Среда, 22.01.2025, 20:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Мифы и реальность » Наша история

Л.И. Альбаум.Живопись Афрасиаба.

Л.И. Альбаум.Живопись Афрасиаба.

Живопись Афрасиаба.

Editor: Я.Г. Гулямов

От ответственного редактора.

Монография посвящается описанию и научной интерпретации сюжетов стенных росписей Афрасиаба, открытых в 1965 г.

Средняя Азия богата памятниками настенной живописи. Замечательные памятники искусства на территории Узбекистана были созданы уже в первобытную эпоху. Рисунки в Зараут-Камаре, относящиеся к периоду мезолита, могут рассматриваться как важный этап в развитии художественного творчества далеких предков народов Средней Азии.

Полихромные росписи на керамических сосудах и стенах жилых домов эпохи неолита и бронзы, богатая сюжетная живопись, украшавшая античные храмы и дворцы периода среднеазиатской античности, свидетельствуют о последовательности развития этого искусства. К стенной живописи обращались адепты и распространители многих религий, бытовавших на территории Средней Азии, — зороастризма, буддизма, манихейства, в ней отразились мотивы культа предков и разнообразие сюжетов героического эпоса. Стенная роспись необыкновенно легко приспосабливалась к духу времени и оказалась исключительно живучей. Открытые археологами памятники Каратепа, Фаязтепа, Дальверзинтепа, Халчаяна, Балалыктепа, Топраккалы, Гяуркалы, Варахши, Уструшаны, Пенджикента, Афрасиаба, Аджинатепа и др. говорят о том, что идеология каждой эпохи широко использовала росписи в пропаганде религиозных учений. Нередко стенным росписям сопутствуют разнообразные скульптурные и барельефные изображения. После арабского завоевания традиция украшения помещений росписями прерывается. Но не надолго. Росписи дворца Караханидов в цитадели Афрасиаба, обнаруженные при раскопках, сюжетные изображения на стенах дворцов и павильонов газневидского времени, о которых сообщает Бей-хаки, стенные росписи XIV в., известные по описаниям в сочинениях историков Тимура, а также богатые росписи в жилых домах и чайханах XIX-XX вв. указывают на живучесть этой традиции.

Наивысшая ступень развития стенной живописи Средней Азии приходится на VI-VIII вв.: росписи поражают размерами, сюжетным богатством, реализмом и богатой цветовой гаммой изображений. Среди памятников этого периода особо выделяются стенные росписи дворца самаркандского ихшида на Афрасиабе, отличающиеся монументальностью, колоритностью больших и малых сюжетных стен, где в ярких красках и с большой пышностью изображено прибытие в Самарканд невесты ихшида Вархумана, приём последним посольств и многие другие сцены. Роспись зала осталась незавершённой. Очевидно, это объясняется внезапно оборвавшимся правлением хозяина дворца, преемники которого не сочли нужным закончить их, или просто не успели продолжить работу во дворце в силу политической ситуации конца VII — начала VIII вв. Судя по содержанию обращения чаганианского государя Туранташа к Вархуману, текст которого сохранился на западной стене, события, изображённые на росписях, происходили при жизни самого Вархумана; можно предположить, что оформление зала относится к последнему периоду его царствования — 90-м годам VII в.

Раскопки на Афрасиабе показали, что существовали и другие дворцы, в которых, безусловно, также были помещения с настенными росписями. Один из них обнаружен северо-восточнее дворца Вархумана рядом с остатками здания, облицованного резным штуком. Здесь при зачистке площадки вскрыты самые нижние части панели большого сырцового здания, где сохранились остатки росписей в красных, чёрных и синих красках. Судя по размерам рисунков, они украшали здание внушительных размеров.

В источниках отмечено, что в Самарканде был храм, где хранили тюркское уложение верховных правителей Согда, которым руководствовались при наказании виновных и решении многих других дел. Маловероятно, что уложение хранилось в главном храме «огнепоклонников», превращённом позднее, после арабского завоевания Самарканда, в соборную мечеть города (остатки этой мечети, обнаруженные недалеко от западного подножия цитадели, раскапываются археологами). Скорее всего такой храм нужно искать рядом с дворцом самаркандского ихшида из тюрков. Им, как утверждают, был Вархуман и его потомки.

В нижнем ярусе дворцового комплекса к юго-западу от зала с росписью сохранились высокие и толстые стены большого помещения (5), очень сильно пострадавшего от пожара. Судя по массе обуглившегося резного дерева, можно заключить, что перекрытия, двери, а возможно и колонны были из дерева, покрытого резьбой. На гладких стенах, покрасневших от действия огня, сохранились следы росписей, но сюжеты их трудно установить. На суфах, расположенных вдоль восточной и южной стен помещения, лежали две деревянные обуглившиеся скульптуры, изображающие женские фигуры. (Подобные скульптуры были найдены при раскопках древнего Пенджикента — объект III, помещение 47). Допустимо предположение, что именно это помещение, примыкавшее с юго-запада ко дворцу ихшида, являлось храмом и что арабы при занятии шахристана Самарканда в 712 г. сожгли его дотла. Уложение могло быть заблаговременно вынесено во время подписания договора о сдаче города. Другие помещения дворцового комплекса Вархумана, в том числе зал со стенными росписями, не пострадали от пожара.

Главным объектом раскопочных и реставрационных работ на Афрасиабе в конце 60-х годов был зал с росписями. После вскрытия последовало интенсивное выступление солей, что угрожало быстрому разрушению красочного слоя стены. Началась работа по консервации росписей с привлечением специалистов различных лабораторий и прежде всего химиков. Одновременно велась работа по фиксации, консервации, а также интерпретации сюжетов росписей с учётом необходимости ознакомления с ними посетителей и дальнейшей их музейной экспозиции. Раскопки этого зала со вскрытием росписей и работы по их консервации и фиксации начались под руководством покойного В.И. Шишкина при активном участии Л.И. Альбаума, который с 1967 г. продолжил эти работы, ему же было поручено написание настоящего исследования.

Сюжеты росписей весьма богаты, почти каждая их деталь может вызвать различную интерпретацию у искусствоведов, историков и этнографов. Л.И. Альбаум предлагает в работе ряд смелых попыток интерпретации росписей прежде всего с позиции археолога; само собой разумеется, что многие из этих попыток не более чем гипотезы. Но то, что изложено в этой книге, безусловно, послужит предметом для плодотворных дискуссий и новых попыток интерпретации публикуемых росписей.

Я.Г. Гулямов

Оглавление.

От ответственного редактора. — 3

Введение. — 5

Раскопки. — 9

Живопись. — 15

Западная стена. — 20

Южная стена. — 40

Послы Восточного Туркестана. — 58

Северная стена. — 60

Восточная стена. — 79

Новая страница в истории среднеазиатской настенной живописи. — 87

Заключение. — 107

Список сокращений. — 109

Указатель собственных имён. — 110

Указатель географических названий. — 111

Оглавление. — 112

Иллюстрации [ I-LVII ]. — 113

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Наша история | Поместил: Ржавый (19.07.2016)
Просмотров: 492 | Теги: памятник, изображения, Сохранение, консервативность, Жизнь, помещения, предки, территория, Россия, интерпол | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Здоровье]
Платная медицинская помощь: что это и как работает (0)
[Вредные привычки]
Лечение наркомании и реабилитация зависимых (0)
[Советы автомобилистам]
Постгарантийное обслуживание Mercedes в Санкт-Петербурге (0)
[Мода и стиль]
Аксессуары для косметических наборов: важный элемент красоты (0)
[Полезные советы]
Доставка цветов в Нижнем Новгороде (0)
[Автоновости]
Навигационный терминал Profi 3.0 от Omnicomm (0)
[Строительство и ремонт]
Технологии стоечно-ригельного остекления (0)
[Полезные советы]
Продажа столов различных моделей (0)
[Кулинарные рецепты]
Индивидуальные заказы бенто-тортов: как создать уникальный десерт в Великом Новгороде (0)
[Футбол]
Спортивные события в мире футбола: анализ команд России (0)
[Бизнес и финансы]
Популярная система управления корпоративной почтой в виде современного почтового сервиса RuPost (0)
[Строительство и ремонт]
Изготовление памятников в Краснодаре (0)
[Советы автомобилистам]
Индивидуальный пошив элементов интерьера микроавтобусов (0)
[Строительство и ремонт]
Ремонт теплонасосного оборудования: особенности и нюансы (0)
[Бизнес и финансы]
Бесплатный хостинг для малого бизнеса: Unlocking Your Digital Potential (0)
[Советы автомобилистам]
Эвакуатор во Всеволожск: надежное решение для вашей безопасности (0)
[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
 


Самые читаемые статьи

Какова биография хоккеиста Александра Овечкина? (0)
Существует ли хороший отдых, не бьющий по карману? (1)
История с Wikileaks стала сюжетом для новой видеоигры (0)
Диета Ирины Чащиной (0)
Алкаголизм (0)
Иглоукалывание (0)
Приспособленцы (0)
Поведение НЛО в полёте (0)
Как ухаживать за велосипедом? (0)
Что такое чирлидинг (cheerleading)? (0)
Мексиканские военные признали факт существования НЛО (0)
Где спрятаны «летающие тарелки» Третьего рейха? (0)
Фабрика летающих тарелок в Антарктике (0)
Как выбрать солнцезащитные очки? (0)
Азбука Световой Сигнализации (1)
Тверская область (0)
Как появились горные лыжи? (0)
Маски ДЛЯ РУК (0)
Диета для мужчин: научный метод (0)
Молодой сад. (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025