1 сентября будущего года каждый первоклассник должен войти в школу - ту самую, которую Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев назвал в своем послании Федеральному Собранию "нашей новой школой". В ней все должно быть совсем по-другому. Как именно? Об этом рассказывает заведующая отделом образования администрации Торопецкого района г.в. Волосюк.
Новая школа
С 1 сентября 2011 года по всей стране вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) или, если говорить короче, стандарт второго поколения. По этому принципиально новому для отечественной школы документу в будущем учебном году начнут работать все без исключения первые классы. Пытаясь донести суть нового стандарта, специалисты часто приводят формулировки из самого документа, которые, как и любой законодательный акт, довольно сухи и сложны для восприятия. Давайте вместо этого попробуем простым и понятным языком ответить на главный вопрос: "В какую школу должны прийти первоклассники 1 сентября 2011 года?" Прежде всего, в школу, где главное действующее лицо - ученик. Причем не просто ученик, а каждый ученик. Школа, в которую войдут 1 сентября первоклассники, обязана, во-первых, создать ему оптимальные условия для учебы, когда ребенку не просто "транслируют" готовую для запоминания информацию, а он сам добывает ее из разных источников. Таким образом, школьники должны получить не просто знания, а "знания в действии" - то есть уметь учиться и после окончания школы. Конечно, для этого требуется создать определенную среду. Уже сейчас кабинеты школ, куда придут первоклассники, необходимо оборудовать индивидуальными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками и т. д., а также школьной мебелью, отвечающей всем санитарным нормам и требованиям. В полном объёме требования к оснащенности образовательного процесса и оборудованию учебных классов будут установлены департаментом образования Тверской области в 2011 году.
Во-вторых, дети должны прийти в школу, где каждый ребенок - это не просто ученик, а, прежде всего, личность. То есть можно сказать, что с введением новых стандартов происходит очеловечивание образования. Школа через одиннадцать лет закончится, а умение дружить должно остаться навсегда, как и любовь к Родине, уважение к окружающим, толерантность в условиях многокультурного общества, умение организовывать совместную деятельность, слушать и слышать, общаться, искать выход в любых ситуациях. Все эти и многие другие личностные характеристики теперь определены стандартом. Проще говоря, в школу возвращается воспитание. А вместе с ним и та самая внеурочная жизнь, которая давно покинула школьные стены. Сегодня, когда многие проблемы подростковой среды можно назвать чрезвычайной ситуацией, наверное, вряд ли кому-то надо объяснять, насколько важно, чтобы школа вновь повернулась к детям не только и даже не столько умом, сколько душой и сердцем. И очень хорошо, что в российские школы возвращается все, что связано с эмоциональной жизнью человека.
Регламентированная Министерством образования и науки РФ программа состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность, которые реализуются не только через кружки и секции, но и через организацию экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, малых академий, олимпиад, соревнований, школьных летних лагерей и т. д. Внеурочная деятельность должна составлять 10 часов в неделю. Это означает, что школы должны привлечь к организации этих занятий педагогов дополнительного образования из Дома детского творчества, спортивной и музыкальной школ, что, согласитесь, очень удобно, поскольку не каждый родитель может водить своего ребенка-первоклассника в кружки и спортивные секции. При этом родители вправе выбирать, что больше подходит их сыну или дочери: ходить на баскетбол или танцы, заниматься вокалом или изобразительным искусством.
Кроме того, учитывая катастрофическую ситуацию с физическим состоянием школьников, очень важно, что ФГОС впервые определяет Здоровье ученика как один из результатов образования, а охрану здоровья как приоритетное направление деятельности школы. Этой проблемой уже сейчас занимаются школьные кабинеты здоровья, а с 1 сентября 2011 г. в каждом классе будет по 3 урока физкультуры.
Новая система подготовки
Понятно, что стандарт второго поколения предполагает довольно насыщенный процесс обучения, влиться в который детям будет поначалу сложно. В этой связи значительно возрастает роль предшкольной подготовки. К сожалению, образовательная программа дошкольного образования на сегодняшний день мало ориентирована на подготовку обучения детей в 1 классе по новым программам. В этом будущим первоклассникам должны помочь группы предшкольного обучения, которые на сегодняшний день успешно работают в средней школе № 1 и Доме детского творчества (студия "Золотой ключик"). Уже сегодня можно определенно сказать, что дети, прошедшие предшкольную ступень обучения, гораздо быстрее адаптировались к школьной среде, лучше усваивают школьную программу, они более активны и коммуникабельны. Опираясь на опыт работы СОШ № 1 и его положительные результаты, отделом образования совместно с руководителями школ и детских садов рассматривается вопрос об открытии аналогичных групп и классов во всех школах города. Окончательное решение будет принято в январе-феврале 2011 г. и, предположительно, к 1 сентября 2011 г. городские школы будут готовы принять кроме первоклассников еще и дошколят. На селе речь, скорее всего, пойдет о более тесном взаимодействии или об объединении детских садов со школами.
Новый учитель
Согласно требованиям образовательного стандарта с 1 сентября 2011 года работать с первоклассниками смогут только учителя, имеющие соответствующий уровень квалификации и прошедшие курсы по внедрению стандартов второго поколения. Понятно, что ситуации, когда в малокомплектных школах один и тот же учитель ведет сразу несколько предметов, абсолютно разных по профилю, из-за чего страдает качество образования, теперь полностью исключаются.
На данный момент система оценки качества обучения и без того уже довольно жесткая. Приняты необходимые нормативные акты: положение о ЕГЭ, положение о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме, положение о муниципальной системе оценки качества образования, аналогичные положения приняты и в школах. А с вступлением в силу стандартов второго поколения требования к качеству образования каждого отдельно взятого школьника еще более ужесточатся, причем по всем направлениям действия ФГОС. Полностью переориентировав систему образования на принцип нормативно-подушевого финансирования, государство, по сути, инвестирует бюджетные средства в потребителя знаний, т. е. в каждого ученика. И, соответственно, рассчитывает получить на выходе полноценного гражданина, способного ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире и приносить пользу своей стране.
Наши проблемы
Очевидно, что с учетом нормативно-подушевого финансирования выполнить все вышеперечисленные требования ФГОС смогут лишь школы, где наполняемость классов строго соответствует нормативам (в городских общеобразовательных школах - 25 человек, в дошкольных группах городских общеобразовательных школ - 20, в сельских школах и школах-интернатах - 12). Если хотя бы одно из требований стандартов выполнить не удастся, первоклассников набирать будет нельзя. С 2012 года все школы Торопецкого района, как и все российские школы, окончательно и бесповоротно перейдут на нормативно-подушевой принцип финансирования, и с этого момента никаких адаптационных надбавок и поправочных коэффициентов никто не даст.
В заключение хочу выразить уверенность, что "наша новая школа" будет не просто понятием, а именно той гранью, где образование тесно переплетается с воспитанием, делая учебный процесс более цельным, более востребованным, более необходимым как для ученика, так и для общества. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru