Снимать кинофантастику в России для зрителя, избалованного Голливудом, дело неблагодарное. Да и хорошо забытое. Вспомнили о нем в последние несколько лет, когда в кинотеатрах и телевизорах прочно обосновалась фантастика зарубежная, от шедевров до откровенного мусора.
В этих условиях совсем непросто что-то создать почти с нуля, на своем материале и при этом конкурентоспособное. Честно говоря, попытки впечатляли не очень. Если картинку у нас и научились делать на неплохом уровне, то содержание откровенно огорчало. Конечно, это мои личные впечатления, но всё же «Дозоры» и «Волкодава» экранизациями назвать нельзя – очень уж далеки они от исходных книг.
Поэтому от экранизации «Обитаемого острова» братьев Стругацких я тоже не ожидала ничего хорошего. Фотографии со съемок выглядели не слишком обнадеживающе.
Но получилось гораздо лучше ожидаемого. И очень своевременно. Книга, написанная сорок лет назад, оказалась неожиданно злободневной. Невольно задумываешься: откуда братья-фантасты обо всем этом знали? Хотя, конечно, ничего удивительного в этом нет – история циклична и учит только тому, что ничему не учит. Удивительно, что в наше время этот фильм смог выйти на экран. Как будто успел проскользнуть в закрывающуюся дверь.
За последние годы столько споров и диаметрально противоположных мнений, от восторга до отвращения, вызвал только один фильм – «Властелин колец» Питера Джексона. Тоже экранизация культовой книги. И претензии похожи, хоть, безусловно, это далеко не одно и то же. Но лично для меня одно сходство нашлось. Оба фильма подарили мне ощущение первого прикосновения к книгам, по которым они сняты. А это значит, что удалось передать самое главное – их дух.
Глупо придираться к тому, что, дескать, у авторов главный герой – брюнет, а в фильме – блондин. Зато нужный эффект достигнут на все сто – молодой землянин выделяется среди местной серой толпы, как ухоженный доверчивый щенок золотистого ретривера на городской свалке. Так и должно быть.
По сути, это потомок Алисы Селезневой и Электроника. Думаю, не только мне он напоминает героев нашего детства. Вспомните, они тоже были пришельцами среди обычных людей, такие же, но только лучше, умнее, сильнее и порядочнее. И так же плохо разбирались в реалиях окружающего мира. Но зато быстро находили настоящих друзей.
И Максим такой же – супермен по нашим меркам и совершенно обычный и даже не самый лучший представитель Земли XXIII века. Времени, когда возможности человека будут раскрываться и реализовываться полностью, когда главной ценностью станет любимое дело, а все люди будут здоровыми и красивыми. Когда космические корабли будут доверять подросткам, ищущим приключений, не задаваясь вопросом, сколько это будет стоить.
Конечно, эта сказка – для взрослых, и здесь всё намного жестче. Но разве это главное? Да, мы любим Человека-Паука и людей Х, но соскучились по своим героям. И есть шанс, что они у нас появятся снова. По крайней мере, эта попытка может быть удачной. Не зря в начале фильма в корабле Максима висит на стенке портрет Гагарина, намекая на преемственность поколений.
Да и весь фильм растет именно оттуда, из нашей старой доброй кинофантастики, как бы ни обвиняли Бондарчука, что он откровенно копирует эпизоды голливудских фильмов. Не случайно после премьеры первой части на торрент-трекерах неожиданно возрос спрос на наших «Отроков во Вселенной» и «Через тернии к звездам». По моим наблюдениям, именно те, кто помнит и любит старые фильмы, хорошо приняли новый.
И еще. Каждый фильм, книга, картина и любое другое произведение – это, в конечном счете, зеркало. И то, что мы в нем видим, говорит не только о творце, но и о нас многое. И если мы видим в человеке, который постоянно улыбается, не открытость и дружелюбие, а идиотизм, в красивой гармоничной внешности – намек на нетрадиционную ориентацию и гламур, а в светлых волосах – отсутствие ума, то кто же тогда мы сами, дорогие жители планеты Саракш? Это не герой не такой – это мы сами не такие, раз у нас восприятие такое кривое.
Гламур в фильме, правда, есть, и он безжалостно высмеян режиссером в образе Прокурора, которого сыграл он сам. Как говорится, почувствуйте разницу. Как хорошо, что в мире Полдня от всего этого не останется следа. А этот мир всё-таки когда-нибудь станет реальностью. Как-нибудь иначе, чем думалось раньше, но станет. Я теперь в это снова верю. И чуть больше, чем раньше, верю в то, что наш кинемато-граф очухается и снова станет востребованным и любимым.