Работал в театрах Орджоникидзе (Владикавказ), Ростова-на-Дону, Куйбышева (Самара), Калинина (Твери), Якутска. Ставил спектакли в Бийске Алтайского края, Торопце Калининской области, Кашине Калининской области.
Спектакли, поставленные в Москве:
Школа-студия МХАТ — «Сторож». Г. Пинтер.
Консерватория, клуб Большого театра СССР —- «История солдата». И.Стравинский.
Дом актера, ВТО СССР — «В.И. Ленин». В. Маяковский, А. Вознесенский
Дом актера, ВТО СССР — «Там вдали». В. Шукшин.
Дом актера, ВТО СССР — «Трава забвения». В. Катаев.
Дом актера, ВТО СССР — «Картина». В. Славкин.
В 1985 году по направлению Министерства культуры РСФСР приехал на работу в Якутск в Русский драматический театр, где поставил спектакли «Священные чудовища» (Ж. Кокто), «Жили-были» (В. Лившиц), «Вся надежда» (М. Рощин), «Кошка, которая гуляла сама по себе» (Р. Киплинг), «Маленький Мук» (Л. Корсунский), «Восемь любящих женщин» (Р. Тома).
При поддержке Ярославского райкома ВЛКСМ создал молодежный театр-студию «ЭХО», где поставил спектакли «Спортивные сцены 1985 года» (Э. Радзинский), «Недотепино королевство» (Л. Устинов), «Скамейка» (А. Гельман), «Криминальный талант» (А. Родионов), «Картина» (В. Славкин), «Мертвые души» (Н. Гоголь, М. Булгаков), «Диалоги» (по пьесе В. Коркия «Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили»).
Как оператор и режиссер выпустил 73 авторских телепередачи «Кабинет» и ряд сюжетов на каналах ОРТ и ВГТРК, много лет сотрудничал с передачей Первого канала «Человек и закон».
Опубликовал ряд статей практически во всех республиканских газетах, озвучивал фильмы на киностудии «Сахафильм».
2002 год — режиссер-постановщик художественного национального фильма о Сергее Есенине «Жизнь длиною с песню» по заказу Государственного комитета РФ по кинематографии и Министерства культуры РФ. Киностудия «АСЕ — видео», Москва.
Снял документальные фильмы «Жатай», «Реки, которые мы выбираем» (о строительстве Вилюйской ГЭС-3», дипломант международного кинофестиваля «Человек и море», номинант фестиваля российского регионального кино «Лазурная звезда» в Сочи, дипломант всероссийского кинофестиваля «Живая вода» (Петропавловск-Камчатский), дипломант международного фестиваля масс-медиа «Гонг-95».
Член правления Союза кинематографистов РС(Я), член оргкомитета первого кинофестиваля в Якутии «Солнечный конь» (2003 г.), стипендиат Союза кинематографистов Российской Федерации.
***
Сижу посреди белой странички Word где-то в центре изящного провинциального города. Здесь, как нигде, ощущаешь унылое очарование бытия, здесь кружевные фасады зданий и непрекращающиеся дожди.
Сижу здесь, и все, чем люди заняты, кажется мне просто чуть более или чуть менее обаятельной глупостью: стрелять — глупость опасная, жениться — глупость милая, доказывать свою правоту — глупость несусветная. Мир, трехмерный, поделенный, как в детстве, на зоны, выкрашенные в разные цвета, стал понятен. Какое откровение ни получи — все равно не будешь знать, что с ним делать. Куда ни сбеги — везде будешь собой. Чего ни добейся — умрешь и все равно никому ничего не докажешь. Мир состоит из плюсов и минусов — из зла и добра, и там и там интересно. И на той и на другой стороне своя правда. Всякий прав, просто кто-то убедительнее. И если нам день дадут побыть самым отчаянным террористом-самоубийцей, мы поймем, что им движет, и сможем оправдать и его. Все на свете споры происходят оттого только, что людям лень ставить себя на чужое место. За один и тот же поступок в одно и то же время можно получить прикладом в висок и Звезду Героя.
Вот такие мысли зародились в моей бесшабашной светловолосой голове после нашего с вами разговора, Петр Николаевич. Будто черепную коробку вскрыли, переворошили там все, разложили по полочкам. О судьбе, случайностях, ответственности за выбор своих решений…
Что такое талант, любовь или сама жизнь? Талант, любовь и всякие большие авансы — это просто очень, очень, очень много работать, и только. Это пахать и пахать, с выходными и отпусками в виде тяжелейших творческих кризисов, когда текст начинается «разлезаться» у тебя под руками, или спектакль не «склеивается». И мучительны разлуки с творчеством, заполненные до краев обсасыванием обид и панического страха потерять. Талант — это просто тяжелая работа. Не дающая гарантий, не сулящая перспектив, не обещающая ни легких денег, ни обеспеченной старости, ни даже намека на покой. Ни прогулять ее, ни бросить, ни поменять на ремесло попроще. Потому что если бросить и поменять — окажешься ничтожеством. Можно перестать жить, и это способ, которым пользуется едва ли не каждый четвертый…
— В 25 лет я решил по примеру любимого Маяковского и Есенина свести счеты с жизнью, прокричав миру о его несоответствии. Порезав руку, написал кровью записку: «Прошу в моей смерти никого не винить» — и пошел вешаться. Но дело в том, что то место, где я запланировал самоубийство, атаковали голуби. Их надо было покормить, чем я и занимался два часа. Пока я этим занимался, в голове пробежала вся жизнь. Представлялась мать, для которой моя смерть станет страшной трагедией. Через два часа желание вешаться явно поубавилось, и я вернулся домой, где жил со своим другом.
На столе по-прежнему тосковала «кровавая» записка. А вот книжные полки с драгоценными для меня произведениями пустовали. Оказалось, что мой друг решил извлечь наибольшую выгоду из моей смерти и поспешил сдать все мои книги в «Букинист», откуда я их потом выкупал.
Самое интересное в этой истории — осознание того, что если бы я в тот момент повесился, то так бы и не узнал, что мой близкий человек на самом деле ничтожество. Умирал бы, думая, что он приличный человек…
Теперь живу, подражая Льву Толстому, который прожил долгие годы, не переставая радоваться каждому отписанному дню, прекрасно понимая, что жизнь — это самый большой дар…
Пьяный вечер шатался по городу, проникая в трещины старых домов и хмельные головы актеров народного театра, которые отмечали сбор труппы в 90-м, юбилейном сезоне. Почетного гостя, режиссера и хорошего друга Петра Колбасина очень ждали. Он опоздал. На час. Вошел резко, рассекая воздух. Старожилы театра кинулись обниматься, другие с почтением жали руку.
— Прошу прощения, обычно не опаздываю. Просто на мопеде из Кашина ехал. Столько лет не садился. Машин много стало, уф-ф. Страшно! Я четыре раза на обочину съезжал, иначе фуры бы снесли. Помогло каскадерское прошлое. Хотя реакция, конечно, не та, 68 лет все-таки…
Ему 68, и он приехал из Кашина в Тверь на мопеде! Глаза светятся, взрослый мужчина радуется как ребенок. Он неспокойный, нелогичный, наивный и совершенно счастливый. Зависть берет, глядя на такого. Без заморочек, простой и правдивый.
— Ребята, я вам молочка привез, парного. Оно еще сегодня утром теплым было. Попробуйте, я им только и спасаюсь.
Долго принюхивалась к манящей коровьей жидкости. Пахло детством, летом, сенокосом, утром, бидоном, краюхой черного хлеба и коровой Машкой из деревни, где я жила на каникулах. На вкус было еще лучше.
Может, в этом молоке и заключается тайна целого космоса мыслей, живущих в голове Петра Колбасина? Может, именно оно и спасет творческий люд от экзальтированности и непонятости, когда не слова в простоте, сплошные многоточия? Панацея от всего этого обычное деревенское молоко из-под коровы! А может, что-то другое… хотя какое это имеет значение, когда он сидит напротив, совершенно настоящий. Смотрю внимательно, изучаю.
О профессии говорит лаконично:
— Режиссеры бывают двух видов. Реже серы и чаще серы. Я реже сер.
Режиссер Петр Колбасин — цельный. Интересный в деталях и умопомрачительный целиком.
О России:
— Я живу в стране немыслимых сочетаний. Олигарх плачет, ему не хватает полтора миллиона на новую яхту, а санитарка в больнице прекрасно живет на три тысячи в месяц. И хорошо выглядит. И дочь у нее в институте учится.
Никогда не забуду, как ехал во времена перестройки на поезде Владивосток — Москва. На полустанках около вагона-ресторана ошивались дети с опухшими от голода животами. А рядом стояли магазины, где продавались 10 видов жвачки и презервативы с вишневым вкусом.
Когда ты можешь себе позволить и с бизнесменом в шикарном ресторане ужинать, и с бомжем на помойке общаться, очень интересно жить становится.
О тщеславии:
— Если бы я родился в провинции и приехал бы учиться в Москву, то никогда бы не уехал из столицы. Тогда все было иначе. Коренные москвичи на Северный полюс ехали. Нас воспитывали иначе. По нынешним меркам, как придурков.
А потом, я не мог смотреть, как издеваются в МХАТе над моим учителем, Олегом Ефремовым. Как гнобят Высоцкого. Меня возмущали закулисные интриги, зависть. Я так не мог. Не понимал, не умел и, самое главное, не хотел учиться.
О Твери:
— Когда был подростком, мне родители разрешали ездить на электричке только до Олабушева. А вот, например, до Клина или Калинина уже нельзя было. Появилась страсть увидеть Калинин. В итоге не только увидел, но и проработал в нем немало. Сразу после Москвы и МХАТа друзья пригласили возглавить народный театр. Здесь настоящая любовь. Самодеятельность всегда от любви.
О любимых городах:
— Кашин мой город. Он напоминает мою старую Таганку, на которой я вырос и которой сейчас нет. Один к одному. Река Кашинка похожа на Яузу. Там те же кувшинки, те же ужи.
А в Якутию я уехал, потому что в Москве мне не давали ставить. На Севере была творческая свобода. Когда уезжал, думал, что сдаю себя в добровольную ссылку, буду жить среди оленеводов. А оказалось, что там мудрейшие люди живут. В них нет жадности, желания загрести впрок, про запас. Многому меня научили. Я теперь ко всем национальностям, ко всем религиям отношусь лояльно.
О религии:
— Сейчас все живут, надеясь на Бога. Жениться, выздороветь, разбогатеть. Бог поможет. Правильно ли это? А бог его знает…
Я крещеный. У меня мама была верующая, таскала в церковь, хотя отец служил в КГБ у Сталина. Но он закрывал на это глаза. Потому что любил. Отец у меня был чекист, а матушка носила отчество Иосифовна и верила в Бога.
Главное — это создатель, а не икона. Икона — это картина. А человек подобен Богу, потому что может создавать. Но нужно вкладываться душой. Чтобы скрипка запела, в ней должна быть душа мастера.
Знаю только одно. В храме не будешь ругаться матом. В пивной за углом — будешь. А в храме никогда. Это место, которое околдовывает людей. Они там становятся лучше.
О мечте:
— Хочу, чтобы тот, кто меня знал, после смерти не плюнул на мою могилу. Поэтому нельзя идти на компромиссы и сделки с совестью. Олигархом можно стать запросто, но тогда обязательно плюнут. Хочешь бабки? Имей, только потом не плачь. И правдиво рассказывай, где ты их взял, кого обманул.
Искусство создано для того, чтобы говорить правду. Для этого Шекспир написал «Гамлета», надо знать, что твой дядя засранец, замочил папу. Чтобы главный вопрос — быть или не быть — появился у каждого. Для этого и Пушкин писал. Для этого Чернышевский свыше двух десятилетий скитался по тюрьмам и ссылкам и ходил в кандалах.
И обязательно скоро появятся люди, которые не побоятся говорить правду, иначе искусство вымрет, будет работать только на кассу. Ведь это очень просто — делать кассу. Показал голую грудь актрисы — и к тебе сбежалось пол-Москвы, спектакль стал сенсацией. Только к искусству это не имеет никакого отношения.
Хочу восстановить «Историю солдата» в большом театре. История о том, что обратного пути нет. Если ты продал душу дьяволу, назад не вернуться. У солдата было все, он обдумывал, как бы начать продавать воздух, чтобы каждую секунду человечество платило, боясь задохнуться.
Когда понимаешь, что ты наделал и кем стал без души, запущенный механизм уже не остановить. «История солдата» заканчивается триумфальным маршем дьявола. Это потрясающе. Это заставляет задуматься.
О жизни:
— Я не прожил «какашкину» жизнь, хоть что-то создал. И всегда был честным, так отец научил. Не могу украсть, иногда хочется, но не могу.
…Я сижу посреди белой странички Word где-то в центре изящного провинциального города, здесь, как нигде, ощущаешь унылое очарование бытия, здесь кружевные фасады зданий и непрекращающиеся дожди. Сижу и пью молоко. Когда думаю об этом человеке, хочется молока.