Жития Ходжа Ахрара.Опыт системного анализа по реконструкции биографии Ходжа Ахрара и истории рода Ахраридов
Editor: Бабаджанов Бахтияр
ХОДЖА АХРАР
Среди святых, особо почитаемых мусульманами Средней Азии, да и всего мира, - Исмаила Аль-Бухари, Ахмада Яссави, Бахауддина Накшбанди, Ат-Термези, Афака Ходжи, почетное место занимает Ходжа Ахрар. С его именем связаны многие тайны и легенды. Ходжа Ахрар – это не собственное имя святого. Так люди стали звать его уже в зрелом возрасте за благие дела. Звали же его Ходжа Убайдулла. Он родился в горном кишлаке Богистан близ Ташкента в 806 году хиджры (1404 год). Уже в детстве у Ходжи Ахрара проявляются характерные признаки его мистической натуры – он задумчив, впечатлителен и нервозен, избегает товарищей, много времени проводит в мечетях и мазарах. Все это, видимо, заставило дядю Ходжи Ахрара Ходжу Ибрагима, попечителя его семьи после смерти отца, отправить юношу на учебу в Самарканд. Он хотел отвлечь его от пути суфия и мистика.
Так 22-летний Ходжа Ахрар стал слушателем одного из медресе – духовного учебного заведения в столице Мавераннахра. Его не интересовали точные дисциплины. У него были иные душевные потребности, к ним он и тянулся. Большую часть своей жизни в Самарканде Ходжа Ахрар провел в молитвах и радениях в некрополе Шах-и-Зинда, где по преданию находилась могила знаменитого Кусам-ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В Самарканде Ходжа Ахрар надолго не задержался. Он не нашел себе здесь истинных духовных наставников и учителей. И вот Ходжа Ахрар как паломник едет в Бухару, центр исламского просвещения и родину шейха Бахауддина Накшбанди – основателя всемирно известного дервишеского ордена Накшбандиев. В Бухаре он предстал перед знаменитыми шейхами ордена Нашкбандиев. Но и между ними он не нашел достойного лица, которому мог бы вверить свою судьбу. Тогда он отправился в Герат, не менее знаменитую столицу мусульманской учености на Востоке. В Герате Ходжа Ахрар усердно обучался у знаменитого гератского шейха Саида Табризи. Затем он пешком отправился в Хисар, в горный кишлак Халагу, где жил святой шейх Якуб Чархи и у которого он пробыл до 28-летнего возраста. А затем через Герат, где пробыл еще один год, в 835 году хиджры (в 1431-32 годах) он возвратился в Ташкент на свою родину.
Начал он свою подвижническую деятельность с того, что, как и полагалось молодому ишану, жизнь вел воздержанную, много молился, мало говорил, сторонился дурных людей и мест увеселения, носил простую одежду, ранее уже кем-то ношенную. Особое слово находил для больных, для бездетных женщин, давал им амулеты, которые приносят страждущим облегчение. Известность его росла быстро. Первые годы после возращения из Герата Ходжа Ахрар также занимался хлебопашеством на своем небольшом участке земли, сам вел и торговые дела. Всю вырученную прибыль отдавал тем, кто нуждался. Вскоре слава о благочестивом шейхе дошла до Туркестана, Бухары, Самарканда. К молодому пиру потянулись послушники, желавшие стать мюридами у знаменитого шейха. Каждый, кто слушал Ходжу Ахрара, неизменно испытывал на себе воздействие его духа.
Шейх Ходжа Ахрар строил много храмов – мечетей и медресе в священных городах – Самарканде, Бухаре, Герате, Кабуле и других. Как говорят авторы жития Ходжи Ахрара, этот выдающийся человек был не только мыслителем, чудотворцем и покровителем бедных, но и искушенным политиком. Его великий современник Алишер Навоий красноречиво повествует. «...Он обрел удивительное влияние на державы и неизреченную близость к властителям и повелителям. Властители Маверанахра считали себя его мюридами и сподвижниками, но и многие повелители от Египта до Индии и Китая считали себя сподвижниками Ходжи и его подданными...».
Он добился отмены кабального налога на всей территории Мавераннахра Но самой выдающейся, была блистательная новаторская акция по предотвращению войны между тремя сопредельными среднеазиатскими государствами. Их войска (более 200 тысяч человек) стояли друг против друга под Ходжентом. В любой момент могла разразиться кровопролитная битва. Но святейший шейх предотвратил ее, вмешался, и самаркандский правитель Ахмад-Мирза, ферганский – Умар Шейх и ташкентский – Махмуд-Султан не только помирились, но и со слезами раскаяния просили друг у друга прощения. То, что Ходжа Ахрар в свое время был по-настоящему велик, подтверждает еще одна значительная историческая личность – Захритдин Бабур – основатель великой империи Моголов, большой поэт и ученный. Бабур, уже будучи правителем Индии, тяжело занемог. Исцеление не шло к нему. Тогда один дервиш дал ему совет: «Если падишах хочет выздороветь, то пусть он уподобится поэту, который тысячу раз перевел стихи о пророке Мухаммеде «Касидам Бурда» («Святой плащ пророка»), и после этого выздоровел. Пусть Бабур переведет стихи святейшего шейха Ходжи Ахрара – и он избавится от своего недуга». Бабур последовал совету бродячего дервиша и переложил жемчужину суфийских трактатов Ходжи Ахрара «Рисалаи Валидия» в стихотворную форму тюрки (староузбекский язык).
Ты в душе своей и в отношениях к другим будь одинаково воспитан.
И в большом, и в малом бесчеловечность всегда есть грех.
Если кто-то по каким-то причинам обрывает связь с божеством,
Такой человек потерян и для народа.
Святой чудотворец Ходжа Ахрар успокоил свою душу 89 лет от роду, в 895 году хиджры (1489), в субботу, в день 24 месяца раби-аль-ахир в местечке Камангаран близ Самарканда. Могила его находится в славном городе Самарканде. Каждый, кто ее посетит, неизменно облегчит свою душу, ибо свят навеки дервиш Ходжа Ахрар...СОДЕРЖАНИЕ
Родственные связи потомков Ходжа Ахрара ……………………………….………… 84
Заключение ……………………………………………………………………………… 87
Список использованной литературы ………………………………………………… 90
Приложение № 1………………………………………………………………………… 95
Приложение № 2………………………………………………………………………… 105
Приложение № 3 (Статья Б.М. Бабаджанова: К вопросу о восприятии статуса суфийского шайха (на примере Хваджа Ахрара) ........................................................… 128