Воскресенье, 27.09.2020, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 635
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Мифы и реальность » Наша история

Деде Коркут - Повесть по мотивам древнетюркского эпоса

Деде Коркут - Повесть по мотивам древнетюркского эпоса

Translator:Э. Везировa,В. Портнов

Содержание:

Size:4,7 Mb

Иллюстрации художника Т.Нариманбекова

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ ИСТОКАХ

В 1815 году немецкий востоковед Диц (1751 -1817) опубликовал в переводе на немецкий язык одно из двенадцати сказаний огузского

героического эпоса "Книга моего деда Коркута", рукопись которого была обнаружена в Национальной библиотеке города Дрездена. Перевод вызвал настоящую сенсацию. Огузский Тепегёз (Темя-глаз), главный персонаж памятника, являл родного брата циклопа Полифема из "Одиссеи" Гомера.

Возникает вопрос: какова связь между древнегреческим мифологическим образом и столь же мифологическим персонажем эпоса огузов, переселившихся из Центральной и Средней Азии на территорию Азербайджана и Малой Азии в XI веке? Для выяснения этого вопроса обратимся сначала к древнегреческому путешественнику и историку Геродоту (V в. до н. э.). После описания иссидонов - одного из многочисленных племен Центральной Азии - он сообщает:

"... А выше его, по рассказам иссидонов, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифоны. Со слов иссидонов повторяют это скифы, а от скифов знаем мы, почему и называем их по-скифски аримаспами. Словом "арима" скифы называют "один", а "спу" на их языке - "глаз".

Территория аримаспов, судя по древним источникам, находилась где-то между Восточным Уралом и Алтаем.

Для нас особенно ценен тот факт, что миф этот бытовал в тех местах, где обитали "аримаспы" Геродота. В самом деле, в XIX веке казахский

этнограф Ч. Ч. Валиханов (1835-1865), а вслед за ним русский востоковед П. В. Остроумов записали в киргизско-казахских степях миф об одноглазых

великанах, сюжет которого в главных чертах совпадает с мифом о Полифеме в "Одиссее", в особенности со сказанием о Тепегезе "Книги моего деда Коркута".

А кто же были огузы? Так именовали себя объединенные тюркоязычные племена, жившие еще в VI - VIII веках на Алтае и в Центральной Азии, а до X века - в Средней Азии и Поволжье. С конца X века по XIII век они проникали в Закавказье, оседали там или вели кочевой образ жизни. С течением времени эти племена составили значительную часть этногенеза вновь образованного народа - азербайджанцев.

Огузы обладали богатым фольклором, в частности эпосом, который из поколения в поколение передавался изустно. На новой родине, в Азербайджане, очевидно в XIII веке, они синтезировали двенадцать народных сказаний о

древних богатырях, мифических персонажах типа упомянутого Тепегеза, наслоили их многими событиями из собственной жизни уже на территории Закавказья и Малой Азии, создав таким образом великолепный по языку и стилю

эпический памятник - "Книгу моего деда Коркута", дошедший до нас в рукописи XVI века.

Огузские сказания, включенные в упомянутый памятник, разнотипны и не связаны между собой ни темой, ни сюжетом. Общими для них являются лишь

имена героев и персонажей, а главное - образ древнетюркского старца, певца подвигов огузских богатырей Деде[1] Коркута.

Являясь эпической историей народа, сказания памятника в первую очередь ярко выражают межплеменную сплоченность перед опасностью нападения врагов.

Многие из них насыщены бытовыми и этническими деталями.

Красочно описаны в памятнике всевозможные приключения огузских богатырей, свадебные обряды, единоборство героев с силами зла.

В сказаниях отражены и социально-нравственные черты огузов,родоплеменные связи и узы дружбы в семье.

Только в одном, двенадцатом, сказании говорится о разногласиях и распре среди огузов. Весьма вероятно, что это сказание складывалось в период борьбы между огузскими беками за власть.

* * *

По мотивам "Книги моего деда Коркута" азербайджанский писатель Анар создал повесть, которая предлагается вниманию читателей. Свою повесть Анар назвал "Деде Коркут". Он построил ее так, что в ней освещены почти все сюжеты, сюжетные линии, эпизоды и даже отдельные мотивы памятника далекой старины. В то же время повесть - оригинальное произведение. В ней очень

рельефно подчеркнуто все то положительное, чем жило огузское общество и что увековечено сказителями. Основной пафос повести Анара - это стремление огузов жить в мире и согласии как между собой, так и с соседями.

Анар проявил большое умение, создав композиционно целостное произведение из разносюжетных сказаний первоисточника. Фактически он синтезировал эпическую историю огузов, художественно переосмыслив все то, что происходило с ними, чем они жили, какими идеалами руководствовались.

События повести развиваются в совершенно ином плане, чем в "Книге моего деда Коркута". Автор начинает свое повествование с междоусобиц давно минувших дней, когда огузские беки уничтожали друг друга, а погибая, оборачивались грудой камней. Это очень удачный ракурс, напоминающий нам памятники - надгробные камни и каменные фигуры (балбалы), воздвигнутые над

могилами древнетюркских, в том числе древнеогузских богатырей. Ими богаты просторы Сибири и Енисейской поймы.

Этот своего рода эпиграф, вмонтированный писателем в ткань эпических сказаний, во многом разъясняет, почему огузские племена покинули свою родину и пустились в бесконечные дали, пока не добрались до кавказских гор и малоазийских степей, принося с собой и передавая из уст в уста песни о подвигах и поражениях своих далеких предков.

Новаторством писателя является и то, что он ввел в повесть известную легенду о бегстве Деде Коркута от смерти. Этой легенды нет в огузском

памятнике, но она очень популярна среди тюркоязычных народов. Мотив бегства проходит сквозь всю повесть, делая тем самым Деде Коркута свидетелем всех событий, которые и побудили его сложить и спеть свои сказания.

В повести значительно переосмыслен миф об одноглазом. Он превращен в увлекательный рассказ о грабителях караванов. В эпическом плане выдержано описание борьбы этого чудища с одним из самых обаятельных героев памятника - Бейракем, победившим одноглазого великана и освободившим купцов из плена.

Повесть Анара написана в стиле эпических произведений. То романтично-лирические, то сурово-эпические, то фантастические,

увлекательные сюжетные линии, занимательные сцены и эпизоды делают ее привлекательной не только для юношества, которому она адресована, но и для любителей художественного слова вообще.

Доктор филологических наук

X. Короглы

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Наша история | Поместил: Виктор (25.07.2016)
Просмотров: 772 | Теги: книга, памятникам, дед, центр, богатырь, производитель, мифы, эпизоды, Россия, восток | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Это интересно]
Популярные сорта пива и правильные закуски к ним (0)
[Бизнес и финансы]
Для покупки вакуумной техники и соответствующего оборудования обращайтесь на сайт интернет-магазина Blowerindastrial.Ru (0)
[Бизнес и финансы]
Плюсы жилищной кооперации с ЖК БестВей (0)
[Бизнес и финансы]
SEO оптимизация сайта – верный шаг в ТОП поисковой выдачи (0)
[Товары для дома]
Игровые наушники (0)
[Советы для мужчин]
Мужской массаж - отличный способ поправить здоровье и получить эмоциональное удовлетворение (0)
[Отдых за границей]
Чехия - События (0)
[Отдых за границей]
Самуи (0)
[Отдых за границей]
Зима продолжается! Где отдохнуть? (0)
[Отдых за границей]
Новые правила пребывания иностранцев в Турции (0)
[Отдых за границей]
Достопримечательности Германии (0)
[Отдых за границей]
За вкусовыми впечатлениями в Чехию (0)
[Отдых за границей]
Египет - Хургада Hilton Hurghada Plaza (5*) (0)
[Отдых за границей]
Новые спа-бренды в отелях Starwood (0)
[Отдых за границей]
Производители виски пьют за активных туристов (0)
[Отдых за границей]
Морокко (0)
[Отдых за границей]
Трасалис - отель в Тракае (0)
[Отдых за границей]
Отзывы об Отдыхе с детьми в Болгарии. Латур (0)
[Отдых за границей]
Горящие туры в Венгрию (0)
[Отдых за границей]
Туры в Узбекистан (0)
 


Самые читаемые статьи

Audi A6 Avant 1.9 TDI (0)
Кислый помощник (0)
Английский автомобиль будет развивать cкорость 1610 километров в час (0)
Разновидности пришельцев (0)
Daewoo 0.8 AT (0)
Дорожные чеки: удобство и экономия (0)
Какие существуют классы парапланов? (0)
Сны про Апсны (0)
Маска "Доброе утро" (0)
Daewoo Nexia 1.5 (0)
Словарь автомобильных терминов и сокращений (0)
"Молочная диета" от живота (1)
Над Ижевском появлялись инопланетяне (0)
Почти идеал (0)
ИЗМОЧАЛИМСЯ ПО ПОЛНОЙ (0)
Накарякивать беду (0)
ВАЗ 21723 1.6i (0)
Полетели (4)
Трансферная лихорадка. День за днем (0)
Ячмень на глазу (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2020