Людмила Скаковская, доктор филологических наук, профессор. Читает лекции по актуальным проблемам современной литературы в Тверском государственном университете, Велико-Тырновском университете (Болгария), университете города Лодзь (Польша). Имеет более 250 научных и публицистических работ, из них пять монографий. Область интересов — фольклор и славянские литературы, изучение русского языка как иностранного. Более десяти лет является инициатором проектов по пропаганде ценностей русского языка, а с 2007 года — руководителем некоммерческой организации «Тверской центр русского языка и культуры». Скаковская — один из организаторов Дней славянской письменности в Твери. Под ее руководством осуществлена защита пяти диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук, обучаются в докторантуре и аспирантуре пять человек, в качестве соискателей — семь человек.
Сбор информации
Студенты. Сознание студента, чего греха таить, устроено так, что педагог для него — противоположная сторона, то есть не тот, кто преследует те же, что и он, интересы. Следовательно, противник, соперник. У «препода» нет цели получить знания, он должен их дать, иногда заставив, а значит, приложив к этому силу. Учитель не заинтересован в том, чтобы отмучиться сорок минут, а то и уделить их другому занятию, прогуляв. И вовсе не он трясется перед каждым экзаменом, рискуя вылететь из вуза.
Конечно, это очень общая картина, в реальности отношения учителей и учеников куда более теплые, но удается это все-таки избранным педагогам. Догадались, что, раз уж я пишу здесь об этом, Людмила Скаковская как раз из их числа? Подтверждение тому нашлось быстро. Собирая мнения о ней студентов ТвГУ, я успевала только задать вопрос: «Ребят, вы учились у Скаковской?» Ответ говорил сам за себя: «Ооо! Она классная!» Притом что учились у Людмилы Николаевны, как потом выяснилось, не все. Ее просто судят по делам. Чтобы составить мнение о моей будущей собеседнице, я задала студентам простые, но характеризующие преподавателя вопросы.
1. Что для вас семинар/лекция Скаковской? Из предложенных вариантов: «жду, когда кончится», «пролетает незаметно», «занимаюсь своими делами», «были бы дополнительные занятия, пошел бы» — большинство сошлись на последнем.
2. Пригождаются ли в дальнейшем полученные знания? Также большая часть утвердительно закивала головой. Правда, объяснить, как именно им помогает в жизни знание актуальных проблем современной литературы, они не смогли, но хором утверждали, что общей образованности и более тонкому мировоззрению способствует.
3. Чувство юмора, строгость и сложность при сдаче предмета на экзамене студенты оценили соответственно в 5,3 и 4 баллов по пятибалльной шкале.
4. На провокационный вопрос «Пожалели бы вы, если Скаковская ушла бы из университета?» все дружно ответили «да!», в числе прочего потому, что считают преподавателя матерью всех творческих людей факультета.
Сотоварищи. Еще один «засланный казачок» — Наталья, секретарь Скаковской. Пока в приемной я дожидалась своей героини, Наталья представила мне взгляд, так сказать, изнутри — как работается рядом с Людмилой Николаевной.
— Она замечательный человек, это без преувеличения, — говорит Наталья. — С ней очень легко общаться, она всегда с удовольствием идет на контакт. Да вы это сейчас сами поймете! В любой конфликтной ситуации она старается найти равновесие, к студентам доброжелательна и, главное, открыта для их инициативы. Она и сама является инициатором множества идей, которые практически все успешно воплощаются. Мы иногда общаемся с Людмилой Николаевной вне стен университета, не так часто, правда, как хотелось бы, но могу сказать, что разницы между Скаковской-преподавателем и просто человеком нет никакой — в пользу человека, естественно.
Разговор
И вот я имею возможность хотя бы отчасти проверить: правда ли то, что мне наговорили мои респонденты о профессоре Скаковской? На самом деле — ни намека на натянутость даже в первые, традиционно неловкие минуты общения. Людмила Николаевна представилась мне весьма интеллигентной, немного экспрессивной особой, энергии которой, судя по всему, хватает на весь диапазон ее деятельности. А еще я углядела в ней тот интерес к своей работе, который бывает, когда человек только начинает свой профессиональный путь: ему еще многое неизвестно и он полон желания открывать для себя этот мир. А между тем научно-преподавательский стаж моей героини составляет четверть века.
— Современная литература, культура речи и все, что с этим связано, — моя любимая тема, — говорит Людмила Николаевна. — Я много говорю о катастрофе, которая настигла русский язык. И как ни страшно, это касается уже не только специфической интернет-речи, но и бытовой, и, кстати, средств массовой информации тоже.
— Вот я и робею, — говорю. — Боюсь опозориться, ляпнуть что-нибудь не то сейчас или потом, когда буду излагать наш с вами разговор в письменной форме.
— Да ну, бросьте! Все же это у вас не имеет катастрофической формы, а от банальной бытовой неграмотности никто не застрахован.
— Кстати, что меня заинтересовало, когда читала ваши статьи в защиту чистоты русского языка, так это судьба мата. Ведь русский народ матерится испокон веков. К тому же ругаться люди никогда не перестанут. Если матом нельзя — как тогда можно?
- Ну, во-первых, матерные слова не всегда несли тот посыл, какой им присваивается теперь. Они не носили оскорбительный характер. И потом, почитайте классиков — какими бы скандальными ни были сцены, описываемые в произведении, вы не найдете ни одного матерка. Как-то же им это удавалось? А теперь книги пестрят непристойными ругательствами, и, как правило, именно они пользуются спросом.
— Но вы преподаете эту современную литературу.
— Да, и мы на занятиях изучаем все, вплоть до любовных романов. Эти книги есть, их надо знать, чтобы судить о них.
— Как у старожила Твери, хочу поинтересоваться у вас: какие места вы рекомендуете показать гостям нашего города?
— Если не говорить о простой прогулке по набережным, по нашим главным «гостевым» улицам — Трехсвятской, Радищева, Советской, то обязательным к посещению рекомендую краеведческий музей. Такой музей вообще нужно посещать в любом городе, где приходится бывать.
Вывод
«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно», — говаривал Алексей Толстой. Вполне себе верное утверждение. Редкий человек, имея о своей жизни четкое представление и знающий, для чего он придуман, отличается несвязной речью. Грамотное изложение своих мыслей говорит и о самодостаточности человека. А это означает его ценность для окружающих. Ценность — процветание всего общества. А процветание, в свою очередь, мир во всем мире, черт побери! Моя сегодняшняя героиня не в последнюю очередь приложила руку к «размножению» этих самодостаточных индивидуумов, от которых зависит наше будущее — ни больше ни меньше. Вот к такому оптимистичному выводу пришла я после беседы с профессором филологии Людмилой Скаковской.