В книге дается анализ мировоззрения великого арабского мыслителя XII в. Ибн-Рушда (известного также под латинизированным именем Аверроэс), чье творчество ознаменовало вершину философской мысли мусульманского средневековья и оказало большое влияние на развитие западноевропейской философии XIII—XVI вв. В «Приложении» — перевод с арабского трактата Ибн-Рушда о соотношении религии и философии.
Когда по инициативе Раймунда, архиепископа толедского, в средневековой Европе приступили к переводу на латынь памятников арабо-мусульманской философии, имена создавших их мыслителей очень часто искажались до неузнаваемости. Так случилось и с именем великого арабского философа Ибн-Рушда: под влиянием древнееврейского, испанского и латинского языков оно преобразовывалось последовательно в Абен-Рошд, Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд, пока не приобрело окончательного вида — Аверроэс. В такой, сохранившей от первоначальной основы лишь одну букву, «латинизированной» форме оно стало фигурировать и в трудах европейских исследователей прошлого века, после того как интерес к творчеству Ибн-Рушда был возрожден работой Э. Ренана «Аверроэс и аверроизм». В западной историко-философской литературе эта традиция продолжается поныне.
Сагадеев Артур Владимирович (1931 года рождения) — кандидат философских наук, сотрудник Института научной информации по общественным наукам АН СССР. Работает в области истории философии стран Востока. Автор ряда статей и переводов с арабского языка.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
Глава I. Арабо-мусульманская философия и творчество Ибн-Рушда 18
1. Философия мусульманского Востока —
2. Интеллектуальный климат мусульманской Испании XII в 28
3. Жизнь и творения Ибн-Рушда 38
Глава II. Учение о превосходстве разума над верой 51
1. В защиту философии —
2. Теологию — в отставку 58
3. Философ и общество: истина и «истина» 62
Глава III. Учение о природе 70
1. О вечности мира —
2. О материи, ее формах и движении 79
3. О причинности и мировом порядке 96
Глава IV. Учение о человеке 111
1. «Вечный разум» в бренной душе —
2. Свобода и необходимость в мире добра и зла Ы124
3. Идеальное государство 132
Ибн-Рушд и аверроизм (Вместо заключения) 143
Приложение. Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией 169