В июне нынешнего года старейшей жительнице нашего района Екатерине Егоровне Магазеевой из деревни Белоглазово исполняется 105 лет.
…В многодетной деревенской семье Катя родилась последней, кроме нее у родителей было еще семеро детей. Поэтому и закончить девочке довелось всего-навсего три класса сельской школы. Плакала, уговаривала отдать учиться дальше. "А кто ткать-то будет?" - осушали родители дочкины слезы. Пришлось ткать. Девочка любознательная и все схватывающая на лету, она нашла себе занятие по душе. В соседней деревне жила портниха. К ней и зачастила Катя. Стояла рядом и смотрела, как та из незамысловатых лоскутков строчит красивые наряды. Попробовала сама. Роль манекенов исполняли, конечно же, куклы. А потом скроила и сшила платьице в горошек и на себя, затем - для сестер и подружек. И так у нее складно получалось, будто обучалась портняжному ремеслу долгие годы.
Когда в 18 лет выходила замуж за своего Ивана Илларионовича, сама сшила подвенечное платье. Не платье получилось - загляденье! Красавицей была Катя, издалека ухажеры, вспоминает, наезжали, а полюбился Иван. Пусть не писаной красоты парень, зато грамотный и обходительный - в деревне эти качества ценились наравне с трудолюбием и хозяйской хваткой. А говорил как складно! А уж любил-то ее! Любил, жалел, наряжал и баловал. Рыбак и охотник был знатный. Чтобы молодой жене справить шубу, повез шкурки скорняку, а тот благоволил к Кате, отрез шелка под замысловатым названием "балистин" на платье прислал. Но с чем такую красоту носить, не с лаптями же?! Воз сена отвез ее Ваня в Жижицу, там продал и купил жене туфли. И туфли, и платье, само собой, износились, хоть и берегла-сохраняла, а вот любовь, она осталась на всю жизнь.
Жили на хуторе. Иван служил лесником, а позже был избран председателем колхоза. Екатерина управлялась по хозяйству, работала в колхозе, за детьми смотрела да на заказ шила. В 40-ом году переехали в Белоглазово, в тот самый дом, где по сей день проживает Екатерина Егоровна.
Семья была большая даже по деревенским меркам - семеро детей. Но жили в ладу и согласии. Если бы не война… Иван Илларионович со старшим сыном ушли на фронт. Наработалась, натерпелась и наплакалась Екатерина Егоровна, как и большинство русских женщин в ту лихую годину. Писем ждала, Бога молила. И письма часто слал ей Ваня, даже стихи в них были. Стихи те: "Незабудку голубую ангел с неба уронил…", - Екатерина Егоровна запомнила наизусть на всю жизнь. Посчастливилось, и сын, и муж, кто - после плена, кто - израненный, возвратились с войны живыми! Но немного оставались вместе - Иван Илларионович в 1953 году скончался от сердечного приступа. Так с тех пор и жила - сначала с детьми, пока все они не разлетелись из родительского дома, потом - одна. Лишь когда исполнилось 80 лет и тяжеловато стало за собой ухаживать, к ней из Санкт-Петербурга переехала дочь Зинаида Ивановна. С тех пор и живут вместе.
За сто лет Екатерина Егоровна в больницу не обращалась ни разу, а крепко хворала единожды. Стояла июльская жара, косьба в разгаре. Работали у реки, бабы, разгоряченные, вспоминает Екатерина Егоровна, в воду полезли, и она за ними. Им - хоть бы что, а Катя заболела - воспалились бронхи. Два года назад, на 103 году жизни, перенесла инсульт. И только благодаря стараниям и уходу дочери, дал Бог, пошла на поправку.
Вообще Екатерина Егоровна - человек глубоко верующий. И вечером, и утром - молитва. Раньше в соседних деревнях стояли действующие церкви, так она была их постоянной прихожанкой. В Торопец же много не наездишься, тем более в ее возрасте. "Но Бог всегда со мной, в моем сердце, - говорит Екатерина Егоровна, - без него никак нельзя - ни в молодости, ни тем более теперь, на закате дней".
Несмотря на годы, эта очень приятная в общении женщина с добрыми глазами и задумчивой светлой улыбкой остается в здравом уме и твердой памяти. Практически до 100 лет она бралась за любую домашнюю работу, даже картошку копала, да и потом года три и шила, и читала, интересовалась политикой. Видимо, не зря говорят, привычка - вторая натура. Ведь всю жизнь работала от зари до зари - и по дому, и в колхозе разнорабочей. Да работу выбирала-просила потяжелей, потому что оплачивался тяжелый труд получше - детей-то поднимать надо было. Таких в деревнях работящих, как она, много было - считай, все. За работу "потяжелей" заработала пенсию в полторы тысячи. Правда, года три назад сумма выросла до 4,5 тысячи рублей, плюс надбавки, пусть небольшие, но - деньги. Говорит, ей хватает, какие, мол, на старости лет расходы. А богатство у нее другое. Всех детей поставила на ноги, вырастила достойными людьми - будь по-иному, не была бы в старости окружена Екатерина Егоровна такой теплотой и заботой с их стороны. У нее 9 внуков, 14 правнуков, 5 праправнуков. Выходит, у них с Иваном Илларионовичем жизнь состоялась.
В чем секрет ее долголетия, Екатерина Егоровна ответить затрудняется. На все, говорит, воля Божья. Родные же считают однозначно: секрет - в ее бесконечном трудолюбии. Без движения всю свою жизнь не сидела ни минуты. Екатерина Егоровна и сейчас, пусть и с палочкой, но передвигается самостоятельно. Особая любовь к баньке тоже прошла через всю ее жизнь. И сегодня она с радостью, хоть каждый день, готова помыться-погреться. Правда, от парилки не так давно пришлось отказаться - все-таки годы берут свое, возраст-то нешуточный. Но старость, как она сама признавалась, получилась совсем не безрадостной. И это благодаря не только заботе и вниманию детей, но и доброму отношению к жизни самой Екатерины Егоровны.