На днях я в компании друзей смотрел на даче «Тараса Бульбу». Фильм всем понравился. Наконец-то появилось хорошее патриотическое кино. Не фильм, а призыв к единству трех братских славянских народов. Только нашу дачную компанию, состоявшую из представителей этих трех братских народов, фильм разделил. Перессорились мы все конкретно. А я по своей наивности и молодости полагал, что темы вроде «Где ты был в августе с 19 по 21 августа?» давно закрыты. Ан нет. Побеседуйте с любым россиянином о событиях прошлого, и вам покажется, что все войны древности еще не закончились, а ваш собеседник участвовал в них самым непосредственным образом. Более того, является летописцем всех событий. Но все по порядку.
Взглянем на политическую карту. Если верить советским учебникам истории, Украина только и делала, что воссоединялась то с Россией, то с Польшей, угнетавшей, если верить современным украинским учебникам, малороссов и не пускавшей их в объятия России. А рядом сейчас находится Беларусь, государство по европейским меркам немалое. Не будем вдаваться в исторические подробности, и так понятно, что казакам Тараса Григорьевича Трясило (исторический прототип гоголевского Бульбы), Северина Наливайко, а затем и самого гетмана Богдана Хмельницкого приходилось, чтобы достичь рубежей Польши, пересекать огромные территории, населенные вовсе не поляками. О том, что происходило на белорусских землях и что там вытворяли малороссы, какие отношения сложились у казаков с предками нынешних белорусов, — об этом не писали в Советском Союзе и не пишут в современной России.
Чем была Беларусь в ХVII столетии?
И Украина и Беларусь входили в состав Речи Посполитой. Так поляки свою страну называли, думает нынешний российский обыватель. Тем более что в учебниках Речь Посполитая закрашена одним цветом. Удивляется наш обыватель, когда узнает, что Речь Посполитая (Rzeczpospolita) в переводе означает «республика», причем двух народов — польского и литовского. Отказывается он признать, что государство сие было равноправным союзом Королевства Польского и страны с полным названием Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтийское. Речь Посполитая имела выборного короля и парламент-сейм, неслыханные для того времени свободы, и свободу вероисповедания в том числе. Государство исторически уникальное. Тогда о каком национальном или социальном угнетении идет речь и в фильме, и в так называемых исторических романах, и в школьных учебниках России и Украины.
А как же Запорожская Сечь, возражает российский обыватель, куда, как писали в советских учебниках, бежали от польского угнетения?
В действительности Запорожскую Сечь основали не беглецы с северных краев — она создана для защиты границ Речи Посполитой от набегов крымских татар и турок по инициативе крупного «польского магната», русского князя Дмитрия Вишневецкого, видного полководца, неоднократно побеждавшего турок. Позднее князь Вишневецкий попал в плен и подвергся мучительной смерти – был подвешен за ребро на железный крюк.
Гибель первого запорожского гетмана вдохновила неизвестного народного песняра на создание поэмы «Рыцарь Байда», а Гоголя — на описание трагической казни Остапа в Варшаве. Еремей Вишневецкий, внук русского князя Дмитрия Вишневецкого, станет смертельным врагом запорожцам Богдана Хмельницкого. К слову, Еремей, как и все Вишневецкие, всегда оставался последовательным защитником православия от католичества, но в украинском фильме 2008 года «Богдан Хмельницкий» Еремей Вишневецкий зачем-то крушит головы несчастным украинским столярам за изготовление бандуры. При этом он вспоминает, что жена его, дочь киевского митрополита Могилы, любит послушать бандуристов. Возникает мысль о том, что образ князя Вишневецкого в русском и украинском сознании сильно искажен придворными историками, чей приговор был однозначен: все кто против Хмельницкого — поляки. Тогда точно таким же «поляком» был и преемник Хмельницкого русский православный шляхтич Данила Выговский — тот в начале своей карьеры сражался с Хмельницким, а попав к нему в плен, перешел на сторону Хмельницкого, став главным писарем Войска Запорожского, а затем и гетманом этого войска.
Шляхта — это не польское слово, оно происходит от южнорусского: шлях — путь, дорога. То есть путь воина. «Какие же ляхи шляхта, они ж люди простые, вот мы шляхта древняя, староримская, от самого римского патриция Палемона происходим», — говорили русские аристократы Великого княжества Литовского в ХVI веке. А сегодня даже иные белорусы на тебя бросаются с кулаками за сочетание «белорусская шляхта». Сябры, надо знать историю своего народа!
Задумайтесь, почему Хмельницкий на Белой Руси никакой поддержки не нашел ни у кого, кроме разбойника Мурашки. Не простили наши предки, даже православные, казакам варварских набегов, сожженных городов и сел. А ведь было у белорусов желание отойти от Польши, поляки надоели упорным насаждением католицизма. Ошибка запорожских казаков в том, что они не различали католицизм и унию, а ведь среди униатов было очень много недовольных религиозной политикой польской Короны. И это заблуждение на долгое время утвердилось и в народе, и в исторической науке.
Об Унии нужно сказать подробнее. Униатская церковь создана в 1569 году по инициативе православных иерархов Великого княжества Литовского и означала лишь признание начальником своим Римского Папу при сохранении православной догматики. Понтифик был вообще не при чем, ведь Ватикан стремился загнать всех людей в католицизм.
Были ли сами казаки хорошими православными? Известно, что они даже не целовали руки священнику, получая благословение. И никогда из уст умирающего казака не прозвучало бы яростной тирады: «Встает на востоке русский царь...», чувствуется рука цензоров его императорского величества Николая Павловича, сиречь Палкина. Если бы Гоголя редактировали не царские цензоры, Бульба изъяснялся бы несколько иначе. Под цензурой Хмельницкого его речь звучала бы так: «Встает на Юге великий гетман Малой Руси, и нет такой силы...»
Под покровительством литовского гетмана Радзивила Бульба вещал бы так: «Встает на Западе русский король, и нет такой силы...»
Популярный телеведущий Михаил Леонтьев сказал бы: «Встает на Севере русский медведь, и нет такой силы...». При чем тут Гоголь вообще? В первой редакции романа он про это не писал. Мы в советской средней школе читали только про «русскую силу», и многое еще было выкинуто. Нас воспитывали на примере патриотизма гоголевских казаков, а мы и не подозревали, что сей патриотизм противоречит принципу пролетарского интернационализма и сразу трем заключительным тезисам морального кодекса строителя коммунизма. С этим-то как быть!
Взял бы Владимир Бортко советскую редакцию романа – примирение на нашей даче наступило бы полное и долгое, а так украинцам не понравилось про «русского царя», евреям — сцена погрома, белорусам — то, что их поляками изобразили. Некоторые поляки в фильме -никакие не поляки, а литовская шляхта, то есть те же украинцы да белорусы. А полякам вообще фильм не понравится из-за того, что они изображены закоренелыми злодеями и агрессорами. А как же наше общее славянское братство? Не чужие они нам люди.
В целом фильм не то чтобы плох, на общем фоне очень даже неплохая картина. Петербуржцы, надо признать, не разучились снимать кино, особенно хорошо получаются детективы. Только, видимо, тема Украины ХVI столетия очень далека от «Невы державного теченья». Гоголь и при жизни воспринимался как некая малопонятная экзотика. Но сегодня, в связи с сложной политической ситуацией и обострением межнациональных отношений, современному зрителю надо бы яснее понимать перипетии исторической эпохи. Может быть, глубже, чем понимал ее сам Николай Васильевич.
Вместо постскриптума. Для питерских кинематографистов могу подсказать потрясающий сюжет – семилетняя осада Соловецкого монастыря войсками московского царя Алексея Михайловича Тишайшего. Весьма актуальная тема. Одновременно и популяризация отечественной истории, и братьям-славянам будет по душе.