«С родителями найти взаимопонимание тяжелее, чем с детьми»
Представление о вечерней школе у меня (впрочем, могу догадываться, что и у еще довольно немалой аудитории) ранее строилось лишь на основе образа, созданного одним из любимейших советских фильмов «Большая перемена». Да еще имеется пара дальних знакомых из не совсем благополучных семей, которые в свое время здесь обучались. «Негусто», – подумал так, и дабы восполнить информационный пробел, а также утолить профессиональный интерес, набрал номер директора этого общеобразовательного заведения Людмилы Стребиж и договорился об интервью.
Как оказалось, мои предыдущие представления о вечерней школе практически не отличались от ощущений Людмилы Николаевны, когда она в 2007 году, уже будучи опытным педагогом, согласилась возглавить «вечерку».
– Людмила Николаевна, в советские времена в вечерних школах главным образом обучались люди, возраст которых существенно отличался от привычного для обычных школьников. Со временем картина изменилась?
– Изменилась. Подобные учебные заведения начали все больше заполнять дети, возраст которых соответствует разработанной программе среднего образования. И, в том числе на примере нашей школы, могу сказать, что их сейчас гораздо больше, чем тех, кто в свое время недоучился, а спустя определенный промежуток времени решил восполнить пробел в знаниях.
– А почему подростки идут в вечерние школы?
– У каждого свои причины. Не скрою, у нас много «трудных» детей, проживающих в неблагополучных, малообеспеченных семьях. Очень важно узнать причину, по которой ребенок не смог ужиться с одноклассниками в обычной школе, пропускал занятия и т. д.
Часть наших воспитанников чувствовали определенный дискомфорт из-за некоторого социального, материального неравенства. У некоторых по каким-то личным причинам не сложились отношения с друзьями и учителями. Атмосфера в вечерней школе и, самое главное, имеющийся опыт педагогического коллектива помогают сглаживать эти моменты, поэтому дети чувствуют себя уютнее и начинают проявлять интерес к обучению.
Кроме того, у нас уже существуют целые династии. Выпускники прошлых лет отдают своих детей именно в вечернюю школу.
– Местные СМИ довольно обширно освещают жизнь обычных школ, а вот касательно вечерней существует определенный информационный дефицит. К своему сожалению, и сам располагал небольшими сведениями о том, кто и как здесь учится, как организован образовательный процесс и т. д. А какие лично у Вас были представления о вечерней школе до того времени, когда вы стали ее директором? Насколько оправдались ожидания?
– Откровенно говоря, несмотря на очень солидный педагогический стаж, я также не имела достаточного объема информации о деятельности вечерней школы.
После окончания Запорожского педагогического института я два года проработала в Андровской школе. Затем переехала в Бердянск, где сначала год преподавала в СШ №11, а с 1984 – на разных должностях, в том числе и в качестве директора работала в НСШ № 18.
Тем не менее, когда переходила в вечернюю, сразу представляла себе, что это школа для слабаков. Уже через пару месяцев работы поняла, что ошибалась. У нас обучаются и очень сильные дети. К примеру, один из наших выпускников прошлого года успешно сдал экзамены и поступил в МГУ. Я считаю, что это достаточно красноречивый факт.
Другое дело, что и слабых учеников в вечерней школе тоже хватает. И именно разные уровни подготовки детей составляют главные сложности в работе учителей.
Но что касается моего первоначального мнения о воспитанниках вечерней школы, то оно кардинально изменилось.
– Как с профессиональной точки зрения оцените кадровый состав вечерней школы?
– Коллектив здесь опытный, слаженный и сформировался довольно давно. В вечерней школе работают 16 педагогов, которые выполняют возложенные на них функции на очень высоком уровне. К нашим подопечным нужен специфический подход, необходим особый педагогический такт. Часто классным руководителям приходится ходить домой к детям, решать их проблемы, которые порой даже не связаны непосредственно со школой.
Я считаю: мне безумно повезло, что я работаю в таком прекрасном и профессиональном коллективе.
– Сколько сейчас учеников в вашем заведении?
– Вечернюю школу посещают 138 человек. У нас функционируют классы с 9 по 11. Подростки до 16-17 лет, в основном, занимаются в первую смену. Те, кто работают, учатся во вторую. В преддверии нынешнего учебного сезона мне очень хотелось открыть восьмые классы, но пока такой возможности нет. Но в будущем, я надеюсь, эта перспектива станет реальностью.
– Какой возраст у работающей категории «вечерников»?
– Именно в нынешнем году это люди от 18 до 36 лет. Но совсем недавно у нас обучались и те, кому исполнилось уже 40-45. Все-таки уровень требований у работодателей к своим подчиненным растет. И многие бердянцы, которые в свое время по разным причинам не смогли получить базовых знаний, теперь ощущают в них острую необходимость.
– Учебная программа для ваших воспитанников как-то отличается от утвержденной для общеобразовательных школ?
– Нет, не отличается. Обучение в вечерней школе осуществляется по общей программе. Единственное, в наших расписаниях нет трудового обучения, изобразительного искусства, музыки и физического воспитания.
Хотя мне очень хочется, чтобы уроки физкультуры все же проводились. Сегодня вопрос воспитания здорового поколения принимает исключительную актуальность для школы, и именно этот предмет можно считать одним из самых главных. К сожалению, вечерняя школа не имеет надлежащей базы для проведения уроков физкультуры.
– Насколько я знаю, в вечерней школе также нет компьютерного класса.
– Да, это еще одна из проблем, решение которой является одним из приоритетов для администрации учебного заведения. Все прекрасно понимают, что в наше время значат передовые информационные технологии и как важно дать ученикам базовые знания по работе с компьютером.
В прошлом году, благодаря спонсорской помощи, нам удалось приобрести ноутбук. Но им пользуется лишь педагогический коллектив. На уроках информатики ученики сидят лишь с ручками и тетрадками. Естественно, в таких условиях получить качественные знания невозможно.
Кроме того, наличие современной техники позволило бы и другим учителям-предметникам разнообразить методику занятий, применять наглядность и т. д. Пока что о компьютерном классе нам приходится лишь мечтать.
– А как организована внеклассная работа?
– В этом плане мы также ничем не отличаемся от обычных школ. Стараемся проводить максимально много мероприятий, способных увлечь учеников, объединить их, сплотить, раскрыть таланты. Отмечаем все знаменательные даты и события. Большое внимание уделяется профориентационной работе. Настраиваем ребят и взрослых на то, что средняя школа является некой ступенью к получению средне-специального и высшего образования.
– С кем проще проводить занятия: с подростками или со взрослыми?
– Конечно, со взрослыми. Они понимают, зачем сюда пришли, и стараются максимально облегчить выполнение задачи и для себя, и для учителей.
С подростками сложнее. Тем более, что среди наших воспитанников много таких, которые находятся на учете в милиции. Но я бы не сказала, что уровень организации дисциплины у нас как-то отличается от обычных школ. Разные случаются ситуации, но чего-то из ряда вон выходящего я не припомню.
И это не стоит воспринимать так, что я как директор пытаюсь преподнести свое заведение в более выгодном свете. Все так и есть на самом деле. В наших стенах создана плодотворная и благоприятная атмосфера. Я уверена, что мое мнение подтвердят и другие учителя, и наши воспитанники.
Знаете, наверное, сложнее находить общий язык с некоторыми родителями. Некоторые из них в силу своего жизненного опыта, собственных взглядов на жизнь вообще не видят смысла, чтобы их дети получали образование. Пытаемся доказать, что такая позиция ошибочна. Но временами переубедить просто нереально.
С другой стороны, порой приятно наблюдать за тем, как со временем меняется мнение некоторых родителей о вечерней школе. Знали бы вы, как часто приходится слышать: «А я-то думал, что здесь ничему не учат. Думал, что мой просто так ходит в вашу школу, время убивает. Я ошибался. Спасибо»
– Вы следите за судьбой своих выпускников?
– Безусловно. Да многие и сами часто приходят, рассказывают о жизни, делятся с любимыми педагогами радостными и грустными моментами, событиями. Честно говоря, такое отношение очень приятно, и, как мне кажется, это лучшая награда за наш труд.
– А вечера-встречи выпускников в школе проводите?
– Нет. Когда-то одно из таких мероприятий прошло не так, как ожидалось, и администрация школы отказалась от подобной практики. Но, в принципе, если учесть как часто и тесно общаются и между собой, и с учителями наши выпускники, то в подобных встречах нет такой уж крайней необходимости.
– Людмила Николаевна, а существует ли некое отличие в отношении к вам и другим школам города со стороны отдела образования, властей Бердянска?
– Нет, об этом и речи быть не может. Руководство отдела образования по мере возможности всегда старается нам помочь. А горсовету вообще хочется сказать отдельное спасибо за то, что содержат вечернюю школу. Заведения с подобной формой обучения, несмотря на свою значимость, действуют далеко не во всех городах. Притом даже крупных. И то, что вечерняя школа существует в Бердянске, – большой плюс для наших жителей. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО