В Государственном архиве Российской Федерации и в Государственном архиве Псковской области сохранились несколько характеристик наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова). Характеристики органично дополняет фрагмент секретного отчета Совета по делам религии членам ЦК КПСС за 1970 год, который был опубликован в «Вестнике русского христианского движения» (№ 131. 1980 г.). К сожалению, этот документ до сих пор мало известен широкому кругу российских читателей. Хочется верить, что документы московских архивов будут интересны всем, кто интересуется историей Псково-Печерского монастыря в XX столетии и личностью архимандрита Алипия.
* * *
Секретно
30 марта 1961 год
Уполномоченному Совета тов. Филиппову К.П.
Просим сообщить Ваше мнение о возможности использовать на работе в загранучреждениях Московской патриархии настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова).
Председатель Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР В.Куроедов.
(Государственный архив Псковской области (далее – ГАПО), ф. 1776, оп. 1, д. 92, л. 21а.)
* * *
Секретно
Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Куроедову В.А. на № 47/с от 30.03.1961 г.
от 6 апреля 1961 года
Считаю использование на работе в загранучреждениях Московской патриархии Воронова Ивана Михайловича (Алипия) нецелесообразным.
По личным качествам Воронов является религиозным фанатиком, с крайне реакционными взглядами.
Кроме того, в настоящее время в Прокуратуре Латвийской ССР ведется расследование по фактам хищения вазелинового масла с нефтебазы, которое скупал Псково-Печерский монастырь. Шофер монастыря, как соучастник хищения арестован и возможно, что Воронову также будет предъявлено обвинение.
С партийными и советскими органами мотивы отвода согласованы и ими поддерживаются.
Уполномоченный Совета по Псковской области К.Филиппов.
(ГАПО, ф. 1776, оп. 1, д. 92, л.22.)
* * *
25 апреля 1962 года
В СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РПЦ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
Направляется характеристика наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова И.М.) согласно запросу Инспекторского отдела Совета.
ПРИЛОЖЕНИЕ: на 1 листе
Уполномоченный Совета Филиппов
Характеристика
наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова И.М.)
Архимандрит Алипий – Воронов Иван Михайлович в Псково-Печерский монастырь прибыл по решению патриарха Алексия в августе 1959 года на должность наместника монастыря. До этого Алипий, имея сан игумена, находился с 1950 года в Загорском монастыре Московской области.
До 1950 года религиозной деятельностью Воронов не занимался и о его образе жизни того периода известно, что он в 1930 году окончил девятилетку, получил среднее образование и работал до 1932 года в колхозе, участвовал в общественной жизни. С 1932 по 1936 годы работал на строительстве Московского метро и в Метрополитене. С 1936 по 1938 годы служил в Советской Армии. После демобилизации до 1941 года работал на заводе № 58 в городе Москве. С 1941 по 1945 годы находился в действующей армии.
С 1945 по 1950 годы Воронов работал живописцем в городе Москве. Специальность художника-живописца получил в изостудии ВЦСПС, в которой обучался с 1935 по 1941 годы.
По своим личным качествам Алипий (Воронов) является хорошо развитым и грамотным человеком, общителен с окружающими, охотно вступает в разговоры по всем вопросам, высказывает свои взгляды открыто. По убеждениям, однако, остается религиозным человеком.
В процессе изучения поведения Алипия (Воронова) и его деятельности в Псково-Печерском монастыре установлено, что он проявляет себя как активный организатор и требовательный к монахам наставник. Предпринимал ряд практических мер к укреплению дисциплины в монастыре и поднятию авторитета монастыря. Активно занимается хозяйственной деятельностью и устройством быта монашествующих. Неукоснительно проводит в жизнь весь ритуал монастырских служб и всей жизни монастыря. В силу этих обстоятельств монахи побаиваются столь строгого администратора.
Алипий (Воронов) за период пребывания в Псково-Печерском монастыре (в 1960 году) допустил некоторые незаконные действия, а именно через шофера монастыря скупал похищенное вазелиновое и трансформаторное масло в г. Риге. По фактам скупки этого масла было возбуждено уголовное дело. Шофер монастыря (вольнонаемный) в 1961 году был осужден. Следственным органам доказать прямую причастность Алипия (Воронова) к скупке похищенного не удалось и в качестве обвиняемого он привлечен не был.
Каких либо других незаконных или отрицательных действий за время нахождения в монастыре за Алипием (Вороновым) установлено не было. В отношении советской власти настроен лояльно, о каких-либо антисоветских действиях и суждениях с его стороны, сигналов не поступало. Был случай, что Алипий (Воронов) по своей личной инициативе сообщил о недопустимых измышлениях высказанных в проповеди иеромонахом Елевферием при встрече с одной из иностранных церковных делегаций, приезжавших в монастырь в 1960 году.
20 апреля 1962 года.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Псковской области Филиппов.
(Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ), ф. 6991, оп. 2, д. 418, л.л.61-62.)
* * *
ИЗ ОТЧЕТА СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ ЧЛЕНАМ ЦК КПСС
«Церковные кадры и меры по ограничению их деятельности рамками закона»
(за подписью В.Фурова, заместителя председателя Совета)
Приняты меры по устранению из монастырей нежелательных элементов. Принимаются меры по устранению от руководства Псково-Печерским монастырем его наместника Алипия. Когда-то он окончил художественную студию ВЦСПС, пишет иконы, своими «творениями» украсил монастырские церкви. По характеру властная натура. Проживающих на покое в монастыре трех епископов Алипий сумел обуздать, подчинить и поставить в ряд с монахами, не позволяет им общаться с иностранными туристами и внешним миром вообще. В свое время Патриарх направил в этот монастырь и находящегося на покое епископа Феодосия Коверницкого. Однако этот иерарх, зная властность наместника, отказался ехать в Печеры.
Вместе с тем Алипий имеет ряд отрицательных сторон. Были отдельные случаи, когда он высказывал политически вредные взгляды. Так, говоря об агрессии Израиля, в беседе с советскими экскурсантами, сказал:
«По моему мнению, агрессия Израиля делается по благословению Бога и направлена на ликвидацию исторической несправедливости», т.к. Иерусалим «как святой град, должен принадлежать Израилю».
За последние годы местные власти неоднократно предупреждали Алипия за то, что он привлекал в монастырь денежными подарками молодежь и подростков. В письме, адресованном в местные органы Советской власти, Алипий, между прочим, писал:
«Долг человека, христианина и гражданина, а главным образом наш закон: просящему у тебя дай, хотящему у тебя занять в долг дай, и обратно не требуй, разутого обуй, голодного накорми, жаждущего напои, сироту призри, вдову и супругу защити, хотящему отнять у тебя верхнюю одежду отдай и нижнюю, ударящему в правую подставь и левую щеку, любите ближнего своего как самого себя, кто хочет быть богатым раздавай и не спрашивай, кому даешь, творите больше добра и сынами света будете, обретете высшую радость и счастье.» (Вестник Русского Христианского Движения. 1980. № 131.)
А.Пономарев, г.Москва
ХРОНОЛОГИЯ ДОСТОПАМЯТНЫХ ПСКОВСКИХ СОБЫТИЙ
1866 Открытие окружных судов и мировых судебных учреждений.
1867 Установление крестного хода 29 августа из Крыпецкого монастыря в Псков.
1868 Преобразование военной начальной школы в Псковскую военную прогимназию Учреждение крестного хода 10 июля в Погосте Выбуты. Издание журнала «Истина».
1870 Введение нового городового положения.
1873 Открытие в Пскове:
а) Псковского общества взаимного кредита,
б) коммерческого банка,
в) общества взаимного кредита Псковского Уездного земства.
Учреждение в г. Пскове реального училища.
1874 Учреждение в г. Пскове учительской семинарии и землемерного училища. Учреждение должности директора народных училищ Псковской губернии.
1875 Преобразование уездного училища в г. Пскове в городское. Преобразование военной прогимназии в Гимназию.
1878 Посещение г. Пскова Великими Князьями: Сергеем и Павлом Александровичами, Константином и Дмитрием Константиновичами.
1880 Начало издания «Вестника Губернского Земства».
1880 Преобразование псковской археологической комиссии в Общество.
1881 Празднование 300-летия осады г. Пскова польским королем Стефаном Баторием (в 1581 г.). Начало первого частного повременного издания «Псковский городской листок».
1882 Преобразование военной гимназии в кадетский корпус.
1883 Празднование тысячелетия от рождения Святой Ольги, основательницы г. Пскова.
1884 Открытие в г. Пскове епархиального женского училища. Учреждение общей панихиды на городской площади в Пскове 1 марта, в день кончины Императора Александра II.
Из Памятных книжек Псковской губернии. 1901 год
ГРИГОРИЙ АЛЕКСЕЕВ-ГАЙ: «НАДО УДИВЛЯТЬСЯ ВСЕМУ НА СВЕТЕ»
Григорий Анкудинович Алексеев-Гай (1900-1968) был одной из колоритнейших фигур псковской художественной интеллигенции. Вторая (послевоенная) половина его жизни принадлежит ушедшему от нас, но еще вполне обозримому времени: многие псковичи старшего поколения знали его лично ? в течение всей своей жизни он преподавал основы изобразительного творчества в различных учебных заведениях нашего города.
Гораздо меньше мы знаем о его молодых годах. Известно, однако, что старообрядческая крестьянская семья, в которой родился Алексеев-Гай (д. Горы Витебской губернии), была малоземельной и многодетной. Отец в поисках заработка на содержание семерых детей устраивался на сезонные строительные работы. В 1909 г. он перевез семью в Севастополь, где мальчик окончил 5-летнее городское училище, а в 1914 ? в Псков. К тому времени уже существует художественно-промышленная школа им. Н.Ф.Фан-дер-флита, организованная в 1913 г. по инициативе Псковскою археологического общества, куда был определен Алексеев-Гай.
Из имеющихся тогда в школе отделений ? керамики, мозаики и художественной обработки стекла ? он выбирает последнее. Наставниками в постижении тайн стеклоплавильного дела стали зав. мастерской, преподаватель технологии В.Р.Оберг и К.И.Ляу, мастер стекольного производства, получивший подготовку на фабрике «Гардличко-чехи» и других стекольных заводах России и Западной Европы. Мастерские школы были прекрасно оснащены: имелся даже стеклоплавильный шатер, своего рода маленький образцово-показательный стекольный завод, где, как свидетельствовал сам Алексеев-Гай, «стекло плавилось, выдувалось, формовалось, шлифовалось, расписывалось и обжигалось». По окончании второго курса школы ученики были посланы на практику в Пензенскую губернию, на стекольный завод, принадлежавший ранее кн. Оболенскому. Аттестат об окончании художественно-промышленной школы с отличными успехами по художественным, специальным и общеобразовательным дисциплинам был выдан Алексееву-Гаю в 1919 г. и подписан преподавателями А.Брускетти-Митрохиной, А.Тараном, Д.Шатаном, Т.Назимовой, а также директором школы Н.Ростом ? опытным художником-прикладником, изучавшим керамику в Лондоне и Париже, мозаику ? в Италии, художественное стекло ? в Вене и Праге.
К сожалению, суровая реальность жизни провинциального городка послереволюционных лет не давала перспективы применения полученных специальных знаний. В 1920 г. Губ. отдел народного образования командирует юношу в Петроград, где он становится студентом Академии художеств и получает возможность учиться V замечательных художников. Среди них были А.Рылов, М.Добужинский, Н.Радлов. Поработав в мастерских Я.Гуминера и Н. Альтмана, в 1921 г. он переходит в мастерскую К. Петрова-Водкина.
Итогом работы в Академии художеств стал монументальный фриз «Похороны движенца», приобретенный с выставки выпускников 1926 г. Ленинградским отделением государственного издательства. Дальнейшая судьба этой работы неизвестна. Еще хуже обстоит дело с последующими работами Алексеева-Гая, созданными в наиболее плодотворный в творческом отношении период его жизни ? 20-30-е гг.
То были годы его молодости, обилия впечатлений, которые он получал в Петрограде, а затем, регулярно приезжая в Псков, вольно или невольно репродуцировал на псковскую почву. Именно в эти годы молодые псковские художники, многие из которых учились в Петрограде, организовали Творческое объединение псковских художников, основой деятельности которого стало проведение выставок.
Особенно впечатляющей стала «Выставка картин русских художников», открытая весной 1920 г. совместно с петроградцами. Среди участников были Б.Григорьев, К.Сомов, А.Остроумова-Лебедева и др. В связи с этим фактом обращает на себя внимание запись, имеющаяся в архиве Алексеева-Гая: «Вместе с художником Шатаном по заданию подотдела охраны памятников искусства и старины ездили в Порхов, Ленинград. В Ленинграде обошли всех известных художников, набрали картин и устроили невиданную в Пскове выставку картин».
За этой выставкой последовали другие, и неизменным участником их был Алексеев-Гай. С 1926 г. он постоянно живет в Пскове. К своей фамилии еще в студенческие годы он добавил артистическую приставку «Гай». О его настроениях, облике, характере созданного в эти годы мы можем судить по тому немногому, что сохранилось: несколько старых фотографий, две почтовые открытки к сотоварищу по Академии И.Л.Лизаку, жившему в Ленинграде. И еще ? небольшие выдержки из критических статей о псковских художественных выставках, где упоминаются работы Алексеева-Гая. Из них следует, что он «конструирует разные динамические ситуации», имеет пристрастие «рисовать здания в наклонном положении», употребляет нетрадиционные для живописи, подчас даже эпатирующие зрителей приемы: например, «прекрасно написанная в натюрморте спичечная коробка с видимой стороны посыпана составом, о который чиркается спичка».
Шумным событием, привлекшим внимание многих псковичей, стала выставка в 1922 г., чему немало способствовал и Алексеев-Гай. Скрывшийся под псевдонимом «Гри-Гри», он опубликовал пародийную критическую статью, где достаточно едко прошелся по всем участникам, включая и самого себя: «Алексеев ? самый первый художник на выставке... по алфавиту. В свободное от жуирования время он пишет живую натуру ? псковских красавиц. Физиономия неопределившаяся, в стужу болванится под академический орех ? уже выеденный левыми».
Свидетельством «из первых рук» настроений Алексеева-Гая является открытка, помеченная 12 февраля 1926 г. и адресованная им И.Лизаку. Заботливо хранимая адресатом, спустя много лет она присоединилась к другим документам архива художника в древлехранилище Псковского музея. Читая текст открытки, обратим внимание не только на ликующие весенние настроения, переполнявшие Алексеева-Гая, но и на упоминание о работах: автопортрет и «Картинка, приуроченная к дню женщины». Вероятно, именно эти две работы мы видим на старых фотографиях, запечатлевших художника в своей комнате-мастерской, заполненной книгами и картинами. На стене висят натюрморт с цветком агавы, пейзажи, в которых узнаются псковские мотивы, а также автопортрет. В его решении ясно ощутимо влияние живописно-пластической системы К.Петрова-Водкина: четко выраженная линеарность, необычный масштаб человеческой головы ? когда лицо изображенного приближается к зрителю вплотную.
Не менее интересную информацию содержит вторая фотография: художник с кистями в руках сидит у мольберта, где укреплен большой, вертикальный и, видимо, полностью завершенный холст. Насколько возможно рассмотреть, изображена на нем идущая молодая женщина с большим наганом в правой руке. Из-под козырька низко надвинутой фуражки нешуточным огнем сверкают ее глаза. Блики «революционного пламени» пробегают зигзагами молний по черной кожаной тужурке, преображают и деформируют пространство картины, где угадываются бревенчатые строения, покосившиеся купола, вероятно, символизирующие облик старой, уходящей России... Можно предположить, что прообразом героини этой картины (обозначенной на обороте фотографии как «Комиссар») является легендарная Л.Рейснер (1895-1926). Образ героини революции стал основой еще, по крайней мере, одной работы, упоминаемой в заметках о выставках 1926-27 гг. как «Песня о красной девице-соколице».
К сожалению, названные работы, как и другие произведения псковских художников 1920-1930-х гг., приобретенные с выставок в псковский музей, были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Другие же работы наиболее плодотворного периода творчества Алексеева-Гая, находившиеся в его доме, также погибли во время бомбежки.
На протяжении XIX столетия состояние стен и башен псковских укреплений неоднократно вызывало озабоченность руководства города. В 1826 г. по предписанию псковского гражданского губернатора с приглашением духовной консистории происходило их общее освидетельствование, при котором в предпосланной записке указано, что «у Темных соборных ворот по левую сторону въезда кремлевскую стену, которая оказалась в весьма ветхом положении, мнением моим полагаю, что бы стену оную сверха отломать... Касательно же дальнейшего обеспечения проезда, как и прежде, я советовал палатку и ворота вовсе сломать, стену обделать контрфорсом с обшивкою тела, а для проезда от соборной колокольни мимо нынешних Темных ворот до ветхой церкви (А.Е. ? церковь Дмитрия Солунского в Домантовой стене) протянуть каменную ограду...»
В 1827 г. стены осматривал псковский полицмейстер, который указывал, что «стены около города, из плиты построенные и в последствие времени в царствие императором Петром I были возобновлены, и сделаны к стене прикладки из той же плиты и укреплены земляными бастионами. Башни ныне почти до половины все осыпались. Стены так же сверха осыпались, снизу приделки вовсе отопрели...»
Интерес к псковскому кремлю как к историческому памятнику появился лишь в 1837 г., когда после посещения города императором Николаем I было решено возобновить стены и башни «в древнем вкусе» и для этого составить проект и смету. Работа вначале была поручена губернскому архитектору Николаю Ивановичу Уткину, проект которого, однако, не удовлетворил императора, и дело перепоручили архитектору Константину Андреевичу Тону. Разработанный К. А. Тоном проект реконструкции псковских укреплений был навеян образцами западно-европейской и русской средневековой архитектуры (московский Кремль) без тщательного изучения и натурных исследований остатков псковских крепостных стен.
Проект Тона был одобрен, но из-за недостатка средств не был осуществлен. По его проекту стены венчались зубцами типа «ласточкин хвост», как стены московского кремля, а Смердья башня предполагалась с высокой ротондой и шатром наверху. В 1848 г. Псковской губернской строительной комиссией под руководством майора И. Годовикова был составлен новый проект восстановления кремля, а точнее ? откорректирован проект К. А.Тона.
С 1851 по 1861 гг. шла активная переписка по характеру строительных работ, однако реальные меры по ним так и не были приняты. Основной причиной этого явилась неявка на торги подрядчиков из-за дешевых расценок работ. Тем временем стены продолжали ветшать. Было решено ограничиться восстановлением лишь одного участка кремлевских стен, выходящего в Довмонтов город.
В 1862 г. работы по восстановлению южной стены кремля все же были начаты и продолжались вплоть до 1865 г. У Троицких ворот была разобрана палатка, а также разобран свод в воротах с упором. Частично разбирались стены. После подготовительных работ из отборной неотесанной плиты стены выкладывались заново общим объемом 100 куб. саж., и на стене были поставлены кирпичные зубцы типа «ласточкин хвост», в воротах выложен свод, а над стеной заново делался амбар. Справа от ворот заново делался упор ? мощный контрфорс.
В 1863 г. восстановительные работы, за исключением башни, не проводились. В описи произведенных в 1864 г. работ в основном перечислены работы по Смердьей башне, а также сломка возведенных в 1862 г. 76-и кирпичных зубцов. Вместо них на протяжении 47 сажен делалась стенка с 14-ю амбразурами. В заключение работ штукатурились и белились известью соборные ворота. Свидетельствовал произведенные работы губернский инженер И. Годовиков, он же был и автором проекта.
Изменения в характере восстановительных работ были вызваны тем, что в 1862 г., когда уже была возведена вся стена, кроме башни, в Департаменте Военного министерства были найдены чертежи некоторых псковских крепостных стен и башен, снятых с натуры в 1748 г., на которых изображены башни «в древнем виде». Новый проект был высочайше утвержден 12 декабря 1863 г.
По этому проекту Смердью башню с высокой ротондой и шатром наверху возводить не стали, хотя в 1363 г. эти работы были уже начаты. Вместо нее над Смердьими воротами в 1864 г. вывели восьмигранную башню, называемую ныне Довмонтовой. В 1862 г. также была восстановлена палатка над соборными воротами, где размещался амбар и жили причетники собора.
В дальнейшем вопрос о состоянии псковских стен и башен неоднократно поднимался псковским руководством и общественностью. Не раз приезжали в город специалисты-реставраторы, дававшие указания и рекомендации по проведению восстановительных работ. Еще в 1863 г. инженером И.Годовиковым были составлены проекты реставрации Великолуцких и Сергиевских ворот с башнями и частями стен, у Покровской башни предполагалось сломать верхнюю часть кладки и возвести вновь. Однако практические работы по сохранению стен, за редким исключением, не проводились. Только в 1860-х гг. была сделана починка Покровских ворот, да в 1887 г. по распоряжению городского архитектора А.Н.Векшинского была восстановлена рухнувшая часть здания хлебопекарни XVII века и были починены Покровская башня и арки в крепостной стене между Нижними решетками и Варлаамовской наугольной башней.
Алексей ЕФИМОВ ЗАО «Реставрационная мастерская»
СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВО-РИЖСКОЙ ДОРОГИ (1886-1888)
Развитие железнодорожного транспорта России в пореформенный период характеризовалось двумя гигантскими подъемами в начале 70-х и 90-х годов XIX века. Российское правительство всячески стало поощрять частную инициативу в строительстве новых линий, наконец, само взялось за постройку некоторых, преимущественно стратегических военных дорог.
В феврале 1883 года на особом совещании Александром III был утвержден план широкого военно-стратегического железнодорожного строительства на западных границах Российской империи.
В середине 80-х годов был утвержден проект строительства Псково-Рижской дороги с ветвью на Дерпт.
7 июля 1885 года военное министерство сообщает Псковскому губернатору: «Для производства изысканий постройки железной дороги Псков-Рига с ветвью на Дерпт учреждена особая комиссия, и представителем оной от военного министерства назначен генерального штаба полковник Тимлер». Далее просьба о содействии его работе.
Значимость железной дороги на Ригу обозначилась уже давно, но в правящих кругах были опасения насчет нанесения ущерба Петербургскому порту, Николаевской и Балтийской железным дорогам. Однако в строительстве этой линии были заинтересованы промышленные магнаты Прибалтики и многие купцы как Псковской губернии, так и всей России. Большие прибыли грезились и императорскому двору. Вот почему предложенный проект на постройку Псково-Рижской дороги с веткой на Дерпт Александр III «высочайше утвердить изволил». 27 марта 1887 г. «Направление линии на Верро Валк, Венден признать наиболее выгодным из 3-х вариантов. Оно учитывает в полном объеме интересы военного ведомства, легче в техническом исполнении и дешевле», ? с ведома императора начертал на официальном бланке представитель инженерного Совета министерства путей сообщения. Было создано временное управление казенных железных дорог.
В отличие от других железнодорожных линий, возводившихся на средства акционерных обществ, строительство Псково-Рижской дороги велось за счет государственной казны (в связи со стратегическим значением этой дороги).
Не случайно эту линию до и даже после революции называли казенной, казенными называли и станционные объекты: казармы, больницы, паровозные депо.
Дорогу от Пскова до Риги обязались построить за 2 года и 8 месяцев. Чтобы уложиться в такие сжатые сроки, ее стали строить в 2-х направлениях. Исходя из этого факта, было два управления дороги: в Дерпте и Петербурге.
При строительстве учитывали погодные условия и времена года. Если было тепло и сухо, сооружали земляное полотно. Если падал снег и было холодно, заготовляли древесину. Возводили мосты, жилые дома, казармы. Вся трасса делилась на 6 участков (кроме ветки на Дерпт). Нумерация велась с востока на запад. На территории Псковской губернии находился участок №1 (Псков-Печоры). Он проходил по ряду деревень. В ведомости № 1 по отчуждению земель они упомянуты: Семионовщина, Усановка, Подборовье, Сивцево, Дьяконщина, Чернецово, Золотуха, Неелово и др.
3 мая 1886 года от псковского исправника его превосходительству господину Псковскому губернатору поступил рапорт: «Имею честь донести Вашему превосходительству, что постройка Псково-Рижской железной дороги началась в пределах Псковского уезда 30-го минувшего апреля. Начиная от деревни Усановки Логозовской волости, что на берегу реки Великой за Мирожским монастырем, до деревни Шабаново на расстоянии одной версты».
От Пскова до Печор одновременно работали на возведении земельной насыпи 6 артелей, в составе которых насчитывались до тысячи и более человек. В мае 1886 года ежедневно приходили на свои рабочие места 1038 землекопов. Жили в бараках, более зажиточные снимали угол у крестьян. Труд был тяжелым, изнурительным. От недоедания и простуды многие из рабочих не дождались конца работ. Врач первого участка Псково-Рижской дороги Константин Оболенский сообщал на запрос управления казенных дорог о состоянии медицинского обслуживания работного люда: в мае 1886 года в стационаре находились 178 больных. 120 из них выздоровели. А остальные 58 значились в списках умерших.
Архивные документы сохранили имена работавших на первом участке. Это начальник 1-го участка Ф.А.Козлов. Свою карьеру он начинал с десятника. Линейные постройки от Пскова до Печор возводили под присмотром подрядчиков Чулинина и Серебрякова. Перевозкой рельс и креплений к ним занимались люди подрядчика Е. И.Иванова. Столярное дело вел А.Бунец. Купец Г.Бальман поставлял бревна. Паровые котлы для водоснабжения на всю дорогу поставлял В.Фицыи и К.Гамплер. В списке лиц, состоящих на государственной службе, значился инженер первого участка А.А.Снегирев, награжденный орденом Св. Станислава 3-й степени. Начальником 1-й дистанции был инженер Петр Николаевич Манасеин. Начальником 2-й дистанции ? Иван Федорович Керн, начальник 3-й дистанции ? Витольд Юстинианович Загорский.
Сооружение новой дороги возглавил опытный инженер путей сообщения действительный статский советник Петр Эрнестович Гетте, построивший линию Екатеринбург ? Тюмень.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА В ПСКОВЕ
Через три месяца после начала строительства железной дороги Псков ? Рига началось строительство моста. Перед этим Псковская городская дума стала хлопотать о том, чтобы мост для этой дороги через реку Великую был устроен ближе к центру города и годился для пешего и конного сообщения. Это желание станет понятным, если учесть, что в те времена постоянного моста через Великую в городе не было. Но инженеры сочли невозможным прокладывать дорогу по городским улицам и под большим углом к станции Псков. Мост стали строить в Выползовой слободе на правом берегу Великой близ пивоваренного завода Даниельса и церкви Святого Никиты. Петербургский металлический завод, взявший подряд на изготовление и сборку мостовых частей по всей строящей дороге, направил в Псков инженера Фабра. В августе, когда навели временный деревянный мост с рельсами для подвозки тяжестей, толпы горожан стали приходить на берег Великой, где строители готовили кессоны для спуска на дно реки. Глубина доходила здесь до 3-х саженей (более 6 метров). 14 сентября 1886 года при торжественной закладке моста на эту глубину опустили закладной камень с фамилиями руководителей стройки на металлической доске. Заведовал постройкой моста через реку Великую инженер Сергей Викторович Григорьев. Строился мост по чертежам Д.И.Журавского и С.В.Кербедза.
В феврале 1888 года псковичи вновь стали частыми посетителями берега реки Великой. Они впервые наблюдали работу водолазов, подымавших со дна реки большие отесанные камни, сорванные ледоходом с быков. Последние подферменные камни уложили в апреле-мае, а 20 мая приступили к склепке железных арок.
В 1888 году в нескольких верстах от Печор на опушке леса была построена железнодорожная станция, название которой было заимствовано от названия города.
Ровно через 2 месяца, 20 июля, как сообщил «Псковский городской листок» от 24 июля 1888 г., прошла проба моста ? три локомотива провели по нему 30 вагонов с камнем и песком для строящегося полотна дороги. Мост этот стал называться Рижским. После 3 пробных проездов, по мосту пошел четвертый поезд в Печоры с 200 солдат и 100 человек рабочих с семьями и багажом. Длина главной линии Псков Рига составила 286 верст.
В первой половине 1888 года закончена одна из первых в Эстонии железных дорог ? ветка на Дерпт, длиной 77,36 верст. 22 июля 1888 года было торжество в Пскове по случаю открытия Псково-Рижской железной дороги.
Временное управление по сооружению Псково-Рижской дороги в Дерпте было ликвидировано.
По сообщению «Псковского городского листка» от 21 августа 1888 г. закрылась в городе гостиница «Псков», так как владелец огромного дома, где она размещалась, г. Гельдт отдал его в аренду управлению Псково-Рижской железной дороги, которая за помещение будет платить 4200 руб. в год, и вскоре управление переедет из Дерпта в Псков.
1 января 1889 года дорога от Пскова до Риги была передана в заведование Министерству путей сообщения.
Железная дорога Псков-Рига стала одним из важных путей сообщения в России. По данным 1891 года новая железная дорога уже начала приносить прибыль. Выручка составила 1.026.494 рубля. Расходы – 883.610 рублей.
Старший хранитель Псковского железнодорожного музея Р.Н.КОРОЛЬКОВА
На днях же мы сделали небезынтересную в статистическом отношении прогулку по старому Нарвскому почтовому тракту, между Псковом и Спасо-Елеазаровским монастырем, на пространстве 27 верст. Этот тракт, начиная от самого губернского города и вплоть до означенной обители, совершенно открыт для взоров путешественника; нет нигде ни рощицы и почти ни деревца ? все голо, как ладонь человеческой руки; одне только зеленеющие поля да небольшие деревеньки, на них поселившиеся, мелькают по обеим сторонам дороги, да изредка показываются вдали погосты со своими не затейливыми церквами. Но зато такое видимое однообразие пути с избытком выкупается чу десною картиною Псковского озера, которое голубою лентою тянется на отдаленном гори зонте и показывает вам в ясном очертании острова: Верхний с его сосновой рощей и Талабск с Александровским посадом; при этом кое-где белеют на водах паруса плывущих людей, которые спешат с кладью в губернский город или бегут оттуда, опорожненные, в обратный путь. Вид озера восхитителен в ясный день! Издали кажется, что эта громадная масса озерных вод вот-вот опрокинется на путешественника и все потопит до конца. В конце концов выезжаешь, на конец, в прекрасный, дикий лес, в котором на берегах светлой и быстро льющейся из пределов Сорокового бора речки Толвы, удобно расположился Спасо-Елеазаровский монастырь.
Против Кривовицкого погоста, возле самого почтового тракта, неожиданно усмотрели мы какое-то большое древнее языческое кладбище, могилы которого обложены тяжеловесными серого цвета дикими каменьями, что придает этой неведомой усыпальнице как бы вид пасущегося стада овец. Кладбище это, как оригинальный памятник незапамятной старины следовало бы, во-первых, показать на специальной карте Псковского уезда, во-вторых, воспроизвести на бумаге посредством фотографии и, в-третьих, исследовать его внутреннее содержание посредством археологических раскопок, которые, скажем вообще, могут привести нас к знакомству с древнейшим периодом истории Псковской области. Усыпальница эта, несомненно, принадлежит если не славянскому, то иному какому-нибудь первобытному народу, сидевшему на Псковской территории в доисторический период человечества... Между тем, мелкий дождь, шедший весь день на дворе, и свежий ветер, одновременно дувший с Псковского озера, помешали нам вполне насладиться нашей прогулкой. (Здесь мы не можем не вспомнить с чувством благодарности об уважаемом всеми отце, настоятеле Спасо-Елеазаровского монастыря, почтенном архимандрите Павле, который в лице нашем радушно принял под гостеприимный кров Спасо-Елеазаровской обители промокшего под дождем путешественника).
Мы знаем только одно описание этого монастыря, напечатанное в памятной книжке Губ. ст. комитета за 1860 год (соч. М. Миротворцева). Нынешний настоятель обители Архимандрит Платон деятельно занимается собиранием материалов для нового описания обители.
«Псковские губернские ведомости», 29 июня 1874 г.
Предоставила Т. Медникова, Псковский музей-заповедник
ОЗОРСТВО ПСКОВСКИХ КАДЕТОВ
Правление псковского кадетского корпуса в нынешнем году почему-то нашло нужным устроить ледяные горки не в огородах корпуса, как было раньше, а в саду, как раз принадлежащем к самой оживленной улице ? Сергиевской (ныне Октябрьский проспект), ведущей на вокзал железной дороги, и еще вдобавок к углу, где Сергиевская улица скрещивается с Ивановской (ныне улица Гоголя). Правление, должно быть, не нашло нужным сперва снестись с городскими властями насчет дозволения устроить эти горки по улице, где самая оживленная езда, и просто действовало по собственному соображению. Скоро сказались и последствия этого. От громкого детского говора, шума от санок во время опускания с горки, лошади, во время катания кадетов, пугаются и нередко разносят своих седоков, вследствие чего происходят более или менее значительные неприятности для последних. Так, например, по рассказу очевидца, понесли лошади городского головы Э.Р.Сутгофа. лошади разных извозчиков, лошади г-на Картау и пр.
В понедельник, 15 февраля, вдруг испугалась от кадетского катания и лошадь вице-губернатора Л.К.Теляковского и так же понеслась, причем он выпал из саней и так сильно ушиб себе правую руку, что владение ею на некоторое время сильно ограничено и сопряжено с сильными болями, препятствующими отправлению служебных обязанностей. Описанный нами несчастный случай с многоуважаемым Леонидом Константиновичем вызвал общее сочувствие общества: губернатор(*), преосвященный(**) и знакомые, в числе которых много дам, любезно принесли ему свое соболезнование. Хотя об этом несчастном случае и дано знать правлению кадетского корпуса, однако кадеты по-прежнему 17 и 18 февраля продолжали свое катание с ледяной горки. В настоящее время горы, устроенные в кадетском саду, по настоянию г-на начальника губернии, будут сломаны.
Относительно прогулок кадетов по улицам мы дозволяем себе сделать замечания, вынужденные к этому многочисленными жалобами публики. Хотя его превосходительством, г-ом директором корпуса, как мы слышали, запрещено это. Тем не менее кадеты гуляют со своими воспитателями по самым многолюдным улицам (как, например, Великолукской), занимая с каким-то воинственным натиском весь неширокий в Пскове тротуар и заставляя даже дам сходить с панели на дорогу или тесниться к стенам домов и ждать, пока пройдет вереница кадетов. Нам передавали, что молодые барышни, попавшие при выходе из магазинов в толпу мимо проходящих кадетов и принужденных остановиться по невозможности пройти, подвергались со стороны кадетов разным остротам, не всегда носившим на себе детский характер.
Редакция просит принять меры к устранению этих неудобств для публики.
* Тайный советник, барон Александр Александрович Искуль-фон-Гильденбандт