебный год. Так что возможность определить ребенка с девиантным поведением (как видите, для любых пакостей есть умные названия) в специализированное учреждение существует. И определенный механизм для решения подобных проблем имеется. Отчего же должностные лица и школьная администрация не реагировали своевременно на неадекватные выходки подростка?