В далеком 1978 году в районе села Подсинее произошло страшное ДТП. Автомобиль и мотоцикл не смогли разъехаться на виадуке, расположенном в районе дач "Орбита". Как позже выяснилось, мужчина, находившийся за рулем машины, вместо того, чтобы следить за трассой, целовался с любовницей. Любвеобильная парочка отделалась легким испугом. Ехавшие на мотоцикле дачники в тот июльский день так и не добрались до своего участка.
А почему я?
Вспоминать эту историю даже сегодня Нина Буганова, которая в тот роковой день вместе с мужем и двумя дочками отправилась на мотоцикле на свой участок, без волнения и дрожи в голосе не может. Впрочем, ее понять можно — уже более трех десятилетий она плохо ходит, мучается от постоянных болей и не по своей вине "любуется" на обезображенную ногу. Однако, несмотря на это, она осталась добрым, скромным, неравнодушным и отзывчивым человеком. Когда Нина узнала, что именно про нее в местном обществе инвалидов "ШАНСУ" посоветовали написать, она была крайне удивлена.
– Интересно, а почему именно я? Да, вам правильно сказали, я староста в хоре "Родники", – смеясь, отвечала она по телефону на вопросы корреспондента. – Веселая и жизнерадостная? Да, это про меня. Ну что ж, приходите ко мне в гости, попьем чаю, расскажу вам про свое житье-бытье. Может, и правда мой жизненный опыт и поможет кому-нибудь, даст надежду, второе дыхание...
Непридуманная
история
– Здравствуйте, проходите. Я вас жду, – улыбаясь, встретила меня Нина Николаевна.
Опираясь на трость и немного прихрамывая, она провела меня на кухню — место, где разговоры становятся душевнее и интереснее.
– У нас сейчас ремонт идет, вы уж не пугайтесь. Внучка осенью в первый класс идет, вот мы и решили с мужем приготовить ей "рабочий кабинет". А я так волновалась перед вашим приходом. Все думала, о чем же вам рассказать? Вот даже фотоальбомы достала...
Впрочем, Нина Буганова переживала зря. Каждый период ее жизни — уникальный. Про нее не то, что статью, книгу написать можно.
А если ближе к делу – родом наша героиня из Новосибирской области. Отец — литейщик, мать – швея. Родила она Нину после того, как потеряла ногу. Оттого с самого раннего детства девчушка росла особенной.
– Я никогда не видела, чтобы мама плакала, жалела себя, жаловалась на судьбу. Этим я на нее похожа, – призналась Нина Николаевна. – Чтобы как-то помочь родителям, в 15 лет я пошла работать парикмахером. Спустя какое-то время вышла замуж за Анатолия. Хотите, расскажу нашу историю любви? Так вот, когда мы с ним познакомились, мне было 11, ему 13 лет. Всегда считала его своим старшим братом. Всеми девичьими тайнами с ним делилась. В 19 лет Толю не взяли в армию. После этого он приехал ко мне и говорит: "Выходи за меня замуж! Я еду на машине и вижу тебя... а дорога? Я же могу погибнуть. А как с этим ты будешь жить?". Я, если честно, была шокирована. Как замуж? Ведь несколько дней назад мы с ним выбирали одеколон моему парню-студенту. Я даже подумала, что он хам, раз предлагает мне такое. На раздумья дал срок три дня. За это время я перебрала всех своих знакомых и поняла: он самый лучший. Но мне так было жалко расставаться с другом, братом. Кстати, 3 декабря 2011 года было 45 лет, как мы женаты. Когда мне исполнилось 18 лет (у нас на руках уже была маленькая дочка), нас наконец-то официально расписали.
В Абакан
Денег молодой семье на жизнь катастрофически не хватало. Да и заработать их в Новосибирской области было негде.
– Однажды на похороны тетушки приехала мамина сестра из Абакана, – вспоминает Нина Буганова. – Она и рассказала, что в столице Хакасии было наводнение. Нужны шофера для того, чтобы строить дамбу. Обещали зарплату — 120 рублей. Для сравнения, в деревне мы могли заработать только 32. Как говорит сегодняшняя молодежь, нам сорвало крышу от этой суммы. Когда начали узнавать подробности, выяснилось, что платят водителям 170 рублей. После этого мы, даже не раздумывая, отправились в Хакасию. Приехали сюда с единственной целью — получить квартиру и вернуться в Новосибирск. Поселились в общежитии. Всю зиму я плакала, скучала по родине. Вскоре нам сказали, что если будем работать вдвоем, квартиру получим в течение трех лет. И я устроилась на работу штукатуром-маляром. Через какое-то время я поняла, что влюбилась в хакасскую землю и никуда отсюда уезжать не хочу.
Судьба?
– Может, это судьба, может, еще что-то, но так случилось, что моя мама на восьмом месяце беременности мной тоже стала инвалидом, – еле сдерживая подступающие слезы, вспоминала Нина Николаевна. – Они с отцом переходили из одного вагона поезда в другой, и ей зажало пятку. Месяц она провела в больнице. Позже началась гангрена. Вскоре ей ампутировали ногу. А через неделю в Новосибирске мама родила меня, старшего ребенка в семье. Поэтому первая мысль, пришедшая мне в голову после того, как поняла, что с нами случилось, – я повторяю судьбу мамы: она в 30 лет стала инвалидом, а я в 28. Тогда же я увидела приближающуюся птицу. Кстати, помните, в "Войне и мире" Толстого описывается точно такая же картина? Потом услышала голос поющей птицы и журчание речки. Я подумала: где же я? Так хорошо, словно в раю... Чуть позже я села и обомлела: у меня оказалась оторвана нога, стопу завернуло на уровне колена. Куски розовенького мяса валялись всюду, и всюду была кровь. Тогда я зареклась: если все в моей семье останутся живы, я никогда впредь не скажу "ох".
К счастью, все остались живы. Спустя несколько минут Нина Николаевна услышала, как плачут дети и ругается муж.
– Все в жизни у меня складывается хорошо, – улыбнувшись и смахнув платочком слезы, сказала женщина. – Семь сантиметров ноги осталось на дороге. Несколько месяцев я провела в больнице. Молодые хакасские врачи смогли сохранить мне голень. Да, она некрасивая. Да, она болит. Но она своя. Кстати, я ездила в ту же клинику, где моей маме делали реампутацию. Несколько профессоров меня осмотрели, изучили историю болезни и заключили: операция, которую провели в Абакане молодые врачи, была сделана уникально. Ничего подобного раньше никогда не делалось и даже не было описано в медицинской литературе. Моему доктору рекомендовали писать диссертацию. Но он, к сожалению, умер, так ее и не закончив.
Инвалидность —
не помеха
Нина Буганова — с 2003 года инвалид второй группы. Через четыре года после случившегося на дороге в их семье родился третий ребенок — долгожданный мальчик.
– Программу минимум мы выполнили, – весело говорит Нина Николаевна. – Так счастливы! Сейчас уже у нас три внука есть. Конечно, тогда поднять троих детей было тяжело. Да и мое Здоровье нередко подводило. Но, несмотря на это, сидеть на месте я не могла. Какое-то время работала библиотекарем, заведующей общежитием. Окончила с красным дипломом агрономический факультет в Шушенском. Я была сильная, молодая женщина. Оттого старалась не мириться со своим недугом. Когда сильно болит нога — хожу с палочкой. В другое время я к ней даже не притрагиваюсь. Хотя в последнее время это бывает очень редко... Совсем забыла, я же заварила чай! Натуральный, с дачи. А вот и гордость наша – внученька Маша с дедушкой пришла. Знакомьтесь. Она в два года и семь месяцев начала играть на пианино. Сейчас уже учится в музыкальной школе. Ты нам сыграешь сегодня что-нибудь?
Несмотря на болезнь, женщина отдается труду полностью. На маленькой даче Бугановых растут не только десятки сортов роз и других цветов, но и виноград, ежевика, царский боярышник, груши, абрикосы, яблоки, орешник, сакура... Впрочем, это лишь малая часть того, что удалось вырастить и сохранить.
– Я признательна всем врачам, которые помогали и помогают мне. Именно благодаря им, я сейчас могу заниматься любимыми делами, играть с внуками, угощать всякой вкуснятиной детей. Сегодня люди много ругают докторов. Никогда не понимала этого. Я даже слова плохого о них сказать не могу, хотя уже большую часть жизни общаюсь с ними, – с волнением в голосе рассказывает Нина Николаевна. – Вот слышите, внученька играет. Она, несмотря на свои шесть лет, исполняет программу второго класса, успевает писать музыку и изучать иностранные языки. Мы с ней любим готовить, мастерить поделки из соломы. А еще ночью, когда все ложатся спать, я пишу стихи. Пусть они и небольшие, но очень ценные для нас.
Сборник из своих творений Нина Буганова издавать не собирается. Их она "публикует" на обратной стороне фотоснимков. Смешные и не очень, простые и философские, они поясняют или дополняют то, что изображено на фотографии.
– Главное, что бы в вашей жизни ни случилось, – никогда нельзя отчаиваться и опускать голову, – напоследок сказала мне женщина. – К примеру, у нас в хоре "Родники" не принято жаловаться на свои болячки, несчастья. Важно быть счастливым в любой ситуации, тогда все будет хорошо. А еще нужно, чтобы в жизни был такой человек, на которого можно положиться, который поддержит и подаст руку помощи, несмотря ни на что.