В ноябре состоялись две последние в этом году экспедиции "МВ", в ходе которых были сделаны находки ранее не известных науке древних наскальных рисунков. Данные об обнаруженных артефактах были переданы специалистам, которые займутся их описанием и введением в научный оборот. Предположительно это будет сделано весной следующего года. Пока же немного расскажем о своих находках.
Наскальные изображения – замечательные памятники искусства, отражающие мировоззрение древнего человека. Это – ценнейший источник, позволяющий составить представление о путях эволюции первобытного творчества, помогающий проникнуть в духовный мир древних, приблизиться к пониманию их верований, в какой-то мере восстановить мифологию и обряды. Именно поэтому наша рубрика уже не раз обращалась к теме наскальной живописи. Собственные же находки петроглифов (наскальных рисунков) заставляют нас снова и снова возвращаться к этой интересной теме.
Как мы уже сообщали, в октябре экспедиция "МВ" обнаружила неизвестные ранее наскальные рисунки средневекового (примерно IX-X веков) и скифского времени (I тыс. до н.э.) на скальных выходах Кунинского горного узла, находящегося в Усть-Абаканском районе Хакасии. В ноябре мы продолжили экспедиции в этот район, и, как оказалось, не зря.
Вообще-то прежде считалось, что в указанном месте учеными уже все давно осмотрено, находящиеся там петроглифы должным образом скопированы и введены в научный оборот. Но, как выясняется, это так только наполовину.
Специалисты Кемеровского госуниверситета и Государственного Эрмитажа не один год посвятили поиску новых и подробному изучению уже известных ранее писаниц (местонахождения петроглифов) на горах, расположенных в среднем течении Енисея. В том числе и горы Куня (вольный перевод с тюркского наречия звучит как "гора Солнца"). Результат их многолетнего труда уместился в нескольких научных публикациях, нами внимательно изученных. Если кратко изложить самое главное, касающееся горы Солнца и близлежащих к ней безымянных возвышенностей, выходит следующее.
Большинство наскальных рисунков Куни (всего их около 300) относится к тесинскому (финальному) этапу тагарской археологической культуры (конкретно по времени этот период сегодняшней наукой обозначен II веком до н.э. – I веком нашей эры). Здесь же в разное время были открыты несколько наскальных рисунков эпохи бронзы (сама эпоха длилась три тысячи лет – с III по I тыс. до н.э., однако точные датировки рисунков указанной эпохи с горы Солнца не упоминаются ни в одной научной публикации) и средневековья. Близлежащие же к Куне безымянные вершины, входящие в одноименный горный узел (начинающийся на берегу Красноярского водохранилища в районе села Мохово и заканчивающийся в районе села Московское), специалистами по петроглифам практически не изучались. Соответственно, о существующих там наскальных рисунках науке достоверно ничего не известно.
Трудно сказать наверняка, почему кемеровчане и питерцы, изучившие гору Куня, что называется, вдоль и поперек, до сих пор обходили своим вниманием другие высоты одноименного горного узла. Цельной картины уникального мира наскального творчества древних обитателей этих краев у исследователей пока нет. А петроглифы, несмотря на то, что выбиты на камне, – все равно довольно хрупкие памятники, ведь и камень со временем тоже превращается в пыль. Конечно, ученый может найти массу причин своего неведения – и объективных, и субъективных, но факт, увы, остается фактом. И он же является одной из основных причин наших собственных краеведческих экспедиций в этот район, призванных сократить вышеупомянутое неведение.
Конечно, может быть, это может показаться чересчур высокопарно, но так оно на самом деле и есть. Судите сами. Безусловно, не каждый из нас способен самозабвенно карабкаться по зачастую опасным кручам только для того, чтобы найти "какой-то там" древний рисунок. Да и не всякий ученый добровольно полезет по этой же самой причине по скалам, рискуя покалечиться. На высоте бывает всякое, поэтому без соответствующих навыков, опыта и определенной доли хладнокровия лучше этого, поверьте, совсем не делать. Поэтому и в наших вылазках принимают участие только такие участники, которые, несмотря на свою увлеченность ко всему неизведанному, все-таки прекрасно различают грань, за которой кончается экстрим и начинается "крандец". Но такой, скажем, осторожный подход не раз уже приносил удачу в поиске древних артефактов. Повезло и в нашей последней экспедиции.
Точное месторасположение найденных наскальных рисунков мы, разумеется, указывать не будем (зачем давать лишний повод для их уничтожения современным вандалам?). Скажем лишь, что скальные плоскости серо-коричневого и красноватого песчаника, на которых выбиты найденные нами петроглифы, находятся в достаточном удалении от берега Енисея, на высоте порядка 200 метров. Добраться до самих наскальных рисунков весьма непросто: гора в этом месте имеет почти вертикальный уклон в районе подножия, а с вершины попасть на плоскости с рисунками без специального альпинистского оборудования и вовсе невозможно. Тем не менее, нам это удалось.
Обнаруженные на двух плоскостях (каждая от 3 до 4,5 метров) изображения, по оценке наших экспертов-петроглифистов, принадлежат к двум историческим эпохам – эпохе поздней бронзы (конец II тыс. до н.э.) и эпохе развитого железного века (конец I тыс. до н.э.). К первой относятся два изображения быка и коровы. В скифское время рядом с каждым из них был выбит лучник, как бы охотящийся на этих животных. Вторая группа открытых петроглифов по ряду признаков относится к тесинскому времени (II-I века до н.э.). Сюжетная композиция состоит из молящейся человеческой фигуры с воздетыми к небу руками, изображения стрелы без оперения, двух так называемых "тесинских лабиринтов", рисунков трех копытных животных, человека в рогатом головном уборе и нескольких странных символов (один из которых, скорее всего, является подражанием реально существовавшей более 2200 лет тому назад портупейной бронзовой бляхи), самым загадочным из которых, на наш взгляд, является петроглиф в виде буквы "Н" (с находящейся рядом с ним косой полосой). По нашему мнению, по крайней мере, пять или шесть петроглифов из этой композиции могут относиться к неким ритуальным магическим практикам, ныне полностью забытым. Общее количество найденных на двух скальных плоскостях рисунков равно 20. Ввиду того, что добраться до них очень сложно, сохранились эти наскальные рисунки великолепно.
Кто и зачем выбивал их? Гора, на которой находится найденная нами писаница, в древности была обитаема. Под ней располагалось внушительных размеров поселение, существовавшее со времен тагарской археологической культуры. Жители этого поселения более 2000 лет назад построили рукотворный пандус, по которому они поднимались из долины реки Биджа на вершину горы, где, видимо, в то время находилось их святилище. Скорее всего, обнаруженные нами наскальные рисунки как раз к нему и относились. Вполне вероятно и то, что гора эта имела какое-то значение и для более древних племен. И если археологи, которым мы сообщили о своих находках, не только скопируют наскальные рисунки, но еще и проведут тщательную разведку у подножия "писаной" горы, то не исключено, что они обнаружат здесь еще и стоянку эпохи поздней бронзы. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru