Именно по велению Екатерины Великой в XVIII веке по проекту великого русского градостроителя П.Р. Никитина был построен гостеприимный «путевой» дворец, ныне музей, в котором хранятся бесценные сокровища тверской земли.
Вторая покровительница царского дома — внучка известной императрицы великая княгиня Екатерина Павловна, при которой дворец, да и сам город, пережил период расцвета.
Сегодня в стенах дворца собраны ценнейшие коллекции живописи различных школ и декоративно-прикладного искусства, с которыми можно ознакомится, посетив экспозиции галереи.
Научным коллективом Тверской областной картинной галереи, которая размещается в правом крыле дворца, начиная с 90-х годов прошлого столетия ведется планомерная поисковая и исследовательская работа в различных направлениях: по истории, функциональному использованию, персоналиям, художественному развитию дворцового ансамбля.
За многие десятилетия в коллекции Императорского дворца сложилась своеобразная «романовская галерея», насчитывающая множество живописных, графических и скульптурных произведений.
Собирание императорских и великокняжеских портретов всегда было приортетным делом для служащих дворца.
Потому сегодняшнее событие, которое произошло в Розовом зале музея, — настоящий праздник… Но обо всем по порядку…
В 2007 году в одном из московских собраний был обнаружен живописный портрет княжны Екатерины Павловны в детстве, выполненный неизвестным профессиональным художником начала девятнадцатого века с оригинала великого русского портретиста Д.Г. Левицкого. Портрет, несомненно, представлял для галереи значительный интерес не только в художественном, но и в историческом и краеведческом плане. Запечатленная на нем личность оставила заметный след в российской и, в частности, тверской истории. Это прижизненный портрет великой княгини, который, вполне вероятно, был выполнен в мастерской Левицкого одним из его учеников по заказу императорского двора.
Потребовалось много времени и усилий (в том числе и проведение во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря и в Государственной Третьяковской галерее искусствоведческих и технико-технологических экспертиз, подтвердивших высокое художественное качество и музейное значение предложенного портрета), прежде чем картина три года спустя оказалась в стенах Тверского дворца.
Произведения этого периода и такого профессионального уровня — большая редкость на современном художественном рынке, поэтому поступление портрета в коллекцию можно расценивать как большую удачу.
Это событие совпало с Днем Великой Екатерины — покровительницы музея. Как можно после этого не верить в совпадения?
Презентация картины — торжественное событие. Заинтересованные гости и взволнованная принимающая сторона. А виновник торжества — удивительный портрет — спрятался за драпировкой. Его открыли только после того, как были сказаны все речи, пожелания и благодарности.
На глазах всех присутствующих изображение маленькой Екатерины Павловны вмонтировали в раму и повесили в центре зала. Теперь удивительное по своей красоте и трогательности произведение будет достойным украшением картинной галереи.
Историческая справка
Великая княгиня Екатерина Павловна (1788 — 1819) — шестой ребенок и четвертая дочь в семье императора Павла I. Исторические источники свидетельствуют о неоднократном сватовстве Наполеона Банопарта к великой княгине. После окончательного отказа Наполеону (1808 год) Екатерина Павловна вступает в брак с принцем Георгом Гольштейн-Ольденбургским (1809 год), назначенным новгородским, тверским и ярославским генерал-губернатором и вместе с тем главным директором путей сообщения Российской империи. Их резиденцией стал Тверской Императорский дворец.
Проживая в Твери, чета Ольденбургских много внимания уделяла благоустройству города и благотворительности. В 1812 году Екатерина Павловна выступила с инициативой создания тверского народного ополчения, одновременно призвав русское дворянство последовать ее примеру. В 1813 — 1815 годах эта смелая женщина сопровождала императора Александра I в походах; присутствовала на совещаниях Венского конгресса, оказывая влияние на его исход.
Великая княгиня — один из главных персонажей нашего города, чей образ неотделим от Твери. В годы ее пребывания здесь, а во многом и ее стараниями Тверь стала одним из самых красивых городов России. А Тверской Императорский дворец, перестроенный для нее Карлом Росси, стал сравним с лучшими дворцами Европы.