На съемках культовой комедии чуть не погибла жена управдома...
В старинном русском городе Ростове-Ярославском группа иностранных туристов осматривала древний Кремль. Вдруг мимо промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Туристы, конечно, ехали за «рашен экзотик», но не до такой же степени... Были в группе и элегантные старики из бывших белогвардейцев – приехали взглянуть на Родину. По-русски понимали, и поэтому, когда всклокоченный стрелец заорал: «Живьем брать демонов!», один старичок схватился за сердце и прошептал: «Боже, неужели опять революция?!»
Это были всего лишь съемки последнего по-настоящему гомерически смешного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Танцуют все!
Еще после «Кавказской пленницы» Гайдай решил поставить серьезный фильм и замахнулся на «Бег» Булгакова, но из рамок комедии его не выпустило Госкино.
В начале 70-х годов он вновь вернулся к Булгакову, на сей раз выбрав смешную пьесу «Иван Васильевич».
Сатиру писателя Гайдай и Владлен Бахнов переделали в эксцентрическую комедию, почти полностью переписав. Настолько, что до сих пор среди кинозавистников Гайдая ходит байка о том, как была возмущена фильмом вдова Булгакова Елена Сергеевна. Однако знаменитая Маргарита скончалась до выхода картины на экран.
Гайдай внес временные поправки, перенеся действие из 30-х в 70-е годы. «Иван Васильевич...», пожалуй, более других творений автора напичкан смешными фразами и деталями, понятными любому «гомо советикус». От икры заморской – баклажанной – до колокольного звона, в котором слух улавливает позывные «Маяка».
Актеры снимались, веселясь, как на детском утреннике. Два серьезных актера театра им. Вахтангова орали друг на друга: «Смерд!» – «От смерда слышу!» После этого уже Гайдай кричал: «Стоп!», потому что Юрий Яковлев и Владимир Этуш, говоря театральным языком, «кололись» – начинали смеяться.
Этуша Гайдай утвердил на роль стоматолога Шпака сразу – после Саахова и инженера Брунса это был его актер.
Из своей команды взял Александра Демьяненко. Шурик постарел, из студентов перешел в инженеры и приобрел фамилию Тимофеев. Его подружка по сдаче экзаменов в «Операции «Ы» стала женой. Когда-то Гайдай, приглашая юную Наталью Селезневу на роль хорошей девочки Лиды, сказал: «Вам надо будет снять платье в кадре». Девушка от смущения заплакала, и режиссер схитрил: «Понятно, у вас фигура плохая, я вижу». – «У меня плохая фигура?» – закричала Селезнева и рывком стащила с себя платье. В новом фильме ей раздеваться не пришлось, чему она очень обрадовалась. Выйдя замуж за актера и режиссера В. Андреева, Селезнева вот уже 35 лет являет собой образец примерной жены. «В отличие от Шурика, моему Андрееву повезло, – смеется актриса. – Хотя я с шести лет снимаюсь в кино, но вышла из ортодоксальной семьи, интрижки меня никогда не интересовали».
Но как правдоподобна ее Зиночка: «Три раза я разводилась – никогда так не волновалась». На вопрос, какая Зиночка ей по душе: шикарная кинодива из сна или верная жена, Селезнева ответила: «Та, которая возвращается к мужу. Я специально попросила Гайдая, чтобы у меня были очки и никакой косметики. Скромная и верная». И совсем не по делу актриса добавила факт личной биографии. Оказывается, ее бабушка наполовину немка, наполовину латышка и жила в Латвии.
Из своей команды режиссер взял также: Савелия Крамарова (дьяк Феофан), Сергея Филиппова (посол шведский), Наталью Крачковскую (Ульяна Андреевна, жена Бунша), Михаила Пуговкина (режиссер Якин), В. Уральского (милиционер), Э. Бредуна (спекулянт в магазине), Е. Моргунова (врач). Композитор Александр Зацепин, писавший шлягеры к суперфильмам Гайдая, и здесь не подкачал. Три его песни на стихи Л. Дербенева звучат в фильме: «Звенит январская вьюга», «Маруся молчит и слезы льет» и «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». Последнюю, как и забойное танго Бендера «Где среди пампасов...», спел никогда не снимавшийся у Гайдая В. Золотухин.
И тебя вылечат
Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминает с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала». Но муки с париком оказались ерундой перед тем, что пережила актриса, когда снимался другой эпизод. Жена Бунши замечает на соседнем балконе царя и, спутав его с мужем, начинает ругаться и перелезает с балкона на балкон. Крачковская, безумно боясь высоты, отказалась исполнять трюк. И Гайдай солгал, сказал, что внизу будет специальная люлька с людьми, которые подстрахуют. Но люльки не было – режиссер надеялся, что, боясь высоты, актриса не посмотрит вниз. Она посмотрела, уже перелезая через перила. Не обнаружив люльки и испугавшись, разжала пальцы. Трагедии не случилось благодаря быстрой реакции оператора – он ухватил Наталью за майку. Кошмарный эпизод с перелезанием в картину не вошел.
С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются...»
Сергей Филиппов Гайдая боготворил. Именно этот режиссер подарил комику единственную в его жизни большую роль – Кисы Воробьянинова. И когда! В трудные для Филиппова времена, после перенесенной операции опухоли мозга. Сделав операцию, врачи удалили черепную кость. На ее месте сделали «пленку», прикрывая которую актер стал, не снимая, носить берет. А Гайдай отныне звал его во все свои фильмы. Для речи посла Леонид Иович сам писал текст, оттого он так нелеп и смешон.
На войне, с которой Гайдай вернулся инвалидом, он был разведчиком, брал «языков». Просто однажды командир построил новобранцев: «Нужны разведчики со знанием немецкого. Кто знает – шаг вперед». И Леонид вышел. А знал он всего «хенде хох», да еще несколько слов. Также изъясняется и его лжецарь Бунша: «Гитлер капут!» В сценарии, правда, он восклицал: «Мир и дружба!» Не разрешили. Изъяли и фразу в эпизоде «трапеза», когда Бунша спрашивает: «За чей счет банкет? Кто оплачивает это изобилие?» И получает ответ: «Народ, ваше величество».
Очень приятно, царь
Ивана Грозного и Буншу играть должен был Никулин. Официальная причина его отказа – гастроли цирка, на самом деле актер не захотел сниматься в «фильме на полку». Пригласили новых для Гайдая актеров – Е. Лебедева и Ю. Яковлева. Первого испугался режиссер – слишком серьезен был его Грозный – эйзенштейновского плана. Юрий Яковлев тоже намучился, борясь в себе с острым профилем царя – Черкасова. «При этом нельзя было забывать, что в комедии Булгакова Иван Четвертый все же царь, а не клоун, – рассказывает Яковлев. – Даже в нелепейших ситуациях следует сохранять внутреннюю величавость».
На роль вора Жоржа Милославского было две кандидатуры –
А. Миронов и Леонид Куравлев. Режиссер выбрал новичка в своей команде – Куравлева.
Новичками были: звезда фильма «Три плюс два» Наталья Кустинская (пассия Якина), А. Подшивалов (лейтенант милиции),
Н. Гурзо (медсестра).
Царицу Марфу Васильевну сыграла Нина Маслова (отбила роль у Н. Гундаревой). Одновременно актриса играла Коровянскую в «Большой перемене».
Съемки двух картин пересеклись интересным образом.
В Москве в одном павильоне выстроили комплекс из 16 современных объектов и шесть «палат Грозного». Так вот, лестничную площадку в доме Шурика и Шпака использовал режиссер А. Коренев для «Большой перемены».
Нина Маслова, впоследствии сыгравшая женщину-мечту Афони в фильме Данелии, и в жизни пользовалась мужским вниманием. Бывало, и страдала от любви. В «Иване Васильевиче...» царица все время в пол смотрит не от скромности, просто актриса пришла на съемку с огромным фингалом под глазом. Постарался второй муж, руководитель оркестра.
Случались на съемках и ЧП. Директор фильма А. Ашкенази, человек экономный, подсчитал, что для съемок трапезы муляжи продуктов обойдутся дороже, чем натуральные продукты. И еду закупили настоящую. До Нового года сцену снять не успели. Вернувшись 2 января в павильон, группа увидела пустые столы. Кто встретил Новый год за счет государства, так и осталось загадкой.
Лепота
По окончании съемок работники ростово-ярославского музея упросили режиссера подарить им два красных кафтана и два бердыша.
Каждую группу иностранных туристов там встречали при входе хлебом-солью. Съемки подсказали новый ход – встречать гостей в образах царских стрельцов...
Выход картины на экраны в 1973 году имел огромный успех:
3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей. С каждым десятилетием картина приобретает новых поклонников. Стоило мне моему девятилетнему племяннику Максу объяснить, кто такие «смерды», «холопы» и что значит «житие мое», как фильм стал для него любимым зрелищем. Сегодня, в свои 17 лет, он – дитя MTV, знает старую советскую комедию наизусть.
Подтверждением нетленности стали и «Старые песни о главном-3» на основе фильма с участием постаревших героев. Отсутствующего по причине смерти Феофана – Крамарова изображал С. Безруков.
И наглая реклама водки на улицах Москвы. Некие дельцы поместили фото Яковлева в образе царя на щиты. Глядя на бутылку водки, царь произносит: «Лепота...» Юрий Васильевич рассказал: «Судимся. Но оказывается, все права на наши актерские фото имеет студия. А «Мосфильм» продает кадры направо-налево. Вот и дочь Папанова суд проиграла...»
Но самый необычный комплимент недавно услышала Крачковская. Зашла в переполненный автобус, «слегка» потеснив пассажиров. И один из мужчин процедил сквозь зубы: «Какая на экране стерва, такая и в жизни. Если бы вы были моей женой, я бы повесился...»