Воинская слава города складывается из его заслуг в защите Отечества за все века истории. В этом отношении Тверь стоит в самом первом ряду стражей и спасителей России от порабощения внешними врагами.
Тверь выросла на берегах Волги в ее верховьях, там, где надо было держать удар агрессора, на скрещении путей вторжений интервентов в центральные русские земли. Тверь с честью справилась с этой непосильной, казалось бы, задачей.
Ко времени нашествия на Русь Золотой Орды немало городков стояло на Верхней Волге, но именно Тверь вобрала в себя лучшие силы, вынужденные отступить сюда перед натиском степняков. Уже через десять лет она стала центром нового княжества, в образовании и возвышении которого участвовал выдающийся полководец, святой благоверный князь Александр Ярославич Невский. Его государственный и военный опыт способствовал тому, что тверские князья сумели создать мощную военную силу, которую ордынцы ни разу не смогли одолеть за два с половиной века присутствия на русских землях. Первой на Руси Тверь стала проводить самостоятельную государственную антиордынскую политику.
Воинская слава города — это и неучастие в братоубийственных междоусобицах совместно с захватчиками. Тверь ни разу не выступила против соседних княжеств на стороне Золотой Орды. Великий тверской князь и первый князь всея Руси Михаил Ярославич положил голову «за други своя» в Орде в 1318 году, спасая от гибельного набега врагов не только тверские, но и другие русские земли, и был прославлен впоследствии Русской православной церковью как святой благоверный князь.
Через несколько лет, в 1327 году, в Твери вспыхнуло самое крупное и победоносное антиордынское восстание, воодушевившее русский народ. Пролог к Куликовской битве получил общерусское звучание, отразившись в «Повести о Тверском восстании» и в народной «Песне о Щелкане Дудентьевиче», дошедшей до наших дней.
«Смута» начала XVII века поставила Россию на грань утраты государственной самостоятельности. Именно на тверской земле консолидировались регулярные русские войска, их союзники и ополченцы для отпора польско-литовским интервентам. С победоносного сражения за Тверь летом 1609 года под командованием гениального военачальника князя Михаила Скопина-Шуйского началось освобождение страны от внешнего агрессора, едва не сделавшего Россию своей колонией. В этих событиях Тверь и тверичи проявили себя не только истинными патриотами, но и умелыми ратниками, а их воеводы покрыли себя полководческой славой. В сохранении независимости и целостности Русского государства, прекращении «смуты» и переходе к длительному мирному периоду в истории нашей страны заслуги Твери велики и неоспоримы, что отмечали выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, B.C. Соловьев и В.О. Ключевский.
В Отечественной войне 1812 года Тверь встала крепостью у левого фланга наступавших войск Наполеона и не позволила французам повернуть острие агрессии на север, к Петербургу. Сформированные в Твери и занявшие здесь оборону казачьи полки, многочисленное ополчение заставили Наполеона отказаться от идеи наступления на Северную столицу. Император Александр I и высшее руководство русской армии по достоинству оценили патриотизм и беззаветный героизм тверичей.
Тяжелым испытанием, но и кульминацией славной многовековой истории Твери как города воинской славы, несомненно, стали события первого, самого трудного и трагического, года Великой Отечественной войны. Тверь (с 1931-го по 1990-й год — Калинин) сыграла значительную роль в защите и освобождении нашей страны от немецко-фашистской агрессии. Уже в первые дни войны десятки тысяч калининцев были мобилизованы в действующую армию. А с 14 октября по 16 декабря 1941 года город превратился в арену военных действий в ходе битвы за Москву, фактически — за независимость всей страны.
Высшее командование вооруженных сил Германии придавало захвату Калинина особое значение, обусловленное его стратегическим положением относительно Москвы и Ленинграда. Но еще летом и в начале осени 1941 года западнее Калинина были созданы оборонительные сооружения, в возведении которых участвовали десятки тысяч жителей города. Героизм местного населения и частей Красной армии, как показывают документы и материалы, носил в это и последующее время массовый характер.
12 октября в Калинин прибыл генерал И.С. Конев. Были приняты срочные меры для усиления обороны города. На следующий день прорвавшиеся к Калинину немецко-фашистские войска, которые значительно превосходили обороняющихся по количеству войск и боевой техники, атаковали позиции советских войск и ополченцев. Необходимые для обороны города боеприпасы были получены, когда немецкие войска уже прорвались в город.
Благодаря героическим усилиям советских войск на шоссе Калинин — Медное — Марьино была окружена и разгромлена бронетанковая колонна гитлеровцев, прорывавшаяся к Торжку и Вышнему Волочку. А северо-западная окраина Калинина стала для захватчиков непреодолимым рубежом.
В течение трех суток советские войска отбили все атаки противника, что позволило командованию Западного фронта создать прочную оборону на Бежецком шоссе и не дать возможности фашистам продолжить наступление в Заволжье в северном направлении.
В итоге гитлеровские дивизии оказались в Калинине окруженными, а затем разбитыми. В боях за Калинин советские войска сделали первый шаг к Берлину.