19 ноября 2008 г. в актовом зале МГУ состоялся торжественный литературный вечер, посвящённый 10-летию «Народной книги» – издательской программы Владимира Тыцких совместно с МГУ и Приморским краевым фондом культуры. Мы уже писали, что юбилейной, сотой книгой, выпущенной в рамках этой программы, стала повесть классика дальневосточной литературы ИВАНА УЛЬЯНОВИЧА БАСАРГИНА, изданная с участием Владивостокской централизованной библиотечной системы и библиотеки имени Басаргина.
Впервые книга была издана в 1969 году, пользовалась огромным успехом, но сейчас стала библиографической редкостью. Небольшое исследование показало, что в муниципальных библиотеках города Владивостока не сохранилось ни одного экземпляра! В итоге возникла необходимость переиздания книги.
Мы не будем пересказывать содержание книги, а просто напечатаем два небольших отрывка из предисловий: Николая Задорнова к первому изданию и Владимира Тыцких к изданию нынешнему.
«Если ты человек, то должен знать извечный закон – оставь после себя добра больше, чем было до тебя, мудрость свою людям передай».
Иван БАСАРГИН
Истинные художники никем не сочиняются, они естественно создаются природой и выходят из народной гущи непредсказуемо и неостановимо. Творчество их укоренено в стихии родной речи и питается жизнью родимой земли. Повесть И. Басаргина «Черный дьявол» тому подтверждение и свидетельство.
Если вести отсчёт от публикации первого рассказа (1965 год), то выходит, что для работы прозаику Басаргину был отпущен малый срок: чуть более десяти лет. Однако его произведениям – теперь в этом нет сомнений – суждена долгая жизнь.
Никто не знает формулы творчества, но и никто не может помешать нам попытаться разглядеть, «из чего это сделано».
Кажется, наиболее очевидное и простое – язык. У Басаргина он шероховатый и как бы излишне непосредственный для собственно писательского – не отфильтрованный условностями «профессиональной литературы». На таком языке повседневно общались его односельчане, чугуевские, кавалеровские, ольгинские землепашцы, охотники и корнёвщики сихотэ-алинской тайги. Да вот чудо: это язык именно художнический. Сочный, образный, не просто рассказывающий занимательные истории, но живописно рисующий картины природы, жизнь человека, мир его души.
Авторский стиль – нечто особенное и важное, о чём непременно надо волноваться «серьёзному» писателю, – похоже, не слишком заботит Басаргина. И снова неожиданный результат: мы почти и не замечаем никакого стиля, а попросту верим автору. Верим настолько, что ощущаем себя участниками описываемых событий…
Иван Басаргин – самобытный талант, при жизни не до конца и сам себя осознавший, доныне в полной мере не оценён. Настоящее открытие Басаргина ещё не состоялось. Оно неизбежно произойдёт, когда народ наш обретёт свою жизнь и себя самого – подлинного, к чему от века стремится, перемогая немыслимые беды и несправедливости. Одолеть их мечтали и пытались – каждый по-своему – герои Ивана Басаргина.
«Черный дьявол» при всей добротности сюжета, который можно считать и экзотическим, и детективным, более всего волнует именно проникновением в человеческую душу. И свет её, и самые тёмные углы, взлёты и падения, тяжкие сомнения и искупительные муки, вековые тайны её показываются писателем не обычным, но унаследовавшим традиции староверского рода, то есть писателем подлинно русским.
Душа эта мудра и наивна одновременно, по-детски доверчива и героически несгибаема, много раз обманута, не однажды заблудившаяся, но верная мечте о лучшей жизни, о победе добра над злом, о всеобщем ладе. Собственно говоря, к этому и стремились старообрядцы на протяжении веков со времен раскола, уходя в сибирскую глухомань и обживая самые дальние края отечества.
Велика есть земля русская, но на разноликих её просторах неразгаданной волей были назначены особенные места, мощно выражающие дух народа. Чем-то очень глубоким и навсегда необходимым, например, связаны меж собой высоты и долы Алтая с удивительным, неповторимым миром Сихотэ-Алиня. Связаны, в числе многого прочего, староверческой мечтой о сказочном Беловодье.
В этих краях искали русские люди не манны небесной, но – своей правды. А правда русского человека, по врождённой хлеборобской сути его, в том, чтобы жить и работать на земле. Работать честно, а жить справедливо. Это – когда каждому воздаётся по заслугам его.
Держать ответ за грехи свои. Жить одной судьбой с землёй – кормилицей, одухотворённой беззаветной любовью и обихоженной неустанным трудом.
Вечная тема для писателя. Единственная правда для человека.
Владимир ТЫЦКИХ
Об авторе и его повести (Из предисловия к первому изданию)
Величественные горы Сихотэ-Алиня…
В послевоенные сороковые и пятидесятые годы на месте таёжных троп пролегли к океану шоссейные дороги, в глубине лесов гремят мирные взрывы, грохочут экскаваторы и поют пилы – преображается тайга. Шум тайги, заря в океане, высветляющая вершины гор, тайфун с буреломом, наводнение в лесу, грохот машин и стройки в глубине гор – всё впечатляет молодого школьного учителя труда из посёлка Кавалерово Ивана Ульяновича Басаргина. Потом он работает начальником автоклуба, шофёром, корреспондентом районной и краевой газет. Начинает пробовать свои силы в литературе.
После 5-го Всесоюзного совещания молодых писателей 1969 года, где впервые обсуждалось его творчество, Иван Басаргин опубликовал «Охотничьи рассказы» в «Литературной России», рассказ «Акимыч» в журнале «Молодая гвардия», таёжные рассказы в журналах «Дальний Восток» и «Уральский следопыт».
Повесть «Черный дьявол» – первое крупное произведение Ивана Басаргина, в котором молодой писатель талантливо воссоздаёт картины природы, портреты и характеры людей тайги во всём их многообразии. Выросший в семье потомков первых дальневосточных переселенцев, автор обнаруживает глубокое знание языка, в его повести чувствуется красота Дальнего Востока, аромат его цветов, пасек, охотничьих чащоб.
В центре повести, казалось бы, судьба умной и благородной собаки. Мировая литература знает много произведений, в которых авторы, как бы «очеловечивая» животных, на фоне их судеб исследуют различные жизненные процессы, показывают человеческие трагедии. Достаточно вспомнить Л. Толстого и А. Куприна, Р. Киплинга и Д. Лондона. Такой же приём использует и Иван Басаргин…