В предыстории нашей тверской земли есть огромный пробел. Давным-давно здесь жили некие племена, получившие искусственные названия от археологов: верхневолжцы, волосовцы, потом фатьяновцы. Начало их обитания в наших краях обычно относят к периоду VI - V тысячелетий до нашей эры, когда отступил ледник и жизнь на истерзанной им земле начала возрождаться. Территория стала постепенно заселяться. Первые соображения об этнической принадлежности пришедших сюда племен и родов относятся к фатьяновцам. Считается, что они жили на нашей земле с III тысячелетия до н. э. до конца II тысячелетия до н.э. Но границы этого периода весьма размыты и неточны. Археолог Д.А. Крайнов, пожалуй, первым высказал соображение о том, что фатьяновцы и соседние с ними этнокультуры относились к индоевропейской семье народов и, более того, предположил, что на рассматриваемой нами территории и соседних с ней происходили одинаковые во времени смены одной культуры другой до появления (вероятно, до становления) здесь славян. Но начальная история крайне мало говорит о славянах в I тысячелетии до н. э. В лучшем случае историки и археологи упоминают о V веке н. э., а в ряде случаев - даже о VIII - IX веках. Таким образом, есть разрыв порядка 1,5 тысячи лет. Кто же жил здесь в это время? Часто этот вопрос просто обходится, а в школьных учебниках истории даже V век не упоминается. Огромные территории, занятые славянами в Восточной Европе, возникают на картах, относящихся только к VIII и даже к IX векам. Но зато постоянно и повсюду говорится о так называемых балтах. И впечатление у молодого поколения создается такое, будто везде жили балты, а кое-где еще и финно-угры, а потом вдруг откуда-то явились славяне и всех их в лучшем случае ассимилировали.
Но сама за себя во весь голос говорит великая наука топонимика. Нужно только к ней внимательно прислушаться. И окажется, что с географических карт с нами заговорят индоевропейские, праславянские, славянские и древнерусские названия, уходящие в древность, для наших мест, к сожалению, редко являющуюся объектом истории.
Предлагаемый читателю очерк говорит о том, что поколение за поколением здесь жили индоевропейцы, к которым относятся и славяне. И что народы и культуры постепенно преобразовывались друг в друга, о чем они сами, конечно, и не подозревали. И с этих позиций волосовцы и фатьяновцы стали в конце концов кривичами и ильменскими словенами, а из них родился могучий русский народ. Предки этого народа в середине I тысячелетия до н. э. испытали нашествие так называемых дьяковцев и это нашествие выдержали. Но в результате значительная часть фатьяновских земель, доходивших в свое время почти до Урала, была дьяковцами занята. И фатьяновская (индоевропейская) топонимика сохранилась лишь на не поддавшихся набегам территориях. Наша область разделилась. «Индоевропейской» осталась только западная ее часть. Топонимия славянских предков сохранилась и в Смоленской, Псковской, части Новгородской областях, в Белоруссии и южной части Прибалтики. Предки славян здесь выжили, отбились от врага, а в I тысячелетии н.э. вновь начали двигаться на восток, правда, без войн и сражений.
1. КОГДА СОШЕЛ ЛЕДНИК
Ледяное чудовище начало отступать из Центральной Европы 10 - 20 тысячелетий назад. С трудом освобождались от снегов и льдов перевалы Балкан, Альп, Карпат. На территориях, ныне относящихся к Твери, Пскову, Смоленску, на взгорьях Валдая жизнь еще не существовала. Лишь через несколько тысячелетий, когда освободились горные перевалы - проходы с южных мест на север, смелые первопроходцы начали разведывать тогдашние тундры. Они были долгое время безжизненными. По ним текли мощные потоки ледниковых вод, в тундрах разливались огромные озера. Необычную силу ледниковых потоков можно представить и сейчас по четко вырезанным, почти отвесным берегам Праволги от Селижарова до Ржева и Старицы. Трудно представить, как текущие в них воды могли буквально выпилить и даже гладко стесать эти величественные откосы.
Кто были первопоселенцы в наших тверских краях, представить сложно. Из долгих поисков и раздумий складывается позиция, что наша тверская земля испытала драматические катаклизмы и в древнее, долетописное время. Но и тогда выжила, сохранив генетический фонд. Я развиваю концепцию долгого существования, постоянного жития здесь русских людей, кривичей и ильменских словен, праславян, протославян и первых отрядов индоевропейцев. Этой концепции не помогут, конечно, никакие архивы, не поспособствуют и летописи. Но ей помогают труды тех археологов, которые все-таки не опасаются высказать свои схожие позиции. Очень сильно помогает и особая летопись - топонимия - пока единственный след, оставшийся с незапамятных времен и ставший письменным источником. Не будем заглядывать в историю наших мест глубже VI - IV тысячелетий до нашей эры. Осторожные разведывательные группы людей могли появиться здесь в VI - V тысячелетиях до н.э., а заселение наших мест началось позже.
Ряд исследователей утверждают, что «…лесная территория Европы в VI - IV тыс. до н.э. была уже заселена родственными ранненеолитическими племенами верхневолжской, нарвской и волго-камской культур». Причем подчеркивается, что климат в этот период был теплым и влажным, а на территории от Прибалтики до Белого моря и Коми шумели широколиственные леса. Лишь в III тысячелетии до н.э. ареал лесов начал сокращаться, появилась тундра, а лиственные породы стали заменяться хвойными. Этот период назван энеолитом и ознаменован значительным усовершенствованием орудий труда. Очевидно, не следует на уровне нынешних знаний утверждать, что энеолитические жители уже в это время строго разделились на праславян, пралитовцев и прагерманцев. Археологи особенно выделяют в пятом и в более поздних тысячелетиях волосовскую культуру. Пишут, что народ, создавший эту культуру, жил здесь долго и дал начало более поздним культурам. Волосовцы расселились от Волхова и Белого озера до Камы, Вятки и Оки. Эта огромная территория, конечно, была занята многими племенами, имевшими общие черты в ведении хозяйства, построении жилищ, орудиях, керамических изделиях и в языке. Эти племена были рыболовами и охотниками, а в начале II тысячелетия до н.э. у них появились домашние животные и начало возникать земледелие. Археологи отмечают наличие ритуальных сооружений, упорядоченность погребений, появление мастерских для изготовления орудий из камня и кости и даже - разнообразных украшений. Археологами найдены кремневые фигурки людей и животных, различные амулеты. Ритуальные предметы и магические обряды помогали излечивать людей, приносили уверенность и, соответственно, удачу в охоте. Жрецы могли многое внушить, и внушения увеличивали стойкость при излечении от болезней и заживлении ран, делали охотников более смелыми и ловкими, а воинов - уверенными в победе. Первобытная религия явно приносила пользу, и племена подыскивали для святилищ наиболее заметные места, отличавшиеся особой природой, обрывы рек, возвышенности с крутыми склонами, особо отличавшиеся камни. Иногда эти места совмещались и со сторожевыми пунктами, укреплениями. Здесь приносились жертвы во имя удачной охоты, а иногда и для победы над врагом.
Умерших еще хоронили близ жилищ и даже в них, но уже начали снабжать инвентарем, могущим понадобиться в мирах, куда время от времени уходили соплеменники. Появились обряды сжигания усопших. Вполне возможно, было замечено, что в этом случае покойный не уносил с собой других из племени. Позже, при фатьяновцах, места жертвенников стали языческими капищами. Формировались какие-то понятия о духах, тенях предков, о грозных силах, от которых все зависит на этой земле. Такие места зачастую переживали тысячелетия. В Тверской области их немало сохранилось и по сей день. Конечно, многие были забыты, покинуты, заброшены, иные стерты с лица земли врагами, а некоторые разрушены и не врагами. За болезни, голод, несчастья, неожиданные смерти духов могли наказывать. По каким-то обстоятельствам племена меняли тотемных животных. Похоже на то, что из века в век сохранял свою магическую силу только медведь. Какие-то культовые места известны и сейчас. Побеждавшее христианство расправлялось с носителями языческих верований - жрецами, волхвами, а зачастую и с деревенскими колдунами-целителями, принимая на себя их функции.
Воинствующая церковь много веков старалась стереть следы язычества, но они сохранялись, трансформируясь и проникая в новую религию. Есть они даже и сейчас - многие помнят Купальскую ночь, не любят возвращаться, с опаской наблюдают за направлением движения черной кошки. Но речь не только об этом. Ведь в языческой Руси почитали не только медведя, но и каких-то странных ящеров. И долго существовала у молодежи Игра «Яша-ящер». А в русских реках реально жили некие чудовища. В Псковской летописи есть указание, что из реки Великой вышли ящеры и многих людей съели. Запись за 1582 год гласит: « … изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша». Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» привел сведения о «коркодиле» в Волхове - «о залегании и непоклоняющихся ему пожирании». Культ ящера долго существовал в Новгороде, Пскове и по всей Северной Руси. Видимо, и наши края не обошлись без таких «коркодилов». Названия иных озер и даже деревень звучат и сейчас как слабое воспоминание об «Яше-ящере». В Вышневолоцком районе есть озеро Ящино. На его восточном берегу село Ящины. На запад и на север - глухие болотные трущобы. Над озером тишина. Кажется, что ящер вот-вот всплывет из глубин. В Удомельском районе тоже был слышен отзвук далекого прошлого. Лет около сорока назад исчезла деревенька, находившаяся близ реки Съежи, на краю огромного болотистого леса. Называли ее Якшино. Именно такие места влекли к себе жрецов-волхвов. В Ящине была и церковь - языческие поганые места полагалось освятить. Но есть в наших тверских краях (и это я слыхал от многих и, пожалуй, и сам ощущал) такие места, где вроде бы все хорошо - и солнышко светит, и топей мрачных поблизости нет, и буреломы не мешают, а все-таки как-то не по себе. И в чем причина, непонятно. Не намоленные ли здесь языческие места, заброшенные навек? Видимо, когда-то приходили сюда язычники и свершали обряды. Может быть, задолго до христианских времен.
Знаю и иные места, считающиеся «нечистыми». Говорят, здесь «чудилось». Есть и такие, о которых старики забыли, а молодежь по давней традиции использовала для гуляний. Часто их называют городками - например, Городок у Дворищ Лесного района, Городок у Поминова Калининского района, да и многие другие - в каждом районе они есть, и местные жители что-то о них еще помнят. Есть и более заметные, самой природой отмеченные места. Они всегда были освящены людскими традициями, молвой, обрядами. И здесь христиане ставили традиционно церкви, а если не церкви, то хотя бы часовни. Много таких мест вдоль Волги, на Верхневолжских озерах, на Вазузе и Осуге.
А теперь от волосовцев перейдем к фатьяновцам. Почти никто из археологов, историков, филологов не пытается предположить их этническую принадлежность. И это понятно - не хватает для этого данных, да и сама принадлежность может быть весьма расплывчатой. Но очень хочется задать вопрос: не могли ли эти люди быть очень далекими предками тех, кто сейчас живет на нашей земле. Собственно, от начала нашей эры прошло уж не столь чудовищное число поколений - 60 - 70 или чуть больше. И всегда удивляешься, когда иные упорно и даже бездоказательно говорят о балтах. Везде и всюду жили балты, а вот славяне откуда-то все приходили, и бедные балты в конце концов тоже становились славянами. И как-то не обращают внимания даже на то, что и балты были ведь очень разными - среди них были и будущие германцы, и будущие литовцы, и будущие славяне, и будущие финны - в Финляндии, в Карелии, в Эстонии и даже в Латвии. Термин «балты» вообще является искусственным, появившимся сравнительно недавно. Тем не менее из ряда работ (особенно у Седова) создается впечатление, что мифические балты занимали в древности чуть ли не всю Восточную Европу. А, к примеру, в «Славянской энциклопедии», вышедшей в 2001 году, составителем которой явился В.В. Богуславский, написано: «…балты - это древние племена, которых готский историк Иордан помещал на обширных пространствах Восточной Европы от Балтики до Приазовья». Вот так - ни больше ни меньше. Кто внимательно читал Иордана, только пожмет плечами. И далее: «Начиная с VI в. на их территорию просачиваются славяне, а уже в VIII - X вв. начинается быстрый процесс вытеснения, частичного уничтожения и ассимилирования оставшейся части днепровских балтов восточнославянскими племенами... завершившийся в XII в.» Вот такими злодеями были славяне! Но история сохранила большое количество сведений о действительном уничтожении германцами западнославянских и западнолитовских племен (последних было целых тринадцать). А об уничтожении балтов славянами нигде нет ничего и быть не могло. От западных славян в Восточной Германии остался лишь реликт - лужицкие сербы (сорбы) числом менее тысячи, уже почти забывшие родной язык.
Наши пращуры не сдавались, как и позже в битвах с татаро-монголами, поляками, французами, немцами, да и со многими иными, кто не с добром приходил на наши земли. О славе давних тысячелетий нам говорит та самая полоса, которую я условно называю «красной чертой» Это берега Верхневолжских озер, Волги и ее притоков Вазузы и Осуги. Черта делит область на две части. Одна попала несколько тысяч лет назад под власть пришельцев с северо-востока, скорее всего из-за Урала, с равнин Западной Сибири, которые до того были вполне благодатными землями. Последний ледник их почти не тронул, климат был прекрасным, нынешних бескрайних болот не было. Но природа изменяется. Неведомые силы ее иногда улучшают, а иногда ухудшают. В этом случае на этих обширных землях началось необратимое ухудшение условий жизни. В таких случаях вынуждены перемещаться, спасаясь от гибели, огромные массы народов. Находятся и талантливые вожди - Аттила, Чингисхан, Тохтамыш. Но здесь, возможно, не было организованных полчищ. Роды и племена шли, уходя от голода, холода, бескормицы, эпидемий, гибели. Западносибирские степи, становившиеся болотами, выталкивали одну орду за другой. Археологи в наше время назвали этих людей дьяковцами и начали спорить, откуда же они появились - с востока, с запада или вообще все время жили там, куда они в конце концов пришли. Но они не жили здесь. Эпоха волосовцев на наших землях перешла в эпоху фатьяновцев. И именно фатьяновцам довелось встретить орды дьяковцев.
Юрий СМИРНОВ, председатель областного краеведческого общества, профессор