Воскресенье, 24.11.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

Псковские хроники № 10. Часть 2

Псковские хроники № 10. Часть 2

Псковские хроники № 10. Часть 2Совершенно неправильно и не отвечает действующему законодательству нахождение гражданских сооружений и части церковных вне ведения Музея, причем Музей не получает даже средств за их использование. Так древнее здание «Мешок»* занято школьным распределителем дефективных: дом б. Мейера** ? в пользовании фабрики «Шпагат», дом известный под именем «Тиунские палаты»*** ? сдается городским органам точно также, как подвал Анастасиевской церкви, Василия на Горке, дома б. Сутоцкого и Яковлева и др. Часть занята военведом или бесплатно или по пониженной расценке под склады, напр. отличная церковь Климента на Завелинье (XV ? XVI вв.), церковь Петра и Павла (1540 г.), Георгия со Взвозу (1493 г.) и др.

Как общее правило, занятые под склады б. церковные здания не ремонтируются.

Совершенно неправильно поставлен вопрос с закрытием действующих церквей, находящихся под государственной охраной. Несмотря ни на что, здания, принятые под охрану, местные власти рассматривают охраняемыми лишь в части их каменных стен. Внутренность, какую-бы ценность она ни представляла, всегда уничтожается.

Таким образом погибли ценные иконостасы в ликвидированных церквях Николы со Усохи**** (1530 г.), Петра и Павла (1540 г.), Воскресения со Стадищ и др. Сохранились иконостасы лишь еще в действующих церквах...».

В конце доклада автор представляет «Программу» по охране памятников, которая своевременна и сегодня, особенно для памятников, находящихся в сельской местности.

Примечания:

* «Мешок» или дом Постникова на улице О. Кошевого, 2.

** Дом Мейера или Трубинских на улице Л.Поземского, 22.

*** Тиунские палаты в Псковском кремле, строение XIX века, разрушены в годы Великой Отечественной войны.

**** К.К. Романову в то время, видимо, было неизвестно, что иконостас церкви Николы со Усохи был рассредоточен еще в 1918 году перед оккупацией Пскова немцами. Сейчас большая часть икон находится в Псковском музее, две ? в Русском музее, одна ? в Ульяновском музее.

Публикацию подготовила М.А.КУЗЬМЕНКО, зав. музеем-квартирой Ю.П. Спегальского

ГДОВ. ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ

Гдов... Маленькая точка на карте. Для одних это слово звучит как малопонятный набор звуков. Сердце других непременно всколыхнется, услышав родное имя. Ведь для многих из нас именно эта суровая и в то же время ласковая земля стала отправной точкой в большую жизнь, дала ту силу, которая движет нами день ото дня, позволяя преодолевать многие преграды на пути. Наши корни -это история своего рода, своей земли.

История Гдова уходит в глубь веков. Как известно, ничто не вечно: превращается в труху дерево, постепенно рассыпается на песчинки камень, даже металл перестает быть металлом. И только память, наша человеческая память, способна из поколения в поколение передавать информацию о давно ушедших днях, о событиях, происходивших несколько веков назад.

Как правило, собирателями и хранителями этой памяти всегда являлись музеи.

Гдовский краеведческий музей недавно отметил свое 80-летие. Поэтому хочется взглянуть на судьбу Гдова сквозь его историю.

Что же такое Гдов? Откуда взялось название? В фондах музея можно найти запись легенды о том, что земли эти принадлежали вдовствующей княгине Ольге, отсюда и название пошло ? «Вдов», впоследствии трансформировавшееся в Гдов.

Подругой версии мужчины, защищавшие побережье Чудского озера, погибли все до одного, а их жены, сражаясь с неприятелем, одержали победу, но в городке, таким образом, остались одни вдовы, и опять-таки Гдов ? это город вдов. Но это легенда. Топонимика объясняет нам все более просто. Гдов ? гидроним от названия реки Гдова, где окончание «ва» означает в переводе с финно-угорского «вода», а начало слова «гда» ? «лесная» или «черная», т.о. Гдова ? лесная вода.

В 1431 году на высоком холме, с двух сторон омываемом рекой, была построена крепость, замыкающая собой четкую линию оборонительных сооружений, вытянутую с юга на север: Остров, Изборск, Псково-Печерский монастырь, Псков, Гдов.

Особое пограничное расположение Псковщины обуславливалось тем, что с запада к ней примыкали владения Ливонского ордена, а с юга ? Литовского государства. Эти соседи создавали сильную угрозу для псковских земель. С 1348 года после полного освобождения от Новгородской зависимости и до 1510 года ? момента присоединения к Московскому государству, псковичи приняли на себя оборону западной границы Руси, построив ряд деревянных и каменных крепостей.

В настоящее время руины старой крепости органично вписываются в городской ландшафт, вызывая чувство грусти и легкой ностальгии.

Чтобы более ярко и полно представить себе героическое прошлое этого стража земли русской, обратимся к экспозиции музея. Глядя на макет крепости, мы осознаем, что на тот момент она являла собой серьезное фортификационное сооружение, укрепленное шестью башнями, двумя захабами, так называемыми «коридорами смерти», усиленное целой системой тарас*, имеющее тайные ходы ? «слухи» за город к реке. В центре крепости располагался архитектурный ансамбль, состоящий из трех церквей. Одновременно со строительством крепости росла церковь Успения Божией Матери, в 1540 году был построен собор Димитрия Солунского. Доминантой ансамбля служила трехъярусная колокольня, возведенная во времена Ивана Грозного. Первый ярус служил арсеналом, на втором располагалась небольшая церковь Архангела Михаила, третий ярус представлял собой непосредственно колокольню.

Крепость была не только оборонительным сооружением, но и местом жительства горожан. Шесть улиц располагались внутри ее. В фондах музея имеются сведения о названиях улиц, об именах жителей, о том, чем они занимались.

Ядра известняковые, каменные, металлические, найденные во время археологических раскопок, проводимых в Гдове в 1978 году под руководством доктора исторических наук, академика А.Н. Кирпичникова, дают представление о развитии артиллерийского дела. Пищаль XVII века наводит на грустную мысль о том, что во все времена человек вынужден воевать.

Много осад пришлось выдержать древнему Гдову. В 1614 году город был занят шведами. В 1617 он возвращен в числе других русских городов по условиям Столбовского мира. Однако, Псковская летопись относит это событие к 1622 году.

С окончанием Северной войны Гдов утратил свое стратегическое значение, так как граница продви­нулась достаточно глубоко на запад. Открылась новая страница в биографии города.

Гдов купеческий являл собою тот тип старинных русских городов, множество которых было разбросано по всей Руси.

Но, тем не менее, он имел свое лицо, свои характерные особенности, которые отличали его от других.

Население города не превышало 3 тысяч человек, да и по площади он был невелик. И на этой небольшой территории было расположено 6 православных храмов. Три из них, как уже было сказано выше, находились в крепости, остальные украшали город в разных его частях. Плыл над Гдовом малиновый звон в воскресный и праздничный день, созывая народ к обедне.

К сожалению, лишь небольшой раздел экспозиции посвящен этой теме, но и он может нам показать красоту и изящество деревянной церкви во имя Параскевы Пятницы, стоявшей на крутом берегу реки, величественность и строгость Афанасьевской церкви, что была на улице Псковской, харак­терные особенности храмов псковского типа, воплощенные в соборе Димитрия Солунского.

«В 1781 году город Гдов посетила императрица Екатерина II. Она отстояла литургию в Димитровском соборе, высказала желание восстановить старый Гдовский кремль, но сумма в 30 тысяч рублей, необходимая для этого, оказалась для нее слишком большой», ? такую информацию получают посетители музея у стенда, раскрывающего Ека­терининский период.

Нужно отметить, что с 1766 года было нача­то генеральное межевание для упорядоче­ния помещьечьего и церковного землевладения. В фондах музея имеется подлинный документ на размежевание земель Дубягской церкви Гдовского уезда с печатью Императрицы.

При Екатерине II про­должалось начатое еще Петром I оформление и учреждение земельных гербов. 28 мая 1781 года был учрежден и герб Гдова. Верхняя часть щита представляет собой Псковский герб, в нижней части ? золотое поле, уставленное льняными снопиками, чем «окрестности сего города изобилуют». В скором времени Гдов вошел в состав Санкт-Петербургской губернии.

Планировка города, разработанная известным архитектором Иваном Леммом, придавала городу особую опрятность и простоту в ориентации. Прямые улицы, утопающие в зелени садов, носили тог­да другие имена. Озерная, Фалина, Ямбургская, Санкт-Петербургский проспект... Но мало кто знает теперь об этом. Лишь старые фотографии в музее могут поведать о том, «как было раньше».

Центром города стали Торговые ряды, так называемый Гостиный двор. Сначала это были самостоятельные отдельные лавки, объединенные позднее общей крышей. Здесь можно было купить и продукты, и хозяйственную утварь, и украшения.

Река Гдова постепенно превратилась в Гдовку, но еще в XIX веке она была судоходной, имела пристань, к которой причаливали пароходы с товаром для гдовских купцов.

Мосты, соединявшие берега, были ажурны и нарядны, носили красивые романтические названия. Например, Поцелуев мост, Пятницкий мост. От главного проспекта к реке вела аллея Вздохов.

Начало XX века внесло в жизнь города свежую струю. Организовывались различные общества, такие как географическое, театральное и другие. Афиша, находящаяся в экспозиции музея, может поведать о том, что в среду 27 декабря 1906 года любителям драматического искусства был представ­лен фарс в I действии «Из любви к искусству». По окончании спектакля ? танцы под оркестр.

Силами членов Географического общества в Гдове был организован краеведческий музей. Это было в 1919 году. По воспоминаниям старожилов музей имел богатую экспозицию, которая раскрывала историю Гдовщины, а также знакомила с флорой и фауной нашего края.

Война 1941-45 гг. практически полностью разрушила Гдов. В течение трех лет город был оккупирован фашистами. Те зверства, которые пришлось вынести гдовичам, запечатлены на фотографиях. Горящие дома, плачущие дети, виселицы ? на эти снимки невозможно смотреть спокойно. В конце января, отступая, гитлеровцы сожгли почти все деревянные здания в городе, а каменные, в т.ч. и все храмы, были взорваны. В музее бережно хранятся фотографии, сделанные Галиной Санько, военным фотокорреспондентом, побывавшей практически на всех фронтах и одной из первых вошедшей в осво­божденный Гдов.

Но мир пришел, и город Гдов

Из пепла и золы

Стал снова городом труда.

И вновь цветут сады,-

написала в своем стихотворении одна гдовская школьница.

Действительно, из пепла и золы снова поднялся Гдов. От прежнего, довоенного города осталось его сердце ? старая боевая крепость, а еще ? планировка. Улицы выстроились строго на своих местах, подчеркивая правильность линий.

Торговые ряды и несколько кирпичных особняков, принадлежавших когда-то гдовским купцам, дают наглядное представление о том, что строили раньше действительно на века: нет трещин, смещений и прочих дефектов, характерных для современных новостроек.

В крепости на прежнем месте восстал из небытия красавец-собор, взорванный в годы войны. Стараниями настоятеля храма отца Михаила были собраны все необходимые чертежи, обмеры, описания и фотоснимки утраченного храма. На месте будущего строительства были проведены археологические раскопки, позволившие отыскать фундамент собора. Во время раскопок было обнаружено множество человеческих останков. Экспертизой установлено, что здесь были погребены и защитники города, сражавшиеся в крепости сотни лет назад, и люди, расстрелянные уже в нашем, суетном веке, по всей вероятности, по идеологическим мотивам. Останки и тех и других были молитвенно преданы земле здесь же, у строящегося храма.

Таким образом началось духовное возрождение города.

Как бы в продолжение этой темы город Гдов удостоился чести быть включенным в Государствен­ную программу «Возрождение», строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России.

Необходимо отметить, что из 383 малых городов России, включенных в перечень, в установленный условиями отбора срок были поданы заявки на участие в конкурсе от 141 города. Из этого количества заявок только 22 города оказались в списке на участие в I этапе реализации програм­мы, в том числе и наш древний Гдов. Город, действительно, имеет тот необходимый потенциал, который сможет сделать его рекреационным центром, предполагающим туризм, отдых, курортное лече­ние и т.д.

«Как ни жестоки были разрушения стен, их со­хранность, конечно, по археологическим меркам, оказалась удивительной. Теперь, после окончания раскопок, можно сказать, что истории отечественной строительной культуры возвращен выдающийся по архитектурной и патриотической ценности во­енный комплекс XV в. площадью почти в 4 га», ? писал А.Н. Кирпичников о гдовской крепости.

«Реставрация крепости, частичная музеефикация с последующим включением ее в маршрут «Каменное кольцо» позволит иногородним, иностранным туристам ознакомиться с русскими фортификационными сооружениями средних веков, даст возмож­ность сравнить ее с форпостами других городов, а также поможет проникнуться уважением к русской культуре».

Окрестности Гдова не могут ни привлечь внимание путешественника. Край озер и лесов украшен, словно жемчужинами, церквями разных эпох и стилей. Курганы, городища, жальники ? это памятники археологии, поражающие своим количеством. Таинственные пещеры, Святые источники влекут к себе паломника и просто туриста. На гдовской земле в местечке Кярово покоится прах героя Отечественной войны 1812 года графа Петра Петровича Коновницына. Родовая усыпальница их семьи находится в церкви Покрова Божьей Матери, действующей и по сей день.

Но главный козырь ? это знаменитое Чудское озеро с прекрасными песчаными дюнами, звонкой водой, азартной рыбалкой. Каждое лето сотни отдыхающих устремляются на побережье, чтоб набраться сил и здоровья на целый год.

Много можно писать об этом удивительном крае, но лучшим выражением, пожалуй, являются строки из «Памятных встреч» М.В. Ямщиковой:

«Я люблю Гдовщину, ее леса, поля и прозрачную глубь реки Плюссы; милую Гдовщину, овеянную седыми преданьями, с ее братскими могилами, оставшимися от древних битв, с ее подмогильем ? «городищем», с языческими могилами и кладами, с ее своеобразным говором».

* Тарасы ? наружное украшение: рубленное, сруб, нередко крытое дранью. Толковый словарь В. И. Даля, том 4. Москва 1980 г.

СИНГАТУЛЛОВА Н.Л., директор Гдовского музея истории края.

ГДОВСКОЕ ОБЩЕСТВО «СОРЕВНОВАТЕЛЕЙ ИСКУССТВА»

Инициаторами создания этого объединения стали руководители Внешкольного подотдела Гдовского уездного отдела народного образования, который возглавляла Н.А. Румянцева, а также входили Н.К. Свешников, Е.Н. Новицкая, М.А. Алексеев, П.В. Вланский. Подотдел располагался в верхнем этаже дома Лезавец на р. Гдовке. На заседаниях в январе 1920 г. обсуждался проект устава, которым определялась цель: содействовать в развитии разных видов искусств (театрально-драматического, художественного и живописного, музыкального, вокального и пластического). Определялись формы деятельности: организация спектаклей, конкурсов, выставок, народных гуляний и праздников. Намечалось периодически организовывать съезды руководителей изб-читален и клубов для решения общих задач.

Основной базой для деятельности общества стал

Передвижной показательный театр г. Гдова, которому передавалось здание бывшего винного склада (150 кв.саж). По решению Гдовского исполкома началось переоборудование склада в театр на 900 мест. По смете на 1920 г. на эти цели отводилось 10639597 р. Необходимо было заменить крышу, создать сцену, новые полы, фойе, балкон, ос­вещение и отопление. Часть денег организаторы получали за счет спектаклей, которые Передвижной театр давал не только в Гдове, но и в других населенных пунктах.

Администратором театра был М.В. Гриневский (стаж 9 лет, играл в Москве и Пскове), артисты: Б.М. Галлай (стаж 12 лет), И.А. Фролов (играл в Императорском мариинском театре), А.Г. Юро-Юровский (стаж 16 лет), М.А. Черновская-Галь, Е.В. Азова (из учениц Иколы Русской драмы), М.П. Тарасова (Петроградский театр), Е.В. Тизенгаузен (оперетта), К.Т. Фролова и помощник режиссера Н.Г. Печаткинс.

За 1920 г. театром было дано 65 платных и 35 бесплатных спектаклей. Посетило спектакли более 30 тыс.человек.

Но главная цель «Соревнователей искусства» ? распространять театральное дело в школах и избах-читальнях. В ГАПО сохранились самодельные афиши спектаклей и вечеров, которые проводились на местах, но огромную помощь в их подготовке оказывали члены общества «Соревнователей искусства». Так, Румянцева, Вланский и Гриневский отвечали за репертуар, Фомина занималась пением и танцами. Из афиш видно, что ставили в основном Чехова, Островского, Аверченко и малоизвестных авторов, среди которых были учителя и ученики школ. Наиболее часто упоми­наются такие населенные пункты как Кярово, Верхоляне, Бельковщина, Чернево, Блянск, Полна, где большое участие принимали школьные работники.

Общество «Соревнователей искусства» оказыва­ло помощь местным драматическим кружкам, давая напрокат театральные костюмы, парики, грим, так как при Передвижном показательном театре был склад, предметами из которого пользовались всё.

Для оформления спектаклей был создан коллек­тив художественно-прикладного искусства, который занимался изготовлением деклараций, плакатов и вывесок, а также портретов вождей и разработкой эскизов украшения зданий к датам Красного календаря. В этот коллектив входили Сабанцева, Костин, Поляков.

Дальненейшую историю театрального дела в Гдовском уезде необходимо исследовать.

ГАПО.ф.1240.оп.1.д.81,81,89.

М.Т.МАРКОВА

ПРОГУЛКИ Г-НА ЕВЛЕНТЬЕВА: ИЗБОРСК

(ИЗ ЛЕТНИХ ПРОГУЛОК СЕКРЕТАРЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ)

Шоссейный тракт от Пскова к Изборску прям, ровен и гладок, как поверхность стола. Изборск тогда только заметишь, когда к нему близко подъедешь. Это город кривичей, которыми он и основан ещё в доисторическое время. Есть, между прочим, сказание, что Изборск основан Словеном, сыном Гостомысла, и носил начально имя города Словенска по имени своего основателя, и уже впоследствии временно переименован Изборском в честь Избора, сына Словенова (Изборские ключи, бьющие из горы, именуются славянскими ключами. Когда я взбирался на означенную гору, мне припомнились слова из либретто знаменитой в своё время романтической оперы Верстовского: «Аскольдова могила» ? слова «близко города Словенска, наверху крутой горы знаменитый жил боярин...»). Сказание повествует, что Трувор, брат Рюрика, княжил недолго в Изборске и умер, и погребен по поганскому (т.е. языческому) обычаю на высокой горе. Государыня императрица Екатерина II Великая сочинила медаль в память Трувора с изображением. насыпного кургана в Изборске с надписью: «до днесь памятен» и с подписью внизу: «Трувор скончался в Изборске 864 года». Указывают как на место погребения его, во-первых: на большую плиту с каменной насечкой, изображающую четырехугольники, один в другой вложенные, находящуюся на местном кладбище, которую называют Труворовою могилою, и, во-вторых, на тот возвышенный пункт, где стоит Городищенская церковь. Настоящим же исследованием могилы Трувора ? насколько мне известно ? никто ещё не занимался специально. Изборск, по-видимому, неоднократно переменил своё место, на что указывает находящееся там древнее городище со старинною каменною церковью. Изборск как в древности состоял, так и ныне состоит из каменного на горе замка (т.е. крепости) и посада, вокруг него поселившегося. Изборск, будучи крайним оплотом Руси на северо-западе, имел в свое время немаловажное стратегическое значение и был, без сомнения, значительным городом. Как пограничная крепость он неоднократно подвергался нападениям ливонских рыцарей. Сам орденмейстер Плеттенберг осаждал его, но был отбит. Мощные стены и высокие башни замка, господствующие над окрестностью, хорошо защищали посад от нападений неприятельских, а крепостные пушки метали свои ядра на далекое про­странство. Однако же как-то изборяне оплошали, и ливонские рыцари, сделавши нападение на них, выжгли весь посад.

«Псковские городские ведомости» №14 от 3 апреля 1876 года

Изборская крепость имеет форму непра­вильного семиугольника, высокие стены и грозные башни которой, как-то: Темнушка, Плоскушка, Куковка, Рябиновка и Вышка, хорошо сохранились; но башня-колокольня наполовину уже снесена за ветхостью, и тайник, посредством которого брали из-под горы воду, обрушился; означенным тайником совершался крестный ход к воде в прежнее время. Крепость эта была, кажется, уже третею и сооружена в 1330 году.

В 1701 году в крепости ещё находились железные пушки и потребное количество пушечного ручного зелья, то есть пороху. Порох хранился в погребу, под башнею, а в самой башне лежал свинец и фитиль. Караул содержали стрельцы. В крепости находились нижеследующие постройки: казенный государев двор, его же житейный двор, воеводский двор (местное воеводское управление было учреждено в 1632 году) и уездных всяких чинов житницы. На посаде прежде был девичий монастырь Рождество Богородицы с богадельнею, где в 1675 году игуменьей была старица Евфимия, монастырская церковь поныне существует, она обращена в приходскую. На посаде же, между прочим, ещё находились: таможенная изба и печерский вишневый сад; одна из посадских улиц называлась мощенкою.

Кроме частых набегов на Изборск ливонских рыцарей, его опустошала неоднократная моровая язва и пожары.

Изборск посещали цари: Иван IV Грозный на пути в Печерский монастырь, Петр I Великий, следовавший в первое свое заграничное путешествие, и Александр Первый благословенный, державший путь в белорусские губернии.

Изборск в первую очередь примечателен по превратностям своей исторической судьбы. С самого начала он был, как известно, столицею одного из первых русских князей ? Трувора, родного брата Рюрика и Синеуса, потом был простым пограничным городом с цитаделью; далее ? заштатным, безъуездным городом, а ныне он уже низведен на степень обыкновенной слободы. Псковичи, желая, без сомнения, поднять историческое значение Изборска, зачастую именуют его пригородом.

«Псковские городские ведомости» №15 от 17 апреля 1876 года

Из местных археологических находок нам известно весьма немногое, а именно:

1) крестьяне при распахивании полей находили человеческие скелеты с разными украшениями из меди, как-то: с змееобразными венцами, ожерельями, цепочками и прочим.

2) на горе, возле замковой стены, попадаются случайные серебряные монеты. Отцом дьяконом Сырохновым представлены были в губернский статистический комитет две монеты, которые и поступили в музей археологической комиссии.

3) в саду священника Хвоинского случайно была вырыта в земле собакою ветхая оловянная дарохранительница, которая тоже поступила в означенный музей.

4) при сломке башни-колокольни в крепости был найден в одном из столбов замурованный человеческий скелет.

В окрестностях Изборска примечательны: 1. мальский погост; 2. городище; 3. языческое кладбище на Печерской дороге; 4. вся местность по течению славянских ключей; 5. алебастровые ломки.

Главное занятие жителей состоит в землевозделывании.

До сих пор мы имеем одно краткое историко-археологическое описание Избор­ска, составленное автором «Истории княжества псковского» митрополитом Евгением под названием: «Летопись древнего славено-русского княжеского города Из­борска». С.пб., В типографии Смордина, 1825 год» с видом и планом Изборска и немногими чертежами, находимых в земле древностей.

Я не знаю в губернии местности более интересной в археологическом отношении, чем Изборск и его окрестности. Там не только историк и археолог, но даже поэт и художник найдут материалы и краски для своих трудов.

Изборск ждет особой археологической экспедиции.

«Псковские городские ведомости» №16 от 24 апреля 1876 года

ОБРАЗЫ РОДНОЙ ПРОВИНЦИИ

Владимир Кузьмин Турбасов (1895 -1986) родился в Пскове. Его родители были выходцами из крестьянской среды: родиной матери была деревня Большое Загорье, дед служил у помещика кучером и был крепостным.

Призвание художника определилось уже в юные годы, когда мальчик начал самостоятельно рисовать портреты домочадцев и копировать иконы. Первые профессиональные навыки были получены от художника П.М. Ко­ренева, выпускника Академии художеств, который вел занятия в Городских рисовально-технических классах, размещавшихся в Поганкиных палатах, где был единственным педагогом. Об успешном окончании классов свидетельствует уверенно сделанный с натуры «Портрет ямщика» (1912 г.), хранящийся ныне, как и многие другие работы «псковского» периода, в собрании Псковского музея-заповедника.

В 1913 г. юноша был принят в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петрограде, где преподавали замечательные русские художники Н.К. Рерих, А.А. Рылов, И.Я.Билибин. Сохранившиеся рисунки 1914 г. не принадлежат к числу учебных работ. Сделанные во время каникул, для себя, они рождены впечатлениями о жизни родной провинции. Несмотря на набросочность, этюдно намеченные позы, повороты фигур, неясно обозначен­ные лица, в каждом рисунке просматривается живой человеческий характер: вот напряженно дремлет мальчик на побегушках, готовый в любую минуту вскочить на окрик хозяина («Половой мальчик в трактире»); вот две задушевные подруги, мечтающие за книгой («За чтением»); вот до болезненности застенчивая девочка-подросток («Портрет девочки-крестьян­ки»)... В числе лучших рисунков этого времени ? «Сестры спят», в смелой диагональной композиции которого удачно использована как чистая линия угольного карандаша, так и растушевка его в тенях. Две спящие круглолицые, курносые девушки полны покоя, душевного и телесного здоровья.

К тому периоду относятся пейзажи в технике масляной живописи, написанные в окрестностях Пскова во время летних каникул 1914 года: «Солнечный день», «Лучи солнца», «Погост Любятово». Сделанные быстро, почти бегло, они тем не менее точно передают состояние природы.

По окончании школы Общества поощрения художеств Турбасова призвали в армию. Октябрьскую революцию и гражданскую войну он встретил на фронте, не расставаясь с карандашом и в солдатских окопах, о чем свидетельствуют сохранившиеся рисунки. В их числе «Портрет солдата» и «Портрет крестьянки», запечатлевшие полные достоинства образы простых русских людей.

Полнокровная творческая деятельность Турбасова началась с 1919 г., по возвращении в родной Псков. Жизнь тихого провинциального городка в те годы заметно оживилась. Вокруг художественно-промышленной школы и Псковского музея собрались любители искусства, творческая молодежь, увлеченная идеей создания новой культуры. Турбасов включился в развернутую в этой среде выставочную деятельность. В 1920 г. вместе с другими псковичами он участвует в «Выставке картин русских художников», где экспонировались работы известных мастеров ? Б. Григорьева, А. Бенуа, К. Сомова, М. Шагала. Из нескольких показанных на этой выставке работ Турбасова сохранилась одна: «Девушка под вуалью». По свидетельству автора, она была сделана в 1919 г. в псковском драмтеатре, где он работал художником. Легкая вуаль на лице случайно заглянувшей в «декорационный сарай» девушки придавала ее женственности особую привлекательность и загадочность. Турбасов тут же попросил незнакомку немного попозировать и, взяв широкую кисть, быстро, в один цвет, сделал с натуры ее портрет.

Одухотворенностью образов выделяются сделанные в том же 1919 г. итальянским карандашом на желтом и розоватом картоне «Портрет художника Дайбера» и «Портрет неизвестной». Тонкая сетка пересекающихся линий окутывает лица воздушной дымкой, заглубляет их в пространство листа, наполняя особой человеческой теплотой.

Работу над камерным лирическим портретом Турбасов продолжал и в последующие годы. Композиция и колористическое решение каждого из них продиктованы особенностями натуры. Неординарная внешность модели, часто привлекавшая художника, воспринималась им как отражение столь же своеобразного характера. Примером тому являются выполненные в 1820-х годах и запечатлевшие псковичей «Портрет учительницы Н.А. Карзовой» и «Портрет пианистки Пеккер», «Портрет Богушевской» и др.

В псковский период жизни, продолжавшийся до 1929 г., творчески активная натура Турбасова раскрылась в различных аспектах. Работая художником-декоратором в Народном доме им. Пушкина, он занимался рекламой, изготовлением и реставрацией театральной бутафории, а также оформлением спектаклей, которых на его счету было более десятка.

Другая сфера его творчества ? агитационно-массовое искусство. Он изготовил и расписал знамя Псковской караульной роты (1920 г.), создал для различных учреждений города (и более всего для Дома Красной Армии) множество панно, стендов, плакатов агитационного содержания. Идею одного из таких произведений, «Социалистическим соревнованием ускорим строительство социализма», сам художник объяснял следующим образом: «Так называемые «колеса» есть не что иное, как стилизованные манометры... Каждый из трех рабочих, нажимая на их рычаги, дает энергию движения заводам...»

С 1929 г. Турбасов жил в Ленинграде. Здесь он вступил в Ассоциацию художников революционной России, а затем ? в Союз художников, участвовал во многих выставках. Однако город своей юности никогда не забывал. Не случайно его персональная выставка, подводящая итог долгой жизни в искусстве, состоялась сначала в Пскове (1977 г.), и лишь позднее, в год 90-летия художника ? в Ленинграде (1985 г.). Лучшие же из его работ ? а таковыми оказались пейзажи, портреты и агитационные эскизы псковского периода ? нашли свое место в собраниях двух музеев: Псковского му­зея-заповедника и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Н.САЛТАН

© Стерх, 2001.

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: Ржавый (22.07.2016)
Просмотров: 363 | Теги: Хроники, Война, город, время, Правительство, Музей, дом, церковь, театр, спектаклей | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
[Полезные советы]
Накрутка лайков Вконтакте от сайта VIEWS.SU (0)
[Полезные советы]
Где заказывают накрутку подписчиков во "ВКонтакте"? (0)
[Строительство и ремонт]
Основные требования, выдвигаемые для пожарных водопроводов (0)
[Полезные советы]
Как быстро стать популярным на платформе Likee (0)
[Бизнес и финансы]
Средства виртуализации рабочих мест vdi от лучшего решения Termidesk (0)
[Компьютерная безопасность]
Русская ОС Astra Linux 1.8 развивается и крепнет (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества дома из клееного бруса (0)
[Отдых в России]
Для незабываемой встречи с проституткой в Москве посетите сайт moskva-kiski.com (0)
[Полезные советы]
Как выбрать адвоката для помощи в суде: особенности и важные нюансы (0)
[Здоровье]
Для излечения варикозного расширения вен в Москве обращайтесь в Центр флебологии (0)
[Строительство и ремонт]
Покупайте нерудные материалы в компании ТК АЛГОРИТМ на её официальном сайте algnm.ru (0)
[Отдых в России]
Чем интересно Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге (0)
[Товары для дома]
Ультрасовременные ванные (0)
 


Самые читаемые статьи

СОВЕТЫ ОТ ХРЮШИ И СТЕПАШКИ (0)
Где в Москве можно заниматься дайвингом? (0)
Семейный бизнес (4)
КРАСОТА ОТ ПРИРОДЫ (0)
С новой формой и 400 000 евро вас, россияне! (0)
Каковы размеры футбольного поля? (0)
Для Assassin's Creed II готовятся два DLC (0)
Какова биография Гуса Хиддинка? (0)
Возвращение любимой здравницы (0)
Ремонт велосипеда в полевых условиях (0)
Учимся летать (4)
Основные тенденции мужской моды (0)
Volkswagen Bora 1.6 (0)
Одна дома: царевна-лягушка с простоквашей на попе (0)
10 Самых Полезных Напитков (0)
Осенние угри (0)
Юмор на здоровье (0)
НАСА и инопланетные технологии (0)
Натуральные маски для всех типов волос (0)
Спасите губы в жару (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024