Минувший уикенд не принес ничего неожиданного в коммерческие результаты проката. Из новинок в первую пятерку пробился лишь «Сигнал». И критикам, и зрителям он скорее не понравился, чем понравился, хотя без заметного количества положительных рецензий не обошлось. А вот у «Виктора» полная катастрофа: гангстерская драма с Жераром Депардье не попала даже в десятку прокатных лидеров.
Отчасти эта неудача - вина сценариста и режиссера Фелипе Мартинеса, снявшего фильм, будто прямиком пришедший из 1990-х: «Линия жизни» (1996-й) - «Один шанс на двоих» (1998-й)... - «Виктор» (2014-й). А чего иного можно было ожидать от человека, всю жизнь пробавлявшегося малобюджетным кино? Кстати, реакция критиков и зрителей на эту ленту прямо противоположная. Первые разнесли ее в пух и прах, вторые в подавляющем большинстве (что на «Кинопоиске», что на «Афише») оставили сугубо положительные отклики. И все же общий зрительский рейтинг не очень высокий - предположение, что «Виктор» предназначен прежде всего ярым поклонникам Депардье, оправдалось.
Завершившийся Венецианский фестиваль принес отечественному кинематографу еще одну крупную награду. «Серебряным Львом святого Марка» за лучшую режиссуру награжден Андрей Кончаловский («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»). По сообщениям СМИ, «…Алексей Тряпицын» уже закуплен для проката в Италии, Франции, Португалии. А в России у него возможны серьезные проблемы. Дело не только в том, что фильм, как говорится, артхаусный.
В рамках крестового похода против «народной латыни» «Левиафан» (приз за сценарий Каннского МКФ), «Да и да» (приз за режиссуру Московского МКФ) и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» нашему зрителю показаны быть не могут. (Мне могут возразить, что dura lex sed lex, но когда против выступает даже поддерживающий власть во всех ее начинаниях Никита Михалков, это уже не суровость). Сообщалось, что Звягинцев пошел-таки в Каноссу и «Левиафан» специально переозвучат для проката. Но как заставить говорить литературным русским языком «а ля Дитрих Эльяшевич Розенталь» простого деревенского почтальона (а у Кончаловского почти всех героев играют непрофессиональные актеры) в фильме, снятом в документальной стилистике?
Ну а теперь от лент, которые мы, скорее всего (увы!), не увидим, обратимся к новинкам проката, которые нас ждут на этой неделе. По большей части это европейское кино, которое так любят синефилы отечественного разлива, однако…
«Люси» - режиссер Люк Бессон (Франция), в ролях - Скарлетт Йоханссон, Морган Фримен (оба из США). Локализация - Франция.
«Самый опасный человек» - по роману Джона Ле Карре (Великобритания), режиссер - Антон Корбейн (Нидерланды), в ролях Филип Сеймур Хоффман и Уиллем Дефо (США), Рейчел Макадамс (Канада), Григорий Добрыгин (Россия). Локализация - Германия.
«Пряности и страсти» - по роману Ричарда Мораиса (США), режиссер Лассе Хеллстрем (Швеция), продюсеры Стивен Спилберг и Опра Уинфри (США), в ролях Хелен Миррен (Великобритания), Ом Пури (Индия). Локализация - Франция.
Такое сейчас европейское кино: большую постановку одной кинематографии не потянуть, поэтому все крупнобюджетные проекты делают, за редкими исключениями, в копродукции и на английском. Глобализация!
Впрочем, кому война - а кому мать родна. Люк Бессон в условиях кинематографической глобализации живет со времен «Леона» и чувствует себя как рыба в воде. «Люси» - это (цитирую положительную рецензию) типичная бессоновщина. Бессон уверяет, что проект он обдумывал аж 10 лет - как же! «Девушка, невольно ставшая наркокурьером, случайно пробует новый синтетический наркотик и в результате открывает в себе суперспособности», - чтобы сочинить такое, достаточно сложить вместе «Области тьмы» и «Ханну. Совершенное оружие».
Но фильмы Бессона мы любим отнюдь не за отточенные сценарии и блистательную режиссуру. Его картины отличает чисто французский шарм - очаровательное нахальство парижского жиголо и неповторимая лихость марсельского таксиста (видим, что дурят, но с радостью ведемся!). И того, и другого в «Люси» - с избытком. На сегодняшний момент в международном прокате это, наряду с «Пятым элементом», одна из самых кассовых картин Люка Бессона. Благосклонны к ней оказались и критики, особенно много положительных рецензий в России.
«Пряности и страсти» - новая гастрономическая мелодрама от специалиста этого «жанра» Лассе Хеллстрема («Шоколад», «Правила виноделов»). Как всегда, оригинальное название («Дорога в сто шагов» - речь идет о расстоянии между конкурирующими ресторанами) было исковеркано отечественными локализаторами. Сюжет особой новизной не блещет: два соперничающих ресторана, хозяева которых поначалу друг друга терпеть не могут, затем их отношения теплеют… и так далее. Однако, поскольку Хеллстрем - это все-таки знак качества, отвергать с порога «Пряности и страсти» не стоит. Это вполне достойная мелодрама, не претендующая на звание шедевра, но позволяющая приятно провести время.
О «Самом опасном человеке» речь уже шла в статье, посвященной программе Московского кинофестиваля. Теперь лента появилась в отечественном прокате. Ее главный плюс - великолепный Филип Сеймур Хоффман: так получилось, что эта роль стала для него последней. Главный минус - литературная основа: Джон Ле Карре - осколок холодной войны со всеми ее пропагандистскими шаблонами, включая (как сказано в одной из рецензий) зашкаливающую русофобию. Но Ле Карре сейчас в моде, поэтому российским любителям кино и Филипа Сеймура Хоффмана придется потерпеть.