На какой бы низкой ступени умственного развития ни находился народ, он обыкновенно не довольствуется той суммой познаний, которая достигнута им путем опыта и наблюдения.
В природе много удивительных неразгаданных и непонятных явлений, относительно которых ум человеческий не может оставаться в неизвестности, пытается так или иначе их объяснить, разгадать.
И вот, не имея определенных твердых познаний положительного характера, народ прибегает к творчеству своей фантазии для объяснения всего непонятного.
В сферу природы, её естественных явлений вводятся новые силы, особые существа, действием которых народ и объясняет по-своему все выходящее из ряда обычных явлений.
Эти существа владеют — каждое какой-нибудь стороной в природе и человеческой жизни; их влияние и воздействие сказывается повсюду — и дома, и в лесу, и в поле.
Так создается народная мифология.
У казанских татар разнообразные народные поверья, гадания и приметы от старинных времен сохраняются до настоящего времени, и, по нашему наблюдению, несколько не в меньшей степени, чем у других народностей, находящихся на одинаковом с ними уровне умственного развития.
Как будто этого не должно бы быть.
Влияние ислама на его последователей настолько сильно, что обыкновенно он подавляет народную фантазию, и можно бы ожидать, что он, регулируя каждый шаг жизни магометанина и представляя всему непонятному свои собственные объяснения, уже успел подавить, уничтожить все продукты творческой фантазии народа.
А между тем у казанских татар мы видим довольно богатую мифологию, можно слышать от них рассказы о разных сверхъестественных баснословных существах, можно наблюдать, что татары придают огромное значение влиянию этих существ, а также гаданиям и приметам.
Все это конечно можно объяснить темнотой парода, который в область религии вносит произведения своей фантазии и с одинаковой доверчивостью относится к тому и другому. И хотя во внешних своих поступках и действиях сообразуется с предписаниями религии, но не может освободиться и от своих суеверий, которыми переполнено его воображение.