Положение армии Батория под Псковом становилось всё хуже и хуже. Озабоченный неудачами, король стал думать о мире. Собирались «совет за советом, — пишет Пиотровский, — кого бы выбрать в послы для переговоров с русскими... Все усилия употребляем, кажется, чтобы заключить мир, да домой отправиться вслед за королём».
Иван Грозный, вынужденный вести войну с несколькими противниками, со своей стороны тоже стремился к миру. 13 декабря польские и русские послы съехались для переговоров. Но переговоры тянулись и не приводили к успеху, так как поляки стояли на старых требованиях. Доблесть псковичей ускорила заключение перемирия. Баторий покинул лагерь и уехал в Варшаву, оставив вместо себя гетмана Замойского. 4 января псковские воеводы напали на Замойского и нанесли полякам сильное поражение. После этого Замойский заявил польским послам, что войско его не может больше держаться, что нужно или подписать договор, или бежать. 15 января 1582г. перемирие между Москвой и Речью Посполитой сроком на 10 лет было подписано. По его условиям русские отказывались от завоеваний в Ливонии, поляки же должны были освободить захваченные ими русские города.
Оборона Пскова явилась выдающимся событием русской истории и вместе с тем всемирной истории. «То истина, — писал Карамзин, — что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится из нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени.»
Вскоре Пскову пришлось ещё раз защищать Русское государство от его другого старого врага — Швеции.
В 1615 г. шведский король Густав-Адольф осадил Псков. Захват Пскова был связан для шведов с широким планом отторжения от России её западных областей. Часть этой территории, в том числе Новгород, уже была в их руках, и битва за Псков, главнейший военно-стратегический узел Московского государства на западе, должна была решить судьбу многолетней войны.
Полтора месяца шведская армия осаждала Псков. Гарнизон города был невелик, население Пскова уменьшилось после тяжёлых войн. И всё же героические защитники города отбивали все приступы врага. В стойкой и мужественной обороне они нанесли поражение шведам. Шведы
сняли осаду и отступили. Победа псковичей заставила Густава-Адольфа искать мира. Швеция вынуждена была вернуть России Новгород Великий и часть захваченных земель. Для России заключённый со шведами мир имел огромное значение; Москва праздновала его как победу.
III
Средневековый Псков создал не только замечательный государственный организм, выдержавший испытание многовековой борьбы с многочисленными врагами. Древний Псков создал также большудо и своеобразную культуру и был одним из важнейших культурных центров древней Руси.
О высоте культуры Пскова можно судить по оставленной им письменности, которая по объёму своему не уступает книжному наследию Новгорода, Пскову известны были многие выдающиеся произведения древнерусской литературы, созданные в других центрах Русской земли, и литературы мировой в переводах. Через псковскую письменность дошла до нас замечательная переводная повесть о Соломоне и Китоврасе. Лучший из сохранившихся списков Галицко-Волынской летописи — выдающегося произведения древнерусской исторической литературы — был сделан в Псковской области. Здесь хорошо знали «Слово о полку Игореве»: в псковском апостоле 1307 г. имеется древнейшая цитата из «Слова», а единственный известный нам список самого «Слова» обладает яркими чертами псковского диалекта, а местами и псковской фразеологии, что заставляет предполагать его псковское происхождение.
И позже, в XVI в., Псков и его монастыри оставались крупными центрами литературной деятельности. Один из образованнейших людей этого столетия, князь Курбский вёл переписку с Псково-Печерским монастырём, откуда выписывал себе редкие книги.
Литературные произведения Пскова посвящены преимущественно историческим событиям родной земли и её героям. Они написаны простым, ярким и образным языком, полным народных слов, выражений, пословиц. Летописи Пскова непосредственны и живы в рассказах о пережитых народом событиях, лиричны в описаниях; нередко в отзывах о лицах и в оценках фактов проявляется личность летописца. Псковская книга демократична по своему внешнему виду. Она скромна по оформлению и дешева по материалу и исполнению. Для псковской книги характерны приписки её писцов в виде шуточных замечаний, реплик, народных пословиц и поговорок.
В XIV в. в Пскове возникло учение, известное в истории под названием «стригольничества», распространившееся отсюда на Новгород, Тверь, Москву и другие города. Это было первое в древней Руси широкое движение общественной мысли, вступившее в борьбу против гнета старой церковной организации. Оно положило начало тому кипучему умственному движению и большой идейной борьбе, которые глубоко волновали русское общество на протяжении двух следующих столетий.
Искусство Пскова, как и его литература, связано с широкими слоями псковского населения и глубоко народно.
Живопись Пскова мы узнали в последние десятилетия, когда к одиночным произведениям, известным ранее, прибавились многочисленные новые открытия. При советской власти учёными был открыт и расчищен от позднейших наслоений, закрывавших древнюю живопись, ряд псковских икон XIII—XVI вв. Были расчищены знаменитые фрески собора Спасо-Мирожского монастыря, относящиеся к XII в. и сохранившиеся в основных частях здания настолько хорошо, что создаётся целостное представление об общем характере внутреннего живописного убранства древнерусского храма XII в. В этом отношении роспись является памятником уникальным. Была продолжена расчистка открытой незадолго до революции росписи собора Снетогорского монастыря, исполненной в 1313 г., и открыта совершенно неизвестная ранее роспись 1465 г. церкви в селе Мелётове.
Памятники псковской живописи заняли особое место в истории древнерусского искусства. Они свидетельствуют о сложившейся в Пскове своеобразной школе живописи, которая сильно отличается как от новгородской, так и от московской.
Некоторые особенности этой школы объясняются близостью псковской живописи к народным массам.
Многие псковские иконы XIII—XV вв. сделаны из дешёвых материалов и отличаются простотой и безыскусственностью исполнения, отсутствием того блеска мастерства, который вырабатывался у художников, создававших дорогие вещи для привилегированных слоев общества. Но в этих памятниках, как и в тех, где художники Пскова проявляли большое профессиональное мастерство и использовали для живописи и оформления своих произведений дорогостоящие материалы, остаётся общий всем псковским памятникам характер стиля. Может быть, в силу условий непрестанной напряжённой борьбы псковская живопись XIV—XV вв. сохранила суровые, монументальные образы, сложившиеся в русском искусстве XI—XII вв. Она восприняла характерные для эпохи усложнённые композиции, любовь к рассказу, повествовательные подробности, но осталась приверженной к величественной неподвижности и плоскостности. Лучшие её композиции отличаются торжественностью. Для псковского мастера типична любовь к старому приёму изображения бликов света золотом в виде параллельной или расходящейся лучами прямой штриховки.
Колорит псковской живописи обычно тёмный и ограничен немногими тонами. Если не считать фона, то он сострит всего лишь из трёх тонов (коричневый, красный, тёмнозелёный) или даже двух (красный, зелёный), причём таких красок, каких мы не встретим в современных им памятниках Новгорода и Москвы. В искусстве Пскова создался свой особый тип лиц. Это лица с удлинённым овалом и несколько как бы припухшими щеками, с прямым тонким носом, утолщающимся к кончику, который немного надвисает над губой, и с бровями, сильно поднятыми к краям, что придаёт лицу своеобразное выражение. По этому типу легко было отличить произведение псковского мастера.
Стиль псковской живописи может произвести впечатление архаичности. Ей были чужды многие из тех новых задач, которые решало искусство богатого боярского Новгорода и великокняжеской, а вскоре царственной Москвы. Псковская живопись явилась новатором в иных отношениях: она дала новые темы, новые сюжеты, новое толкование старым темам. Здесь проявилась её близость к Западу. И новшества псковских мастеров, выполнивших заказ для Москвы, оказались для Москвы столь необычными, что вызвали протест и обвинения со стороны одного из высших правительственных лиц — Висковатого, закончившиеся разбором дела на специальном соборе.
Искусство псковских живописцев получило признание за пределами Пскова. Они не раз вызывались в другие города для выполнения заказов. В Москве в 1547 г. им были поручены работы в придворном Благовещенском соборе: это показывает, насколько высоко ценилась работа псковских мастеров.
От эпохи расцвета ? архитектуры Пскова XIV— XVI вв. сохранились его храмы и крепостные сооружения: то, что строилось из камня; остальные постройки были деревянные и не уцелели.
Легко может создаться впечатление, что псковская архитектура сходна с архитектурой Новгорода и что зодчие Пскова строили, подражая Новгороду. Действительно, многие псковские храмы XV—XVI вв. — это такие же, как и в Новгороде, кубические здания с четырьмя столбами внутри, которые поддерживают главу, венчающую здание. Их стены так же расчленены на три части выступающими лопатками, соединёнными вверху многолопастными арками и, так же как в поздних новгородских постройках, завершались фронтоном. Арочные украшения на стенах алтаря взяты от Новгорода.
Но внимательное ознакомление с памятниками Пскова приводит к выводу, что сходство их с новгородской архитектурой чисто внешнее и что зодчество Пскова развивалось своим особым путём. Как в живописи, так и в архитектуре Псков создал самостоятельную школу.
Псковские зодчие, взяв от Новгорода некоторые формы обработки фасадов, изменили их. Фронтон, завершающий стену, стал у псковичей декоративной формой. Они надстраивали его на стенах выше сводов, чего никогда не делали новгородцы: сводчатые перекрытия в Пскове устраивались иначе, чем в Новгороде. В Пскове изменили и форму фронтона — сделали его симметричным и соответственно иначе вычерчивали многолопастные арки, так что средняя и западная арки становились примерно равной вышины.
Что же касается внутренней организации пространства, то в псковской архитектуре Она была иной, чем в Новгороде.
Одно из первых каменных сооружений Пскова — собор Мирожского монастыря, построенный между 1144—1152гг. Архитектура его монументальна, как монументальна вся архитектура XII в. Но формы Мирожского собора отличаются от господствовавшего в то время типа храма. Строитель его стремился уменьшить объём здания: он снизил западные углы здания, вовсе уничтожил восточные, поместив на их место боковые полукружия алтаря. Здание получило крестообразную форму.
Формы Мирожского собора были повторены псковичами в XIV в. в соборе Снетогорского монастыря и оказали влияние на ряд псковских построек XIV—XVI вв. таким образом, уже в XII в. в псковской архитектуре были поставлены задачи, над которыми она стала работать в последующие столетия.
Строившиеся преимущественно для небольших общественных объединений или типичных для Пскова мелких монастырей псковские церкви должны были быть небольшими зданиями, приспособленными для общественных и хозяйственных нужд их строителей. В храмах обычно устраивались подвалы, перекрытые каменными сводами, для хранения имущества и товара, так как каменные церкви были наиболее надёжным местом в деревянном, часто подвергавшемся пожарам, городе. Церкви обстраивались приделами и папертями, которые возникали в разное время и образовывали в целом живописную группу построек, объединённых вокруг большего по размеру и высоте здания. В связи с этой группой или вблизи неё ставилась звонница для колоколов. Часто звонницы достигали больших размеров, а нижние их части превращались в многоэтажные постройки с многочисленными подвалами, складочными и другими помещениями. Подобные звонницы были известны и в других местах, но нигде, они не получили такого развития, как в Пскове; звонницы — одна из наиболее характерных и своеобразных особенностей архитектурного пейзажа Пскова.
Работая над созданием небольшого и недорогого здания, псковские зодчие дали ряд оригинальных построек и различные конструктивные формы.
Чтобы создать впечатление высоты внутри своих невысоких церквей, псковские зодчие применили различные, неизвестные архитектуре Новгорода, конструкции арок, поддерживающих главу. Особенно удачной оказалась форма ступенчатых арок, более высоких, чем прилегающие своды: арки подняли главу и создали постепенное нарастание пространства к центру. Пользуясь конструкцией ступенчатых арок, псковские зодчие решили ещё другую задачу: постройки небольшого здания, лишённого внутренних столбов, в котором система перекрещивающихся арок перекрывала помещение. И здесь, как и в зданиях с четырьмя внутренними столбами, псковские зодчие дали разнообразные формы. Ни в одном другом центре русской земли XV в. мы не найдём такого богатства архитектурных форм, как в Пскове.
Красотой простых форм псковская архитектура обязана тонкому чувству объёмов, пропорций и материала — чувству, которым были щедро наделены псковские зодчие.
Украшением спокойной глади стен, фасадов служили несложные, но нарядные поясы орнамента из различного рода впадинок и арочек, в рисунке которых зодчие чудесно использовали особенности псковской плиты, служившей им строительным материалом.
Позднее, в конце XVII в., когда в Пскове развилось большое каменное гражданское строительство, его зодчие и в эту область внесли свои особенности. Ни один другой древнерусский город не богат старыми жилыми домами так, как Псков. Из памятников этой эпохи псковского зодчества широко известны Поганкины палаты, большой каменный дом купца С. И. Поганкина — владельца 44 лавок, «головы» Монетного двора. В этом сохранившемся до наших дней доме—3 этажа, 28 комнат и обширные подвальные помещения.
Подобно живописцам, зодчие Пскова пользовались широкой известностью и привлекались для работы в Москве и других городах Московского государства. Постройки их и поныне можно видеть в Московском Кремле, а также в Казани и в Свияжске, где, вдалеке от Пскова, у Волги, стоят характерные псковские храмы.
Отдалённый от нас столетиями, древний Псков принадлежит не одному прошлому. Культура, литература, искусство, созданные им, оставили многообразные памятники, продолжающий жить среди последующих поколений. Эти фрагменты прошлого входят в новую эпоху не только как документы истории. Они сохраняют силу своего воздействия на новые поколения и оказывают влияние на непрекращающийся творческий процесс создания русской культуры.
IV
Пётр I, воссоединивший с Россией Прибалтику, отодвинул границы созданной им империи далеко на Запад. С XVIII в. Псков утратил свою военно-стратегическую роль. Открытые отныне для России балтийские порты, и прежде всего вновь основанная столица, оттянули от Пскова торговлю. Псков надолго становится провинциальным городом, лишённым большого значения. В начале XIX в. в нём было всего около 5 тысяч жителей.
«Мирная», «забытая глушь», — так в начале XIX в. описывает Псковский край А. С. Пушкин.
Но здесь, на, Псковской земле, жил и творил Пушкин. Здесь находится его могила. Вот почему «мирный» Псковский край начала XIX з. вписал новые волнующие страницы в свою славную летопись.
На крутом склоне берега реки Сороти, недалеко от её впадения в Великую, стоят высокие валы — остатки старого псковского пригорода Вороноча, «некогда обширного и по торговле и по числу жителей», как писал о нём в конце XVI в. один иностранец. Недалеко от Вороноча вверх по Сороти—высокий холм Савкина горка: это—другое городище. В немногих километрах к югу— Святогорский монастырь со старым собором — памятником древней псковской архитектуры. Здесь, в местах прежнего «псковского рубежа», находилось имение прадеда Пушкина—Абрама Петровича Ганнибала. Часть ганнибаловского поместья — сельцо Михайловское перешло по наследству во владение родителей А. С. Пушкина.
Пушкин был здесь несколько раз: впервые — восемнадцатилетним юношей тотчас по окончании Лицея, осенью 1817 г.; вторично — летом 1819 г., после тяжёлой болезни.
Два года — с 1824 по 1826 — он провёл в Михайловском в ссылке. Опальная жизнь изгнанника, отрезанного от друзей и культуры, была тягостной для поэта. Но «тоску» и «бешенство скуки» «невольной жизни» «в печальной деревенской глуши», на которые нередко жаловался поэт, преодолел «труд свободно вдохновенный».
«В строгом уединении, вдали охлаждающего света», «в уединеньи величавом», отдыхая от прежнего шума и волнений, он чувствовал, что для его творчества «лучшего положения... нельзя и желать», что его «духовные силы достигли полной зрелости» и что он «может творить».
Окрестности Михайловского прекрасны спокойной красотой русской северной природы: отлогие невысокие холмы, покрытые лесами, пашнями, деревнями; озёра, извивающаяся река и заливные луга. Эти места будили в русском сердце воспоминания о славном прошлом родного народа.
...где славной старины
Не все следы истреблены,
Где сердцу русскому доныне
Красноречиво говорят:
То стен полуразбитых ряд
И вал на каменной вершине,
То одинокий древний храм
Среди беспажитой поляны,
То благородные курганы
По зеленеющим брегам...
Так писал Языков в стихав со строфами, обращёнными к Пушкину. Эти мысли и чувства были близки им обоим. Пушкин «в изгнаньи мирном» «вздыхал о милой старине». Его мысль направлялась то к образам «Бориса Годунова», то к теме о прадеде-арапе—сподвижнике Петра. В народе хранились богатые сокровища поэтического творчества. Дома Пушкин слушал сказки няни Арины Родионовны. Он писал об этом брату: «вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!». Пушкин записывал песни, услышанные от крестьян, от слепцов и странников на ярмарках.
В общении с русской природой, с историческими воспоминаниями, с народом и его творчеством, в живом наблюдении русской жизни — быстро развивался гений поэта и достиг своего полного расцвета. Два года, проведённые в Михайловском, были творчески плодотворны. За это время Пушкиным было создано около ста произведений, не считая того, что было только начато или задумано.
В Михайловском Пушкиным написаны: «Деревня», «Борис Годунов», часть глав «Евгения Онегина», «Я помню чудное мгновенье» (к А. П. Керн), «Роняет лес багряный свой убор» («19 октября 1825 года»), «Цыгане», «Граф Нулин». В одно из позднейших посещений написана знаменитая элегия «Вновь я посетил тот уголок земли».
Со старыми воспоминаниями древней Псковщины соединились для русского человека воспоминания о величайшем национальном поэте. Рядом с городищем Вороночем, Савкиной горкой—остатки Михайловского с вековыми аллеями и «домиком няни», Тригорский парк — места, где жил и творил Пушкин. Воплощённый в его стихах, пейзаж этого уголка Псковской земли неразрывно связан с Пушкиным.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро...
Вот место —
На границе
Владений дедовских...
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями...
Здесь стояли три сосны:
.. .когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал...
Эта дорога — дорога в Тригорское. Юношей, покидая псковскую деревню, поэт мечтал вновь вернуться
...под липовые своды,
На скат Тригорского холма...
Здесь же, близ «холмов Михайловского, сеней Тригорского, волн голубой Сороти», — среди этих мест, полных воспоминаний о живом Пушкине, находится его могила. Тело Пушкина покоится у стен древнего собора Святогорского монастыря на высоком холме под белым мраморным обелиском.
Псковской земле суждено хранить драгоценнейшую реликвию русского народа — могилу его великого поэта.
* * *
Со старым Псковом связан один из моментов жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина: здесь Ленин пробыл большую часть времени после возвращения из ссылки и до отъезда за границу в первую эмиграцию.
29 января 1900 г. срок трёхлетней сибирской ссылки Ленина кончился. Ему было запрещено жить в столицах и во всех значительных промышленных, а также университетских городах. Ленин выбрал Псков — город, расположенный недалеко от Петербурга, где было несколько его учеников и соратников по «Союзу борьбы». 26 февраля Ленин приехал в Псков, вскоре поступил на службу в Губернское земство статистиком и, переменив несколько квартир, окончательно устроился в маленькой комнате на третьем этаже большого каменного дома по Архангельской улице.
Обосновавшись в Пскове, Ленин приступил к осуществлению своего плана построения марксистской партии, начав с создания большой общерусской газеты как средства идейного и организационного сплочения партии.
План издания газеты «Искра» был обдуман Лениным ещё в ссылке. Возвращаясь из Сибири, он останавливался в Уфе, в Москве, заезжал нелегально в Петербург, используя эти остановки для свиданий и совещаний с местными социал-демократами, уговариваясь о предстоящей работе, подбирая людей для задуманного дела, готовя пути распространения будущей газеты. В Пскове подготовительная работа должна была быть завершена.
С приездом Ленина Псков становится центром деятельности революционных социал-демократов, их штаб-квартирой. Несмотря на надзор охранки, Ленин проводит большую работу среди местной революционной интеллигенции. Краткое пребывание Ленина в Пскове, оказало на неё большое влияние.
Отсюда, из Пскова, Ленин устанавливает связи и ведёт переписку с отдельными социал-демократами в других городах с той же целью — обеспечить поддержку и содействие «Искре». К нему приезжают партийные работники из разных мест, приезжают за советом, указанием, для переговоров. Ленин из Пскова совершал поездки в другие города России, всюду устанавливая связи и вербуя сторонников своего плана создания общерусской политической газеты.
В апреле состоялось так называемое «Псковское совещание» революционных марксистов совместно с легальными марксистами. Оно происходило в принадлежавшем железнодорожному служащему Бочкарёву небольшом деревянном домике, расположенном на крутом берегу реки Псковы, в переулке, который в память этого события получил после революции название переулка «Искры». Это организованное Лениным и проведённое под его руководством совещание обсудило составленный им «Проект заявления редакции «Искры» и решило важнейшие вопросы, связанные с созданием и распространением газеты. Издание «Искры» было подготовлено.
«Но такую газету невозможно было организовать в царской России из-за полицейских преследований. Через месяц—два газета была бы выслежена царскими сыщиками и разгромлена. Поэтому Ленин решил издавать её за границей».
В мае 1900 г. Ленин получает заграничный паспорт и вскоре покидает Псков.
11 декабря за границей вышел первый номер ленинской газеты «Искра».
Семнадцать лет спустя город, где зародилась «Искра», стал свидетелем крушения русского самодержавия.
На станции Псков кончила своё существование монархия: здесь, в вагоне царского поезда, Николай II подписал отречение от престола.
V
Через семь столетий после исторического столкновения немецких меченосцев с русским народом, закончившегося полным разгромом этой первой попытки германцев завоевать русские территории и уничтожением их ордена, Псков и Псковская область стали ареной борьбы против нового немецкого «натиска на Восток». Здесь, на древней Псковщине, молодая Советская республика дала свой первый отпор наступлению технически прекрасно вооружённого и организованного германского империализма.
Вступив в мировую войну 1914 г. с идеями мирового господства и планами широких захватов, Германия включила в эти планы завоевание обширных русских земель. В агитационных картах, издававшихся перед войной, границы Германской империи захватывали на севере Псков, Новгород и Петроград.
Русская революция, казалось немецким империалистам, приблизила осуществление этой задачи. Разложение царской армии, внутренние трудности молодого советского государства, по их мнению, открывали германским войскам беспрепятственный путь на Восток. Многим в Германии Россия представлялась уже как бы завоёванной.
С первых же дней победы Октябрьской революции советское правительство развернуло борьбу за мир. Чтобы окончательно упрочить советскую власть, нужно было прежде всего покончить с войной.
На мирные предложения Советской России Германия ответила требованием отторжения больших территорий и уплаты значительной контрибуции. Переговоры о мире она умышленно затягивала.
Предательство Троцкого и Бухарина, сорвавших заключение мира, сыграло на руку немецким империалистам. Немецкие армии, нарушив заключённое перемирие, перешли в наступление по всему фронту. Не встречая сопротивления со стороны демобилизуемой и окончательно деморализованной, стихийно отступавшей старой царской армии, немцы быстро продвигались. Небольшие. отряды -кавалерии и самокатчиков захватывали крупные города, важные железнодорожные узлы, богатейшие склады. Согласие советского правительства идти на все уступки ради заключения мира не останавливало наступления. На Северном фронте немцы двигались на Нарву и Псков, ставя целью захват Петрограда.
22 февраля Совет Народных Комиссаров опубликовал написанный Лениным декрет-воззвание: «Социалистическое отечество в опасности!». В этом обращении Ленин требовал предоставить все силы и средства страны на дело обороны, вменял в обязанность всем Советам и революционным организациям «защищать каждую позицию до последней капли .крови» и предлагал беспощадно уничтожать всех сопротивляющихся и противодействующих защите социалистического отечества.
Этот призыв советского правительства вызвал огромный патриотический подъём в стране. На следующий день, 23 февраля, газета «Солдатская правда» сообщала: «Воззвание Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество в опасности» вызвало взрыв энтузиазма в массах. Началась массовая запись социалистических добровольцев. .. тысячи женщин заявляют о полной готовности вооружиться...».
Вечером 24 февраля немцы подошли к Пскову и заняли станцию Псков I, 25 февраля город был в их руках. Сформированные на месте отряды Красной гвардии пытались в уличных боях оказать им сопротивление; взрывом пироксилинового склада был уничтожен батальон немцев. Но силы были неравны, малочисленные, неопытные и необученные отряды защитников города вынуждены были отступить.
Однако отпор, на который немцы впервые натолкнулись в Пскове, усиливался. Путь их дальнейшему продвижению преградили быстро созданные в Петрограде и отправленные под Псков отряды Красной Армии.
«Первые же удачные для нас столкновения с неприятельскими передовыми частями у сёл Черняковицы и Яхново показали немцам, что кончилось их триумфальное шествие... Отпор, неожиданно встреченный немцами со стороны псковских отрядов, заставил их не только приостановить дальнейшее наступление, но после целого ряда стычек и боевых столкновений... обнаглевшие хищники принуждены были оттянуть свои передовые части к Пскову». (Из приказа командующего отрядами псковского авангарда).
План захватить Петроград стремительным ударом рухнул. Под Псковом наступление германских войск было остановлено, вскоре затем оно было задержано и под Нарвой. 23 февраля — день решительного отпора немецким захватчикам — празднуется с тех пор как день рождения Красной Армии.
В захваченных Пскове и псковских сёлах немцы установили режим жестоких репрессий. В первые же дни немцы убили в Пскове 140 человек пленных и арестованных. Часть из них была расстреляна, часть удушена при помощи особого прибора, зажимавшего горло приговорённого. Советская разведка доносила 1 марта, что город оцеплен разъездами; пулемёты поставлены около моста; приказы по Пскову пестрят угрозами смерти. Вокруг города были устроены проволочные заграждения с пропущенным по ним электрическим током. Никто из жителей в возрасте от 10 лет не мог появиться на улице без паспорта; любой военный мог требовать документы для проверки. В деревнях жестоко преследовали крестьян, подозреваемых в сочувствии советской власти; тех, у кого находили большевистские газеты, — убивали. «Если укажут, даже по злости, что такой то большевик, — показывали крестьяне деревень Барбаши и Олисово, — то немедленно расстреливают или вешают. Так, в Чирская [казнённые] висели по трое суток около дороги». Германское командование восстановило помещичью и капиталистическую собственность, ввело принудительный труд. Начался организованный и неорганизованный грабёж. Приказ командующего немецкой дивизии, занимавшей Псков, доводил «до сведения жителей г. Пскова и его окрестностей, что всё имущество здесь находящееся... перешло в собственность Германской империи...». Немцы вывезли в Германию продовольственные запасы интендантских складов, складов Союза городов, Земского союза, — запасы, которых, по словам самих немцев, хватило бы населению Псковской губернии на два года. В городе и деревнях начался голод. У крестьян реквизировали хлеб; хлеб вывозился в Германию. «Хлеба совершенно нет, — показывали те же крестьяне. — Вместо хлеба мешают льняное семя с овсом»; если «даже есть какие у крестьян продукты и [немцы] узнают, то сразу отбирают, даже мыло. Солдаты ведут себя нахально, требуют у населения всё, что им понравится».
С первых же дней вступления немцев на Псковщину здесь возникает партизанское движение. На улицах Пскова, несмотря на значительное усиление патрулей, каждый день находили 3—5 убитых. немцев. «Сами собой собираются партизанские отряды и появляются естественные начальники», — сообщалось 11 марта в донесении начальнику авангарда псковских отрядов. К 4 марта в районе действий этого авангарда насчитывалось до трёх тысяч партизан, получавших директивы от начальника авангарда. «Крестьяне крайне воодушевлены и организуются весьма энергично»,— доносил последний. 6 марта партизанами был взорван железнодорожный мост у станции Вербо. Взрывы и порчи путей создавали немцам серьёзные затруднения. Мелкие немецкие отряды уничтожались крестьянами. В Печерской волости крестьянами было убито 40 человек из немецкого отряда, явившегося для реквизиций. Отряд немцев, отправленный в деревню Стошко, был отбит женщинами, вооружившимися вилами и топорами. На станции Карамышево 200 крестьян добровольцами вступили в Красную Армию. Деревня была готова к восстанию. «Все крестьяне ожидают только восстания, — показывали крестьяне Василий Михайлов, Василий Кузьмин и Иван Михайлов, — и восстание предполагается сразу же, если только немцы будут пытаться жать и обирать рожь. Оружие имеется и хранится в надёжном месте». Партизанское движение охватило всю Псковщину.
Немцы удерживала в своих руках Псков 9 месяцев. В ноябре 1918 г. они вынуждены были начать отступление. Части 7 советской армии и партизанские отряды, действовавшие со стороны станции Карамышево, 27 ноября заняли Псков. В декабре вся Псковская область была очищена от врага.
VI
С первых дней вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу цветущую советскую страну на Псковской земле вновь развернулась смертельная борьба русского народа против старого ненавистного врага.
В июле 1941 г. Псков был захвачен гитлеровскими войсками. Предварительно немцы подвергли его жестокой бомбардировке. Часть города была сожжена, некоторые исторические памятники его разрушены. Население бежало от немцев. Фашисты расстреливали людей с самолётов, и по обочинам дорог долгое время лежали трупы мирных жителей.
Три года, в течение которых Псков был в руках немцев, были годами беспощадного террора и жестоких насилий, которые претерпели все наши города и сёла, временно оказавшиеся во власти немецко-фашистских извергов. Немцы производили массовые расстрелы мирного населения и «показательные» казни. За убийство немецкого солдата хватали первых попавшихся на улице, случайных, ни в чём не повинных людей и вешали. Военнопленных уничтожали голодом и непосильным трудом. В больнице проводили массовое умерщвление больных ядом, подмешанным в кофе. Закапывали ещё живых людей в могилы. Устраивали публичные порки и извещали об этом по радио. Организовали дом терпимости и забрали в него пятнадцатилетних девочек из школьных интернатов.
Происходило хладнокровное и жестокое истребление населения русского города.
Этот древний русский город, стоящий на исконной русской земле, город-хранитель славных исторических воспоминаний народа и сокровищница национальной культуры, должен был, по замыслу немцев, перестать быть русским. Русские были выселены из центральных улиц — эти улицы заселили немцы. В центральной части города на всех углах они прибили дощечки с немецкими названиями. Старая Стенная улица стала Берлинерштрассе; улицу Пушкина превратили в Геллертштрассе. Некрасовскую — в Турмштрассе. Появились Фрицштрассе, Францштрассе, Берташтрассе и т. п.
Памятники русской истории и русской культуры беззастенчиво расхищались и подвергались уничтожению. Художественную галлерею немецкая солдатня попросту разгромила в первые же дни захвата города: часть картин была выброшена на улицу, порвана и поломана, часть разбросана по залам, остальные в исковерканном виде свалены в одну из комнат. В Поганкиных палатах немцы открыли свой «музей». К тем коллекциям, которые остались здесь не эвакуированными, они прибавили вещи, вывезенные из пригородных ленинградских дворцов-музеев, из, музеев и храмов Новгорода. Но «музей» в Поганкиных палатах был не для русских: он существовал только для немцев, и специальная надпись, гласившая, что русским вход воспрещён, предупреждала об этом. «Музей» отнюдь не был хранилищем исторических и художественных ценностей. Будет правильно сказать, что он был местом их расхищения. Представители немецкой военной власти, посещая музей, уносили и увозили отсюда то, что им нравилось, вплоть до мебели и картин. При посещении Поганкиных палат генерал-комендантом Пскова его спутники растащили коллекцию старинных трубок. Начальник отдела искусств северного фронта немецкой армии граф Зольмст при первом же «обозрении» памятников искусства Пскова отобрал и велел денщику унести в свой автомобиль несколько древних изразцов из Поганкиных палат и один из рельефов собрания скульптуры, хранившейся в Троицком соборе. «Музей», открытый фашистами в Поганкиных палатах, вёл также и простую торговлю, и на некоторых выставленных для обозрения вещах имелись надписи о продаже. У входа стояла особая витрина с иконами, которые также продавались. Русские иконы имели у немцев особый «успех». Готовясь к оставлению города, они вывезли все музейные иконы и на выставке, организованной в Риге, устроили их продажу. Затем вывезли старые иконы из всех псковских церквей. В последние дни пребывания гитлеровцев в Пскове немецкие солдаты ходили группами по церквам, разворовывали иконы небольшого размера, которые были удобны для пересылки в Германию. Из стен древних церквей немцы выламывали и похищали старые изразцовые плиты.
При советской власти Псков вырос в значительный промышленный центр. Его население увеличилось с 40 тысяч (1913 г.) до 60 тысяч (1940 г.). Был построен ряд новых заводов, в том числе льночесальный, ремонтно-механический, завод «Победа» и др., и заново реконструированы старые, так что производительность их увеличилась во много раз.
Использовав имевшееся на складах Пскова сырьё, немцы уничтожили все промышленные предприятия Пскова, вывезя в Германию всё их оборудование.
Советский Псков был также крупным центром просвещения. Помимо 9 средних школ, в которых училось около 10 тысяч детей, в городе были Педагогический институт, ряд техникумов и других учебных учреждений, выпустивших за последние 8 предвоенных лет более 3 тысяч специалистов, в том числе около 600 человек с высшим образованием.
Немцы разрешили существование только начальным школам и одной гимназии, в которой установлена была столь высокая плата,что обучение в ней стало недоступным для большей части молодёжи.
После разгрома гитлеровских войск под Ленинградом немцы начали насильственный угон жителей Пскова на Запад. Предвидя, что Пскова им не удержать, немцы в бессильной ярости принялись окончательно разрушать .город, довершая разрушения, производившиеся в течение трёх лет. Они хотели «оставить после себя развалины», — как писала немецкая армейская газета «Ди фронт», — и сделали это.
Когда Красная Армия прорвала немецкий фронт под Островом и Пушкинскими Горами и создала угрозу немецким частям, находящимся в Пскове, в городе начались массовые взрывы и поджоги. Та же газета «Ди фронт» после отступления немцев из Пскова, в номере от 25 июля, рассказывала об этом преднамеренном уничтожении исторического города: «Между тёмными облаками, — описывалось в ней, — звёзды блистали как маленькие фонарики. На севере, над горизонтом, — жёлтая полоска. Над городом — красный отсвет. Время от времени полную ожидания тишину нарушает взрыв. Сапёры за работой... И вдруг со всех сторон и со всех концов — треск. Всюду кругом взрывы. Железнодорожные пути, фабричные здания, электростанция и белая водонапорная башня, характерная деталь в контурах города, рушатся. Дикий треск. Кругом жужжат осколки. Приходится нагибаться... Светлеет. Но солнце не может прорвать серые облака дыма, стоящего над развалинами. Под мостом вспыхивает яркое пламя. Оглушительный треск. Железные фермы разламываются, взлетают вверх и рушатся в мутную воду».
Главное в этом поэтизированном описании погрома лживо: немцы разрушали не одни «промышленные предприятия и пути сообщения», как уверяет «Ди фронт». Весь Псков обращался ими в руины. Взорваны и сожжены гитлеровскими войсками 7 школ, Дом Красной Армии, Естественно-исторический музей, театр им. Пушкина, здание Художественной галлереи и Художественного училища, больница, лютеранская церковь, обращённая в груду кирпича, вокзал, гостиница, просто жилые дома; подорваны толевыми шашками деревья в скверах и на улицах.
Оставшиеся дома, даже развалины зданий, были заминированы. В квартирах минами-сюрпризами были заминированы обстановка и оставленные предметы обихода: верная себе немецкая армия продолжала войну на уничтожение мирных жителей.
Немцы не пощадили также исторические и художественные памятники Пскова. Они взорвали колокольню XVII в. в Снетогорском монастыре И повредили взрывом собор монастыря, построенный в 1311 г., — один из древнейших памятников Пскова. Немецкие солдаты минировали псковский Троицкий собор: царские и боковые врата иконостаса, отдельные предметы церковного убранства, лестницы на хоры. Три русских человека погибли в соборе на этих минах, поставленных у входа в алтарь. Немцы заминировали также церковь Василия на Горке, построенную в 1413 г., и установили во входных дверях мины-сюрпризы. Наши сапёры предотвратили взрыв. До основания разрушена церковь Никиты-мученика, сооружённая в 1470 г. Взорвана часть Поганкиных палат. В нескольких местах подорваны древние стены Пскова. В старом псковском пригороде Гдове немцы при отступлении взорвали два его древних храма — Димитриевский собор XVI в. и Успенскую церковь — может быть, ещё более старую. В Острове они до основания уничтожили древние крепостные стены, свидетелей героической защиты города против войск Стефана Батория.
В Пушкинских Горах немецкие солдаты совершили надругательство над одним из самых дорогих и светлых воспоминаний русского народа — заповедными местами, связанными с именем Пушкина. С первых же месяцев захвата Пушкинского заповедника началось расхищение его музея. Представитель немецкой военной комендатуры обер-фельдфебель Фоссфинкель увозил из музея всё, что ему нравилось: картины, мебель, книги.
Осенью 1943 г. все ценности музея немцы отправили в Германию. Уже в 1944 г., перед своим отходом, немцы сожгли само здание музея. Так называемый «домик няни» был единственной постройкой Михайловской усадьбы, сохранившейся от пушкинских времён. Немцы разобрали домик и на его месте построили блиндаж. В вековом бору Заповедника они устроили заготовку леса и вырубили до 30 тысяч кубометров. После ухода из Михайловского гитлеровцы обстреляли его миномётным и артиллерийским огнём. Самые крупные ели въездной аллеи, деревья которой насчитывали в среднем 200—250 лет, повалены. Деревья столь же старой липовой аллеи — «Аллеи Керн», как её зовёт предание, — поломаны. Исковеркан любимый поэтом парк Тригорского. Сожжена деревянная церковь в Ворониче, прихожанином которой был Пушкин. Осквернены могилы членов семьи друзей Пушкина Осиповых-Вульф и священника И. Е. Раевского, спутника Пушкина по его прогулкам. «Исторический облик Заповедника, в котором русский народ видел пушкинские образы, — немцами искажён до неузнаваемости».
Бомбёжкой, обстрелами и дважды произведёнными взрывами немцы разрушили древний собор Святогорского монастыря. Колокольня его рухнула, купол пробит и крест с главы сорван; крыша приделов обрушилась. При отступлении немцы довершили дикий и бессмысленный разгром храма. Все иконы из иконостаса были вырваны и раскиданы по полу, некоторые из них прострелены. Церковная утварь переломана и брошена; пол усеян листами, вырванными из богослужебных книг и подлинных документов. Постройки монастыря сожжены и разрушены.
То, что совершено врагом над могилой Пушкина, представляет собою дикое и злобное кощунство. Все старания, приложенные немцами к тому, чтобы превратить, священный для России холм в грязную, обагрённую кровью, груду развалин и мусора, имели одну цель — оскорбить чувства русского народа.
Могила поэта была найдена после освобождения Заповедника заваленной мусором и щебнем, обломками иконных рам и кусками листового железа. Её ограда, мраморная баллюстрада, лестницы, ведущие к могиле, были поломаны или разрушены. Совершенно засыпаны были землёй и мусором могилы деда и бабушки Пушкина — Осипа Абрамовича и Марии Алексеевны Ганнибал. Как было установлено, «немцы подготовляли взрыв могилы Пушкина, Святогорского монастыря и самого холма, на котором находится могила поэта.
Под дорогу, проходящую вдоль северной стены монастыря, был заложен фугас, взрывом которого разрушена монастырская стена на протяжении 20 метров.
Второй фугас огромной силы был заложен на дороге с восточной стороны, у подножья могилы Пушкина: немцы прорыли специальный туннель, протяжением в 20 метров, тщательно замаскированный, в который были заложены специальные мины и 10 авиабомб по 120 килограммов каждая. Взорвать его немцы не успели ввиду стремительного наступления Красной Армии.
Оккупанты хорошо знали, что, войдя в Пушкинские Горы, бойцы и офицеры Красной Армии прежде всего посетят могилу поэта, и потому немцы превратили её в западню для патриотов. На территории монастыря и в близлежащей местности обнаружено и извлечено... до трёх тысяч мин».
* * *
Гитлеровская Германия начала войну против Советского Союза, руководимая бредовой идеей мирового господства, развив эту идею в чудовищной и безумной «теории» единственной исторической полноценности «германской расы» и её права на жизнь других народов. Цели фашистской Германии беззастенчиво были сформулированы её главарями, для их достижения они не гнушались никакими средствами. Ставилась задача не только захвата исконной территории русского народа, но и уничтожения его как нации. Массовое истребление части населения должно было, по замыслу Гитлера, ослабить русский народ численно, жестокие, унизительные насилия — подавить его дух. Русский народ должен был быть лишён своей национальной культуры. Разрушением памятников прошлого — древних городов, храмов, могил великих людей — уничтожались источники, питающие национальное самосознание. Сама земля, города с улицами, переименованными на немецкий лад, должны были забыть, что они русские. Величайшая славянская нация, сплотившаяся в могущественное государство ещё в то время, когда Германия находилась в хаосе мелких королевств, графств и владений, и создавшая великую духом культуру, должна была перестать существовать. Ей приуготовлялась судьба «класса побеждённых чужестранцев, кого мы хладнокровно называем рабами», — так рисовал будущее Гитлер.
Русский народ создал своё государство и свою культуру не только в упорном многовековом труде, но и в тяжёлой борьбе с многочисленными внешними врагами. В войнах сложилась мужественная Псковская республика, в обороне независимости России прошла дальнейшая история древней Псковской земли. В борьбе с татарским игом русский народ создал своё национальное Московское государство. «Оно родилось на Куликовом поле, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты», — говорил известный русский историк Ключевский. В народной войне, разгромившей в начале XVII в. польских интервентов, русское государство окрепло. Столетие спустя, победоносно завершив вековую борьбу с польской и шведской агрессией, оно под руководством Петра Великого создало могущественную европейскую империю. Замысел Наполеона покорить Россию рухнул под ударами русского народа, поднявшегося на защиту своей родины.
В борьбе со своей буржуазией и с международной интервенцией русский народ создал новое, Советское государство.
Безумный замысел гитлеровской Германии уничтожить русский народ родился в стране озверелой и отупелой от шовинистического угара. Можно нанести поражение армиям, но нельзя покорить народ, всем своим прошлым доказавший, что он знает, что такое родная земля, и умеет за неё бороться. Задуманное врагом и организованно осуществляемое массовое убийство русских людей не смогло ослабить силу народа, сломить его волю к сопротивлению.
С первых же дней немецкой оккупации жители Пскова ответили на кровавые расправы и неслыханные злодеяния немцев, на расстрелы и виселицы, на угон в немецкое рабство, на облавы и пытки упорной и непримиримой борьбой против фашистов. Никакие карательные мероприятия не в силах были прекратить диверсионные акты, взрывы, поджоги, нападения на немцев. Псковичи всячески помогали своим отважным сынам: народные мстители всегда находили у них надёжную помощь и укрытие.
Остервенелое разрушение памятников национальной культуры также не может ослабить духовной мощи народа, уничтожение древних русских городов, храмов и иных исторических реликвий не изгладит из его памяти славного прошлого.
Развалины древнего Пскова и исторических памятников Псковской земли, подобно разрушениям Новгорода, дворцов-музеев ленинградских пригородов, памятников Киева, усадьбы Ясной Поляны и многого другого, — только, умножают силу народной ненависти к остервенелому врагу. Осквернение русской земли, надругательство над национальными святынями лишь сильнее сплачивает народ. Как в годы прошлых испытаний, так и в годину новой борьбы русский народ встал на защиту Родины грозный и великий. Неминуема гибель покусившегося на нас врага, и час расплаты уже наступает.
Наше поколение, в титаническом напряжении всех своих сил отразившее новую угрозу родной земле гордое своим подвигом, может сказать словами Пушкина: «...мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?».