Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья — Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья.
Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в.в. ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели.
С. А. Плетнева — археолог, доктор исторических наук, заведующая сектором славяно-русской археологии Института археологии АН РF, автор нескольких монографий по средневековой истории и культуре южных соседей Руси — степных кочевников.
РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Около середины IV века на народы Восточной Европы обрушилось нашествие гуннов. Аммиан Марцеллин, служивший в восточно-римской армии и поэтому хорошо знавший события, которые происходили в то время на восточных окраинах империи, довольно обстоятельно описывает поразившую всех европейцев внешность гуннов.
"Они коренастые, безбородые и безобразные, похожие на скопцов, приросшие к коням". Они настолько сроднились с лошадьми, уходу за которыми уделяют много внимания, что «считают позором ходить пешком». Они воюют только на конях, используют в качестве оружия мечи, лук со стрелами, аркан, постоянно кочуют по разным местам, как будто они «вечные беглецы», ... сокрушают все, что попадается у них на пути».
В 370 году гунны захватили прикаспийские и донские степи, победив кочевавших там алан, «многих перебили и ограбили, остальных присоединили к себе». Затем гунны опустошили Приазовье с Причерноморьем и ворвались в Центральную Европу. Только через несколько десятилетий они смогли стабилизироваться и образовать государство в Паннонии.
В 445 году Повелителем гуннов стал Аттила. Он держал в своей власти не только паннонских гуннов, а также и оставшиеся в Причерноморье племена, ставшие военным резервом для его войск, входивших тогда уже в Западную Европу.