Недавно на русский язык переведена книга известного индийского ученого Б.Г. Тилака. Тилак родился в семье брахманов, касты, относящейся к высшему слою индийской иерархии. Из брахманов всегда формировалась жреческая религиозная структура, создавшая на основе буддизма индуизм, к которому принадлежит большинство населения Индии. Тилак прекрасно знал санскрит, а также Веды и Авесту. На основе глубокого анализа этих источников, долгое время передававшихся брахманами из поколения в поколение в устном изложении, Тилак предложил гипотезу об изначальном исходе индоевропейцев-ариев с Крайнего Севера. Хотя некоторые геологические данные не совпадают с хронологией Тилака, все же часть ученых, например историк Н.Р. Гусева, пытаются выстроить концепцию, в определенной мере перекликающуюся с теорией Тилака.
Н.Р. Гусева во введении к книге Тилака написала следующее: «Главная цель, которую поставил перед собой Тилак, была им достигнута - тексты Вед явно подтверждают исторический факт существования родины (или «прародины») арьев в арктическом регионе. Расселение с севера предков всех народов - носителей индоевропейских языков подтверждают и большинство западных мифологов, лингвистов и фольклористов. Исследования в области сходства словарного запаса и ряда грамматических форм санскрита с языками народов Европы широко развернулись в XX веке, и наши отечественные лингвисты стали все шире сопоставлять санскрит со славянскими языками. Было обнаружено, что в этих последних выявляется гораздо большее по сравнению с западными языками число сходных или даже точно совпадающих с санскритом слов, в том числе гидронимов, теонимов и топонимов. Во времена Тилака подобные исследования по славянам и арьям не проводились, но он, даже не зная исторических фактов, связанных с этим вопросом, все же упоминает о Кощее Бессмертном и об Иване - третьем сыне, пытаясь провести параллель между мифами Вед и персонажами славянского язычества и фольклора». И сама Гусева, анализируя топонимику Восточной Европы в книге «Славяне и арии. Путь богов и слов», вышедшей в 2002 году, привела множество аналогий с санскритом и русским языком и даже с топонимией некоторых областей Индии и наших Карелии, Мурманской и Архангельской областей.
И в Тверской области существует ряд удивительных аналогий. Для примера обратимся к рекам. Главная река на западе области - Двина. Западной она стала уже в исторический период. С одной стороны, ее название имеет определенное сходство с такими, как Дон, Днепр, Днестр, Дунай и многие другие. В них явствен индоевропейский корень «дон», означающий «вода, река». И в то же время русский язык и гидрографическая аналогия с Северной Двиной позволяет считать ее «двойной», сливающейся из двух рек. Возможно, что когда-то за названием и стоял подобный смысл. Но можно заглянуть и в самую глубь тысячелетий. Одна из миграций праславян шла из Паннонии и Норика, с Дуная вначале на Вислу через Судеты, затем на северо-запад, почти в нынешнюю Данию и на восток - в бескрайние лесные просторы, по огромным рекам, в том числе по Двине. Река помогала пройти через жуткие лесные дебри, река кормила, по ее берегам можно было найти удобные места для поселений. И река так или иначе становилась для людей живой, помогающей, символом, даже божеством. Конечно, при ошибках она могла и покарать, становилась грозным божеством. На западе Тверской области есть две реки, которые могли быть названы по именам древних богов. Но если по Двине шли самые первые индоевропейцы, среди которых могли быть и будущие славяне, то имя реки они могли взять из пантеона своих древних богов. А среди них были Дева, Девата, Деви. Последняя считалась богиней-матерью, то кроткой и милостивой, а то и жестокой и губительной. Двина, вероятно, заселялась в самый начальный период, выйти на нее было проще. А следующей по географическим условиям вполне могла быть Велеса. Велес у славян, а Велс у литовцев появились несколько позже. Уже были вполне организованные этнокультурные общности, племена (правда, не стоит считать, что до этого люди переселялись какими-то дикими ордами, ничего не понимавшими и ничем не объединенными). Но Велес был уже чисто этническим богом. У славян он всегда считался богом скота, а для освоивших скотоводство и земледелие - соответственно, и богом богатства. А у литовцев - еще и богом подземного мира, властвовавшим над мертвыми. Боги начинали постепенно разделяться с обособлением людей на этнические общности. Вероятно, в те времена были и другие «божественные» имена и капища других богов, но часть из них забыта.
5. НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ
Тверская гидронимия говорит с нами на разных языках. В древности водные преграды часто отделяли друг от друга разные племена, а иногда и целые этнокультурные общности. В наших краях граница между общностями проходила по Верхневолжским озерам, Верхней Волге (примерно до Зубцова) и по текущим с юга Вазузе и Осуге. Топонимы западной и восточной частей области до сих пор принципиально отличны друг от друга. Конечно, речь только о древних топонимах, и очевидно, что из этого правила есть исключения. Но это отличие существовало не всегда. В глубокой древности, после отступления ледника, такого разделения, вероятно, не было. Вся нынешняя Тверская область и многие другие земли вплоть до Средней Волги говорили на близких языках, которые можно считать индоевропейскими. Это было, вероятно, в IV - III тысячелетиях до н. э. А примерно во II тысячелетии положение стало меняться. Из Западной Сибири, из-за Урала, из-за Волги на запад начали двигаться племена совершенно иного этнокультурного склада. Эти племена тоже в какой-то мере были близки друг другу языками. Но пожалуй, не так, как жившие здесь до того индоевропейцы. Появившаяся здесь топонимия говорит о давнем разделении этой общности, до сих пор именуемой финно-угорской, на две части - финнов и угров. К примеру, одна из них реку (или воду) называла словами «йога, йока», а вторая говорила иначе - «икса, икша, кша». От первой до нас дошли названия Молога, Пуйга, Осуга, Егна да, пожалуй, и сама Волга. От второй - Каша (Кашинка), Кушалка, Коша, Шоша, Икша. Среди общностей было племя, называвшее реку совсем иначе - «вежи, ведь»: Логовежь, Поведь, Уйвешь. Конечно, не все реки назывались реками, были и ручьи с названиями «оя, ойя» - Оенка, Уверь (оя - верь) и даже Уйвешь (сочетание оя-вежи). Свои имена финно-угры дали Мсте, Мологе, Мелече, Сарагоже, Ламе, Вазузе, Сьеже, Тверце (Твери). Индоевропейцы тоже старались назвать реку рекой (апа, опа, об) - Торопа, Жукопа, Обша, Ипуть. Но и Двина, Пола, Велеса, Межа, Туросна, Ловать, Кунья, Тудовка (Туд) - тоже их названия. Индоевропейцы, когда-то переселившиеся в Европу из Малой Азии, заселили придунайские земли - Паннонию и Норик, а затем по следам отступившего ледника перешли через полукольцо окружавших с севера гор - Альпы, Судеты, Карпаты и двинулись дальше -на север, северо-запад, северо-восток. В последнем направлении они ушли далеко, добрались до Средней Волги. От них здесь осталась археологическая именьковская культура, об этом косвенно свидетельствуют записи арабских географов о русско-татарском племени булгар, не очень похожем на соседей чувашей. В работе «Этногенез чувашей по данным языка» В.Г. Егоров привел два удивительных ряда чувашских имен: Козар, Чуваш. Булгар, Савар и Ильмень, Смерт, Хорс, Яриле. А в записях арабов X века со слов приволжских народов есть и такое: у нас народ смешанный, половина нас - славяне. Известна и пока не очень понятная в этих краях «Пургасова Русь». А южноуральский Аркаим почти все ученые относят тоже к индоевропейцам.
В Западной Сибири климат продолжал резко меняться к худшему. Холода, голод, смерть погнали племена на запад. Уходя от невзгод, в горах Урала они бросали слабых, тонули в болотах и разливах рек. Западная Сибирь как раз в это время превратилась в огромное болото. Уходившие племена искали леса с дичью и зверем, рыбные реки. Скотоводства и земледелия они не знали. Для пропитания им нужны были большие пространства, и всех чужих на своем пути они уничтожали. Индоевропейские названия, а значит, и некоторая часть индоевропейцев сохранились лишь по обочинам движения орд, которые передвигались много веков. Какие-то островки индоевропейцев они обходили. И сейчас топонимисты с удивлением изучают индоевропейские названия рек, а иногда и гор и поселений на Мурмане, на Печоре и даже на западе Твери. Если подумать над названиями озер, предстанет та же картина. На востоке Тверской области - Удомля, Кезадра, Кафтино, Пирос, Кубыча, Молдино, Ульстим, Селигер. А на западе - Стерж, Вселуг, Лучан, Наговье, Бросно, Велисто с Щучьим.
Конечно, сейчас основная масса названий, особенно населенных пунктов, славяно-русские. Но к гидронимам это относится меньше, в основном к малым. Например, озера Бологое (Благое), Наволок, Лукое, Наговье, реки Граничная, Волчина, Березайка, Медведица. А у самых малых рек и озер названия меняются каждые 200 - 300 лет.
Только по этим названиям видно, что восток Тверской области был населен этнической общностью, которая говорила отнюдь не на славяно-русском языке. Общность делилась на несколько племен (или больших родов). Дело в том, что топонимии, например, Удомли, Максатихи или Сандова, с одной стороны, близки по звучанию, а с другой - несколько отличаются. Например, озера в Удомле - Удомля, Кжемля, Катемля (Хотимля), Наволок (вероятно, в более давние времена Гадомля). Рядом в Максатихинском районе есть село Лощемля. Профессор В.А. Огнев из тех мест родом и как-то мне говорил, что еще малышами в ближнем к Лощемле болоте они видели гниющие остовы брошенных лодок. Так что и в этих местах было озеро с названием Лощемля. А у вепсов, которых считают потомками веси, жившей 2 - 3 тысячи лет назад в Удомле, Сандове, Веси Егонской (имея в виду под этими названиями местности, но отнюдь не города и поселки), суффикс «ома, ема» и сейчас является признаком прилагательного. А у других финских народов, например мордвы, да и тех же вепсов слова «ляй, ляйхть, лей, ляйд, ля» означают реку, огромное озеро или просто воду. А начало слова «Удомля» могло звучать раньше как «Хоуд», то есть яма. И тогда это в целом непонятное, но хорошо известное название можно в древнем звучании представить как Хоуд-ом-ля и перевести как «Ямное озеро» или «Озеро-яма». А очень глубокая яма в этом озере действительно есть близ бывшего Лубенкина. Помню малышом в ныне тоже исчезнувшей Слободке с замиранием сердца слушал жуткие рассказы о перевернутых лодках и бесследно пропавших в этой глубокой яме людях. А черный обрыв близ берега нам, малышам, как-то показал кто-то из более взрослых ребят. После этой демонстрации купаться напротив острова Двинова нас уже не тянуло.
Но была здесь и другая племенная общность, располагавшаяся южнее веси. Реки и озера она называла по-другому. В именах озер звучало финское слово «ярви, дярви». Например, озера Кезадра, Шабодро - Теплое озеро, Черное озеро. Слово «река» менялось в разных группах общности, но общее звучание сохранялось - «кша, каша, коша, икша, икса». В Тверской области такие названия сохранились начиная с Каши (Кашине, Кашинки), от чего и пошло название города Кашина, до Коши. К этому названию славяне добавили определения Большая и Малая. Эти реки впадают в Волгу с востока, в Селижаровском районе, куда в древности вышли дьяковцы, позже ставшие мерянами. А реки, впадающие в Волгу с запада, звучат совсем по-другому, на языке фатьяновцев, людей бронзового века - наших очень дальних предков праславян. И можно предполагать, что решающие сражения между разными племенными общностями - индоевропейской и финно-угорской - происходили вдоль Волги. Где-то финно-угры смогли перешагнуть эту «красную черту». Например, Верхневолжские озера по звучанию названий явно делятся на две группы. Селигер - скорее финское имя - «сельге-ярви» - Плотичное озеро или Прозрачное озеро. Волго, пожалуй, тоже финское имя. Видимо, имя взято от Волги. С самой Волгой дело сложнее. Мне представляется, что Волга в нижнем и среднем течении в древности называлась Ра (Рха, Рангха). Подобные названия огромной реки в этом крае приведены у географов древности - Египта и Греции. Интересно, что значение этого слова - река. Подобные слова с тем же значением имеются и в других индоевропейских языках, в частности в санскрите.
А бесчисленные племена, в течение многих веков приходившие из-за Урала и освоившие Среднее Поволжье, а позже и значительную часть нынешнего Тверского края и севернее прошедшие и дальше к Балтике - сумь, емь, квены (нынешние финны), ливы, эсты (тепра, сосола, очела), водь и ижора, северные карелы, а на Волге - мордва, подойдя к огромной реке, а перед этим форсировав множество рек, но не столь огромных, назвали ее Великая река - Вол-йога. Имя это так и сохранилось из-за созвучия с древним русским словом - «волога, влага». А когда русский народ овладел всем ее течением, имя утвердилссь и осталось ее именем. Но слово «Ра» все-таки прошло через тысячелетия и сохранилось у одного поволжского народа - мордвы: Рав, Равляй. Кстати, и у мордвы большая вода так и называется - ляй. Вот сколь причудливы зигзаги топонимики!
Юрий Смирнов, председатель областного краеведческого общества, профессор