В последние годы многие страны захлестнула эпидемия поиска великих, лучших, замечательных и т.п. соотечественников, сограждан, горожан и сельчан. Не минуло это поветрие и нашу страну, наш город. Сама идея проведения таких акций заслуживает добрых слов, поскольку дает возможность еще раз перелистать страницы истории. Вспомнить о прошлом, сопоставить с настоящим и задуматься над тем, все ли у нас сегодня делается так, как надо.
Илья Кабаков с матерью Бейли Юльевной. Бердянск, 1958 г.
Занимаясь поиском «великих» из прошлого, мы почти ничего не делаем для того, чтобы узнать о тех, кто сегодня находится рядом с нами; кто строит дома, в которых мы живем; кто прокладывает дороги, по которым мы ходим; кто лечит и учит нас и наших детей, делает нашу жизнь разумнее и краше.
Мы подчас ничего не знаем о своих соседях, о сослуживцах, с которыми ежедневно встречаемся, здороваемся, общаемся. Нас не интересует их жизнь, их проблемы, а потому они тем же отвечают нам. А в результате, находясь в окружении, в общем-то, близких и знакомых людей, мы обречены на непонимание, на одиночество.
Еще недавно на каждом предприятии страны проводились соревнования на лучшего по профессии, и мы знали о лучших токарях, фрезеровщиках, слесарях и т. д. своего предприятия, ибо о них давалась информация в прессе и по радио, их портреты вывешивались у проходной. Сейчас это не делается. И мы неожиданно обнаружили, что сегодня куда-то исчезли хорошие специалисты, что изготовить даже несложную деталь в городе некому. Понадобились месяцы поисков, чтобы найти в одном из ближайших сел отошедшего от дел пенсионера, который сумел изготовить кресты для строящегося нового храма Святой Троицы.
Можно ли считать нормальным, когда в далеких зарубежных странах знают о живущих рядом с нами людях, о наших знакомых намного больше, чем знаем мы? Кто из ныне живущих в нашем городе что-нибудь знает о работавшей когда-то в детской библиотеке Б. Ю. Солодухиной, проживавшей когда-то на Лисках по улице Красных партизан №7? О ней знают в Англии, Испании, США, Японии и многих других странах, но ничего не знают в городе, где она прожила более четверти века и где похоронена.
Почему она стала известной? В понимании многих из нас ее судьба не отличалась чем-то особенным от судьбы того поколения, которое родилось в нашей стране в начале прошлого века. Эти люди прожили необычайно трудную жизнь, пережили времена погромов, революций, интервенций, гражданской и двух мировых войн. Почти всю жизнь их преследовали голод и разруха, они прилагали нечеловеческие усилия, чтобы выжить. И при этом смогли остаться людьми, не озлобиться. Они постоянно поднимали страну из руин и заслуживают того, чтобы их ценили и о них помнили. Они смогли вырастить и воспитать своих детей, дать им образование, специальность. И тем, что мы сегодня живем на земле, мы обязаны им. И надо нам знать об их жизни как можно больше, дабы то, что было с ними, больше не могло повториться и произойти с нашими детьми, внуками, правнуками.
Бейли Юльевна родилась в 1902 году. Ее отец и мать были сиротами, которых взяли на воспитание бездетные старики. Когда они подросли, их отдали: мать – в домработницы, отца – учеником портного. Достигнув совершеннолетия, они поженились.
В 1905 году молодая семья жила в Юзовке и во время происходивших в то время еврейских погромов чудом смогла остаться в живых только лишь потому, что незадолго до этого поселилась во дворе местного полицмейстера.
В 1910 году Бейли поступила учиться в частную гимназию в г. Мариуполе с двухгодичным обучением в младшем и старшем подготовительных, а затем в восьми основных классах.
В 1914 году началась первая мировая война. К этому времени семья уже была из пяти человек. Жили очень скудно, поскольку отец стал безработным. От платы за обучение в гимназии Бейли была освобождена из-за отсутствия у семьи средств.
1917 год – февральская и октябрьская революции. Затем годы иностранной интервенции, братоубийственной гражданской войны, разрухи и голода.
Бейли стала заниматься репетиторством. За это денег не платили, но кормили обедом.
Гимназия была преобразована в трудовую школу, которую Бейли и окончила в 1920 году. О дальнейшей учебе не могло быть и речи, нужно было помогать родным. Сначала поступила работать в детский садик воспитательницей, затем переписчицей и регистратором в Рабкрин (рабоче-крестьянская инспекция).
В мае 1921 года решила ехать в Москву поступать в мединститут. Отец продал свой выходной пиджак, насушили ей черных сухарей, сшили юбку из мешковины, на ногах – деревянные сандалии. Но в мае приема в институт не было, и пришлось возвращаться домой.
В январе 1922 года в возрасте 48 лет умер отец, а затем, в этом же году, в возрасте 42 лет от эпидемии азиатской холеры умерла мать. Бейли было всего лишь 20 лет, и на ее содержании оказались младшие брат и трое сестер. Жили очень бедно, кроватей не было, все спали на полу.
С 1925 по 1930 год работала в страховой кассе, затем секретарем в профессиональном училище. В 1933 году родился сын, и Бейли переехала в г. Днепропетровск, устроилась на работу в бухгалтерию строительного треста. Сын в 1940 году поступил в школу. Еще в детском саду у него обнаружились способности к рисованию.
Жизнь постепенно стала налаживаться, но наступил 1941 год – началась Великая Отечественная война. Вначале семья была эвакуирована на Северный Кавказ, а затем – в Самарканд, оттуда муж ушел на фронт.
В Самарканде находились эвакуированные из Ленинграда Академия художеств и художественная школа. Сын был принят в художественную школу.
В начале 1944 года Академия и школа выехали в Москву и были размещены в г. Загорске. Это было трудное время. Пришлось голодать, жить в сараях, кладовках и даже туалете. Затем Академия и школа уехали в Ленинград. Бейли Юльевна осталась в Москве, где сын продолжал учебу уже в московской художественной школе. В 1951 году он поступил в институт им. Сурикова, жил в студенческом городке. Все это время Бейли Юльевна жила по чужим квартирам, в чужих пригородных дачах – своего жилья так и не смогла получить.
Сын окончил институт в 1957 году и начал работать художником в «Дегизе» в Москве. Кроме этого, начиная еще с 3-го курса института, старался подработать, где только было можно.
В 1957 году Бейли Юльевна вышла на пенсию. В войну погиб ее брат Матвей, была расстреляна фашистами в г. Мариуполе сестра Женя с двумя детьми. В живых остались сестры Лиза и Рива, проживавшая в г. Бердянске. Ее и решила Бейли Юльевна проведать, приехала в Бердянск в 1958 году да здесь и осталась жить. Устроилась работать в городской детской библиотеке.
В 1959 году с помощью сына купила 1/3 частного дома по улица Красных партизан №7. Для нее это было событие огромного значения – впервые в жизни иметь собственный угол для проживания. Решив жилищную проблему, Бейли Юльевна стала принимать активное участие в общественной жизни. Она организовала при клубе им. Кирова хор ветеранов труда, а с 1965 по 1978 годы принимала участие в работе театра при городском доме культуры.
В 1984 году, опять таки с помощью своего сына, приобрела благоустроенную кооперативную квартиру. К этому времени ее сын Илья Кабаков уже стал известным художником, его работы выставлялись в художественных галереях, экспонировались на выставках и приобретались для частных коллекций.
По его просьбе Бейли Юльевна в 1982 году в возрасте 80 лет начала писать историю своей жизни. Эти автобиографические записки послужили основой книги Ильи Кабакова «Альбом моей матери», написанной на французском, английском, немецком и русском языках и изданной сначала в Москве в 1987 году, а затем в Париже (Франция).
Получился подробный рассказ о детстве в дореволюционной России, о тяжелых годах в перестраивающейся после революции стране, о трудностях в военное и послевоенное время. Это трогательный и мучительный рассказ о жизни, полной бесконечных страданий, приходящих и исчезающих надежд.
Но у этого альбома есть и другой, параллельный ряд. В верхней части каждого листа помещены цветные фотографии – вырезки из официальных журналов 50-х годов прошлого века: снимки и подписи под ними повествуют о сбывшейся мечте человечества, о построенной справедливой и прекрасной стране. Два этих ряда, официальная информация власти о жизни народа и рассказ о беспрерывных мучениях реального человека, пересекаясь, создают реальный портрет жизни в СССР начала и середины прошлого столетия.
Одновременно с изданием книги «Альбом моей матери» Илья Кабаков оформил около 75 выставочных стендов, на нижней половине которых размещены автобиографические материалы матери, а на верхней части – фотографии известного бердянского профессионального фотографа Ю. Блехера, которые он снимал на протяжении почти 30 лет и на которых изображены виды Бердянска.
Нет необходимости кому-то доказывать, что эти снимки представляют для нас особый интерес, так как рассказывают о нашем городе, о его истории за довольно-таки длительный период времени.
Только в течение 1990-1995 годов созданная И. Кабаковым работа выставлялась в лучших музеях и художественных галереях мира: в 1990 году – в Лондоне (Англия), Нью-Йорке (США), «Прадо», Мадрид (Испания), в 1991 году – в Нагано (Япония), в 1993 году снова в Нью-Йорке (США), Хумлебэке (Дания), Мюнхене (Германия), в 1994 году – в Хельсинки (Финляндия), Осло (Норвегия), Гренобле (Франция), в 1995 году – в Базеле (Швейцария) и т. д.
В результате жители многих стран мира смогли познакомиться с историей жизни нашей землячки, творчеством ее сына и бердянского фотографа. А вот бердянцам не повезло, хотя в городе имеются и музеи, и люди, отвечающие и получающие зарплату за организацию культурно-просветительской работы.
Бердянск, 1963 г. Хор самодеятельности ветеранов труда при клубе им. Кирова. В первом ряду третья слева – Б. Ю. Солодухина Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru