Николай Михайлович Сидельников (1891 — 1960) певец, скрипач, дирижер, композитор — сыграл большую роль в музыкальной жизни Твери. На протяжении ряда лет Сидельников работал музыкальным руководителем в драматическом театре, художественным руководителем в областной филармонии, но
главное, он создал городской симфонический оркестр и стал его вдохновителем и дирижером.
Сидельников родился в 1891 году в старинном русском городе Пензе. Музыке стал учиться с семилетнего возраста. В 15 лет окончил Музыкальное училище Императорского музыкального общества. После чего совершенствовался в Московских скрипичных классах. В 1912 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу вокала и композиции.
Успешно окончив это престижное учебное заведение, он получил высшее музыкальное образование.
В 1915 году Н.М. Сидельников был призван в армию, начал служить в Твери в составе 57-го запасного пехотного батальона. В 1918 году добровольно вступил в ряды Красной армии, был назначен капельмейстером военного оркестра и до конца жизни остался в нашем городе. Обладая редкой энергией и исключительной работоспособностью, он службу в армии совмещал с работой в музыкальной школе, в клубе III Интернационала, в хоре культпросвета «Пролетарка» и в Драмтеатре.
В 1922 году Н.М. Сидельников ушел с военной службы, однако продолжал работать в Драмтеатре, где был композитором и дирижером оркестра до 1948 года.
Здесь он написал музыку к пятидесяти спектаклям, таким, как «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Отелло» В. Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Дворянское гнездо» Тургенева, «Слуга двух господ» Гольдони.
В разные годы Сидельниковым и его симфоническим оркестром были подготовлены и исполнены многие произведения мирового классического репертуара. И сегодня не может не впечатлять своим размахом отбор музыкальных произведений: это 2-я симфония и увертюра «Кориолан» Бетховена, сюита из балета «Лебединое озеро» Чайковского, увертюры к операм «Кармен» Бизе, «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера.
В печати не раз отмечалось, что по технике исполнения коллектив тверских музыкантов нисколько не уступал столичным мастерам. Сам Николай Михайлович нередко успешно выступал перед слушателями как скрипач, а как певец, обладатель лирико-драматического тенора, исполнял на концертах арии из опер, романсы, песни известных русских и зарубежных композиторов.
Николай Михайлович был настоящим энтузиастом музыкальной культуры, одновременно с работой в театре вел большую педагогическую работу: преподавал теорию музыки в Калининском музыкальном училище, читал лекции по истории музыки в Калининском театральном училище. Он обучал детей игре на скрипке, а взрослым музыкантам давал уроки пения. Благодарную память о Н.М. Сидельникове сохранили артисты Калининской (ныне Тверской) филармонии Г. Збарский и Т. Давыдова, где он был художественным руководителем с 1948 по 1956 годы.
А для Сергея Лемешева встреча с Н.М. Сидельниковым была поистине судьбоносной. Декабрь 1919 года выдался на редкость холодным. В лютый мороз в валенках, бумажных брюках и коротком ватнике Сергей Лемешев, прошагав 50 верст, добрался до Твери. В городском клубе (ныне Дом офицеров) юноша обратился к Николаю Михайловичу, который руководил музыкальной частью, с просьбой, чтобы ему разрешили выступить на концерте. Дебют и первый успех. Зал долго аплодировал молодому певцу. Так у нас, на тверской сцене, зажглась звезда знаменитого русского тенора.
Виктор Васильев, автор книги «Вокруг Лемешева», справедливо пишет: «История музыкальной культуры Твери немыслима без имени Николая Михайловича Сидельникова так же, как и без имени Сергея Яковлевича Лемешева. Эти имена я не случайно ставлю рядом: судьбе было угодно переплести пути этих талантливых людей. Их встреча на подмостках Дома Красной армии в Твери в далеком 1919-м на долгие годы подарила им творческую дружбу. Имя Николая Михайловича Сидельникова, к сожалению, не так хорошо известно, как имя С.Я. Лемешева, даже тверитянам».
Справедливости ради пришло время воздать должное этому замечательному человеку, наставнику и другу великого певца России. Из воспоминаний младшего сына Николая Михайловича, композитора Николая Сидельникова известно, что Лемешев, будучи уже профессиональным певцом, когда приезжал в Тверь на гастроли, брал у его отца уроки сольного пения. Этот факт весьма значительный, если учесть, что Лемешев уже в эти годы имел законченное консерваторское образование и был солистом Большого театра в Москве.
Сегодня можно говорить о музыкальной династии Сидельниковых. Жена Николая Михайловича, Мария Алексеевна Сидельникова, была профессиональной певицей и преподавала вокал в Музыкальном училище. Атмосфера, в которой росли и воспитывались дети Сидельниковых, была насыщена музыкой. По вечерам в их доме собирались друзья-музыканты. Игрались квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бородина и Стравинского. Звучала вокальная музыка Шуберта, Шумана, Брамса, Глинки, Римского-Корсакова и Мусоргского. Николай Михайлович, сидя за роялем, пел партии из русских и зарубежных опер.
Конечно, неслучайно музыкантами стали сыновья Сидельниковых. Старший, Михаил, закончил музыкальное училище и преподавал там музыкально-теоретические дисциплины. Николай окончил Московскую консерваторию, стал известным профессиональным композитором, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Он автор оратории «Поднявший меч», в основу которой положены летописные тексты из истории Киевской Руси. Сюжет оратории посвящен событиям, происходившим во времена княжения Ярослава Мудрого.
Это произведение получило высокую оценку со стороны Дмитрия Шостаковича, высказавшего пожелание, чтобы его чаще играли. Внучка Николая Михайловича Анастасия Сидельникова тоже стала профессиональным музыкантом. Она неоднократно выступала в Твери с органными концертами.
Семья Сидельниковых вырастила не только талантливых музыкантов, но и филологов. Дочь Сидельниковых — кандидат филологических наук Татьяна Николаевна — посвятила свою жизнь педагогическому труду, многие годы она успешно преподавала литературу на филологическом факультете Тверского государственного университета.
Наталья Васильевна Беляева, внучка Николая Михайловича, доктор педагогических наук, одна из ведущих в Российской Федерации специалистов по методике преподавания литературы в школе и вузе.